Евгения Репина
Занятие по экспериментированию «Вода-растворитель» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Вода-растворитель
Цель: изучение свойств воды.
Задачи: дать детям знания о растворимых и нерастворимых в воде веществах, научить детей обобщать и анализировать увиденное и делать выводы после проведение опыта.
Материал: вода в прозрачных стаканчиках по количеству детей, соль, сахар, краска, банки с водой, песок, глина, земля.
Занятие проводится в два этапа: первый этап в группе за столами, дети сами проводят опыты, растворяя в питьевой воде соль, сахар и краску. И на улице во время прогулки, растворяем все вместе в воде песок, глину и землю.
Публикация «Занятие по экспериментированию „Вода-растворитель“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Растворение в воде
- Темочки
Первый этап:
Растворение соли и сахарного песка. Воспитатель задает детям вопросы о растворимости соли и сахарного песка, вспомнить приходилось ли им в жизни растворять два этих вещества и в каких жизненных ситуациях. Затем предлагает растворить ложечку соли и сахара в воде (каждое вещество в отдельном стакане). Дети проводят опыт. Выясняется, что соль и сахар растворились в воде без остатка и теперь, чтобы узнать, где какой раствор, необходимо его попробовать, что дети и делают.
Анализируем и обобщаем увиденное :
Изменилась ли прозрачность воды? (Прозрачность не изменилась, вода осталась такая как и была - прозрачная)
Изменился ли цвет воды? (Цвет не изменился)
Изменился ли вкус воды? (Вода стала соленой, сладкой)
Можно ли сказать, что соль и сахар исчезли? (Да, они растворилась, исчезли их не видно)
Сделайте вывод. (Соль и сахар растворились)
Растворение краски в воде: Воспитатель предлагает детям вспомнить, растворяется или нет в воде краска, дети регулярно проводят такой опыт, когда рисуют красками и моют кисточку в стакане. Воспитатель предлагает добавить краску в воду и размешать её. Анализируем и обобщаем увиденное:
Изменилась ли прозрачность воды? (Да изменилась, вода стала не прозрачная). Изменился ли цвет воды (Да, цвет воды изменился, вода окрасилась в цвет растворенной в ней краски).
Добавим в воду еще краски, что мы видим? (Чем больше краски, тем интенсивнее становится цвет воды)
Сделайте вывод (краска в воде растворяется)
Второй этап:
Растворение глины, песка и земли: Воспитатель задает детям вопросы о растворимости песка, глины и земли. Дети предполагают возможный результат, затем растворяют песок, глину и землю в банках с водой, убеждаются в том, что глина, песок и земля не растворяются в воде.
Изменилась ли прозрачность воды? (Вода стала мутной, грязной)
Изменился ли цвет воды? (Цвет воды изменился, в банке с песком вода приобрела желтоватый цвет, в банке с глиной - коричневый, а в банке с землёй – серый).
Исчезли ли песчинки, частички глины и земли? (Более тяжелые песчинки опускаются на дно, а мелкие плавают в воде, делая ее мутной; частички глины также опускаются на дно, в банке с землей крупный частицы образуют осадок, а более легкие - сухие травинки, насекомые плавают на поверхности)
Сделайте вывод. (Песок, глина и земля не растворяются)
Подводим итог занятия :
Воспитатель предлагает пофантазировать, что было бы, если бы песок растворялся в воде (его бы не было бы в нашей песочнице после первого дождя)
Как люди используют свойство воды растворять некоторые вещества?
- Безвкусная вода становится сладкой или соленой благодаря сахару или соли, так как вода растворяет их и приобретает их вкус. Это свойство человек использует, когда готовит пищу: заваривает чай, варит компот, супы, солит и консервирует овощи, заготавливает варенье.
- Когда мы моем руки, умываемся или купаемся, когда стираем одежду, то используем жидкую воду и ее свойство – растворителя (порошок и мыло растворяются в воде
В воде также растворяются газы, в частности кислород. Благодаря этому в реках, озерах, морях живут рыбы и другие. Для живых организмов, обитающих в воде, например, рыб, очень важен кислород, растворенный в воде. Он им нужен для дыхания. Если бы кислород не растворялся в воде, то водоемы были бы безжизненными. Зная это, люди не забывают насыщать кислородом воду в аквариуме, где живут рыбки, или прорубают зимой проруби в водоемах для улучшения жизни подо льдом.
Когда рисуем красками или гуашью, мы тоже растворяем их в воде чтобы они лучше наносились на бумагу и получался рисунок.
К какому выводу мы пришли, исследовав это свойство воды? (Вода – хороший растворитель для некоторых веществ.)