Васильева Елена Валерьевна
Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе «В гостях у Хозяйки медной горы» (свойство камней)
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по экспериментированию
в подготовительной группе
«В гостях у Хозяйки медной горы»
(свойство камней)
Васильева Елена Валерьевна
Воспитатель СОГБОУ «Прогимназия «Полянка»
Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.
Задачи:
1. Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть). Закрепить навыки работы с увеличительными приборами.
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе „В гостях у Хозяйки медной горы“ (свойство камней)» размещена в разделах
- Бажов П.П.
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Свойства камней, опыты и эксперименты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
2. Развивать исследовательские навыки: (выделять существенные признаки и связи, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы).
3. Развивать любознательность, внимание, наблюдательность, мелкую моторику, воображение, логическое мышление, речь.
4. Воспитывать элементарные общепринятые нормы и правила взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности, интерес к объектам неживой природы.
Материалы: сундучок ощущений, наборы камней, лупы, кусочки пластилина, стаканы с водой, ложки, подносы и салфетки на каждого ребёнка, цветные камешки для подарков.
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?
Дети: Да!
Воспитатель: Я хочу вам сегодня предложить вместе со мной отправиться в сказку. Но чтобы узнать в какую, нужно отгадать загадку про её главную героиню:
«Небольшого роста девка,
И сама вся статная,
И коса ее чернява,
Да такая ладная.
Платье цвета малахита,
В косах ленты красные,
Глаза словно изумруды,
Волшебные и ясные»
Дети: Хозяйка Медной горы
Воспитатель: Кто помнит автора этой замечательной сказки?
Дети: Павел Петрович Бажов
Воспитатель: Давайте на минутку закроем глаза и отправимся в сказку. (звучит музыкальный фрагмент)
Воспитатель: Открывайте глаза. Вот мы и попали в гости к Хозяйке Медной горы. Но Хозяйка такая хитрая оказалась, нас к себе в гости заманила, а сама исчезла. Но посмотрите, она оставила нам какие-то интересные загадки. Попробуем их разгадать?
Ой, посмотрите, - сундучок. Он необычный, волшебный. Давайте посмотрим, что в нем. Пусть каждый из вас проденет в рукава руки, найдет предмет и опишет нам то, что почувствует и попробует угадать, что там лежит. (В «ящике ощущений» лежат различные камни)
Дети: Каждый описывает тот камень, который нашел в ящике.
Воспитатель: А как образуются камни, вы знаете?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Да, ребята, камни бывают разные. Посмотрите, какую коллекцию камней оставила нам Хозяйка Медной горы. Она такая предусмотрительная и так камни любит, что даже специальные приборы для рассматривания приготовила. Как они называются? (Лупы) Для чего нужны? Как ими пользоваться? (объяснения детей). Давайте рассмотрим камни.
Одни образовались из магмы и лавы при извержении древних вулканов. Когда магма застывала, получался твердый камень (базальт и гранит).
Другие образовывались в результате того, что какие-то вещества осаждались и скапливались в больших количествах где-нибудь на дне древних океанов и спрессовались. Например: известняки (образовались из раковин древних моллюсков).
Янтарь – это окаменевшая смола.
Жемчуг – единственный камень, который не требует обработки, но добыть его нелегко. Песчинка попадает в моллюск, но моллюск не сопротивляется плохому воздействию, а наоборот проявляет заботу и нежность, начинает обволакивать его кристаллическим веществом – перламутром. Проходят годы, прежде чем на свет появляется такое перламутровое чудо – как жемчужина. Тут еще много различных камней. Мы возьмем эту коллекцию с собой и узнаем об остальных камнях подробнее уже в группе.
Какой же вывод мы сможем сделать, рассмотрев коллекцию камней? Давайте представим, что мы с вами камни. Пока мы все вместе, в одной горе. Физкультминутка “Гора”
Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки) .
Катятся, катятся камешки прочь. (Часть детей отходят в сторону. Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте) .
Раскатились камешки, и с той самой поры
Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).
Дети: Камни очень разнообразны
Воспитатель: Ну что, пойдем дальше? Смотрите, ёще камешки лежат на подносах (подносы на каждого с камнем и куском пластилина). И задача от Хозяйки Медной горы. Она просит определить, где камень, а где не камень? А как нам это проверить?
Дети: сжать в руке.
Воспитатель: Проверим? И какой вывод сделаем? Камень какой?
Дети: Камень твердый.
Воспитатель: Ну что же, пойдем дальше. Ребята, скоро стемнеет. А фонарика у нас нет. Как нам быть? Посмотрите, какие необычные камешки здесь лежат, как будто их специально здесь оставили. Может быть они нам помогут. (Спросить всех детей) Давайте мы посмотрим, что же будет если сильно стукнуть камень о камень (накрыться, провести опыт, дать понюхать камешки). Какое ещё свойство камней мы узнали?
Дети: При помощи камней можно получать огонь
Воспитатель: Давайте возьмем эти камни с собой и если понадобиться зажжем факелы. А вокруг звери дикие, страшно, чем бы их напугать? Животные боятся громких звуков. Могут ли камни нам помочь?
Дети: Постучать камень о камень.
Воспитатель: Предлагаю вам сделать погремушки. Для этого нам понадобится пластмассовая тара и мелкие камешки.
Опыт: «Погремушка» (камень в баночке) Отправляемся дальше, нам теперь ничего не страшно.
Физкультминутка
По дорожке мы идем
Дружно баночки трясем
Потрясем над головой
Очень путь наш не простой!
Банки пред собой кладем
И вокруг них обойдем
Даже можно проскакать
Только чур, не задевать
На ладошке понесем,
А другой ладошкой бьем,
Дружно повторим слова
Раз и два, раз и два!
Какой вывод мы можем сделать?
Дети: Камни издают звуки!
Воспитатель: Вот шли, мы, шли и к речке пришли. Как же нам переправиться? (ответы детей). А если мы кинем большие камни и препрыгнем по ним? А они не растворятся? А что же будет, если камень в воду опустить? (ответы)
Опыт: опустить гальку в воду
Вывод: камни в воде темнеют.
Воспитатель. : посмотрите-ка ребята, вон, на стене рисунки какие –то нарисованы. Подойдем поближе. Чем это нарисовано, как вы думаете? (каменным углем). Да, ребята, некоторыми камнями можно рисовать.
А давайте нарисуем каменного человечка, какой он должен быть? ( ММЧ-ТРИЗ: держит форму, держатся за руки)
Посмотрите, мы уже нашли выход из горы, а здесь шкатулка какая –то, давайте посмотрим. (Драгоценные камни, кулоны. Да это же Хозяйка для нас подарки приготовила, вот какие красивые (раздать кулоны), а давайте мы ей тоже подарок сделаем. Раз она так драгоценные камни любит, сделаем ей из камней «Каменный цветок» (на дощечке из пластилина основание, вдавливание камешков)
Рефлексия: Молодцы, ребята. Интересно вам было в гостях у Хозяйки медной горы? Что нового мы сегодня узнали? (ответы детей)