Валерия Шихова
Занятие с детьми подготовительной группы по формированию целостной картины мира «Сретение»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие с детьми подготовительной группы по формированию целостной картины мира
Цель: приобщать детей к культуре русского народа; воспитывать интерес к народным праздникам и учить понимать их смысл; воспитывать нравственные чувства путём приобщения детей к культуре русского народа.
Задачи:
Образовательные:
Формировать у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте.
Расширять знания детей о народных праздниках, их значении, времени празднования.
Развивающие:
Развивать интерес к народным праздникам и учить понимать их смысл.
Публикация «Занятие с детьми подготовительной группы по формированию целостной картины мира „Сретение“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сретение Господне, 15 февраля
- Темочки
Воспитательные:
Воспитывать у детей чувство любви и уважение к культурным ценностям и традициям русского народа.
Воспитывать у детей желание быть причастным к отечественным традициям.
Материалы и оборудование:
Картины с изображением крестьянских весенних работ, картинки с изображением орудий труда, игровой набор «Домашние животные и их детёныши», календарь погоды.
Предварительная работа:
Пение и слушание русских народных песен, сказок, рассматривание картин, разучивание пословиц, беседы о народных праздниках, разучивание стихов.
Ход НОД.
1. Организационная часть.
Воспитатель: Уже пронеслись веселые зимние праздники, длиннее становится день. Со светлой надеждой мы ждем весну. Но как робки, как неуверенны ее шаги: то и дело дает о себе знать зимушка – зима, никак не хочет уходить!
И, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления, люди давным – давно уже придумали веселые и праздничные обряды, с которыми мы сегодня с вами познакомимся. Готовы, ребята?
Дети: Да!
2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, а какой по счёту месяц зимы – февраль?
Дети: Третий, последний.
Воспитатель: Если февраль – последний месяц зимы, какое же потом время года наступит?
Дети: Весна!
Воспитатель: Правильно, молодцы, ребята. Сейчас как раз середина февраля - 15 февраля, в этот день в народе обычно говорили: «Зима с весной встречается». И называли этот день «Сретение», что означает встреча.
А про февраль в народе говорили так: «Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит». Как вы понимаете это выражение, ребята?
Дети: В феврале погода разная бывает. То ветерок тёплый, почти весенний подует, то мороз сильный на окошках узоры рисует.
Воспитатель: Молодцы, всё правильно говорите, переменчивый февраль. Ребята, а знаете, почему говорят: «Зима с весной встречается?»
Дети: Потому что весна приближается, и должна встретиться с зимой.
Воспитатель: Да. А ещё, именно с этого дня русские крестьяне начинали готовиться к весенним работам. А как вы думаете, чем крестьяне занимались весной? У вас у многих есть дачи, ваши мамы, папы, дедушки, бабушки работают там. Скоро наступит весна, что они там будут делать, какие выполнять весенние работы?
Дети: Нужно будет обрабатывать землю, чтобы можно было посеять семена для будущего урожая.
Воспитатель показывает картинки крестьянских весенних работ. Дети рассматривают картинки.
Воспитатель: Умницы, ребята. Вы рассказали, чем ваши мамы, папы, бабушки и дедушки землю обрабатывают, а вот с помощью каких приспособлений, орудии труда велись работы раньше?
Педагог показывает картинки с орудиями труда, но не называет их.
Воспитатель: Послушайте, ребята, загадки, а ответ постарайтесь на картинке найти :
• Два рога, одна нога (Соха).
• Загуляла корова, всё поле рогами переполола (Соха).
• Пятеро десен на четыре зуба (Борона).
Воспитатель: Да, ребята, именно с середины февраля крестьяне шли в свои сараи, где лежат инструменты. Какие инструменты поломались – их надо ремонтировать: где надо забить гвоздь, закрепить что-нибудь, т. е. они занимались починкой и обновлением рабочих инструментов. Особенно много работы было у кузнецов и у колёсников, которые налаживали ходовую часть телеги, чтобы не скрипела, не прыгала, а катилась легко и быстро.
Отгадайте ещё одну загадку:
• Два убегают, два догоняют, отдыхают вместе (колёса).
Воспитатель: Правильно, ребята, это колёса. А ещё, ближе к весне рождались у коровы, у козы, у овцы, у свиньи).
Дети помогают педагогу закончить словосочетание, в то время, как педагог выставляет животных на стол.
Воспитатель: Чтобы животные не замёрзли, их держали за печкой или в тёплом закутке. А также появляются котята, щенки. Все они рождаются очень беззащитными животными, и человек заботится о них. Кур начинали прикармливать овсом, чтобы больше несли яиц. Послушайте прибаутку:
Дуня, моя Дуня,
Милая Авдотья.
Как у нашей Дуни
Что было скотины:
Кобыла Ненила,
Жеребец Гаврила,
Корова Алёна,
Бык был Ерёма,
ГусихаАгаха,
Селезень Игнаха,
Курица Варвара,
Петух был Макара,
Кошка Матрёшка,
Кот был Алёшка,
Овечка Манька,
А баранчик Ванька.
Воспитатель: Перечислите всех животных в этой забавной прибаутке.
Дети: Кобыла, жеребец, корова, бык, гусиха, селезень, курица, петух, кошка, кот, овечка, баранчик.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень внимательные. А кто может посчитать, сколько всего у Дуни было животных?
Дети считают вместе с педагогом.
Воспитатель: Лошадь была самым ценным животным в каждом крестьянском дворе, основной тягловой силой крестьян, на которой держалось благополучие сельской семьи. Хозяин особо тщательно следил за ней: чистил, купал. Для лошадей и «звание» придумали, в зависимости от того, где лошадь используется: «Кляча воду возит, лошадь землю пашет, конь под седлом». Однако мало кто из крестьян держал верховых лошадей. В основном использовали лошадей для хозяйских нужд. По состоянию коня судили о хозяине.
Воспитатель: Но до настоящей весны ещё далеко, зима ещё холодная. По сегодняшнему дню раньше определяли, какой будет урожай. Давайте посмотрим, какая погода сегодня (разговор о погоде, с предположениями о будущем урожае по народным приметам).
Пословицы:
• В Сретение капель – урожай пшеницы.
• Ясная погода в Сретение – к плохому урожаю. Травы будет много, а хлеба мало.
• В Сретение метель дорогу переметает – к неурожаю.
3. Заключительная часть. Итог НОД.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы славно сегодня потрудились. Скажите ещё раз, пожалуйста, кто сегодня с кем повстречался?
Дети: Зима с весной повстречались.
Воспитатель: Как этот день встречи зимы с весной в народе называют?
Дети:Сретенье.
Воспитатель: Вот она весна – красна (педагог показывает куколку в образе весны). Что вы можете, дети, сказать о весне? Какая она?
Дети: Молодая, красивая, улыбчивая, милая.
Воспитатель: А как вы думаете, что Зима с Весной сказали друг другу при встрече?
Ответы детей.
Воспитатель: Ну что ж, подождём Весну-красну ещё немножко. Что она нам принесёт?
Ответы детей.
Воспитатель: А ещё она нам радость принесёт, хорошее настроение, а когда хорошее, радостное настроение, то всем весело и все улыбаются. Давайте и мы друг другу улыбнёмся, подарим своё солнечное, лучистое настроение!
Дети и воспитатель улыбаются друг другу, слегка потягиваются, представляя, что светит тёплое, ясное солнышко, хлопают в ладошки.