Максимова Алевтина Владимировна
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Прогулка в осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по экологии в подготовительной группе «Прогулка в осенний лес»
Предварительная работа.
1. Наблюдения за осенними изменениями в природе (осенние деревья и кустарники, листопад, частые дожди и т. д.)
2. Работа с календарем природы.
3. Рассматривание репродукций, картин с изображением осенних пейзажей.
4. Рассматривание книжных иллюстраций, картинок на осеннюю тему.
5. Беседа по картине И. Левитана «Золотая осень».
Публикация «Конспект занятия по экологии в подготовительной группе „Прогулка в осенний лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
6. Беседы о подготовке птиц, зверей, растений к зиме.
7. Беседы о перелетных и зимующих птицах.
8. Беседы о деревьях, разучивание дидактических игр: «Детки на ветки», «Угадай дерево по описанию».
9. Составление гербария.
10. Чтение художественной литературы:
- Г. Серебрицкий «Берегите птиц»;
- И. Поленов «Синичкины кладовки»;
- В. Бианки «Купание медвежат»;
- Д. Н. Мамин – Сибиряк «Серая шейка».
Материалы и оборудование
1. Кленовые листья (веточки).
2. Карточки с изображением листьев и семян деревьев.
3. Иллюстрации деревьев (клен, береза, сосна, ель, дуб, рябина).
4. Картинки с изображением признаков осени.
5. Картинки с изображением птиц, зверей.
6. Запись «Времена года» П. И. Чайковского.
7. Угощение от белочки (корзина с «грибочками»).
Задачи:
Развивающие:
- развивать у детей умение выделять приметы каждого времени года;
- развивать логическое мышление, воображение, умение восстанавливать логическую взаимосвязь, путем использования пословиц;
- закреплять знания детей о связях между природными явлениями
(с похолоданием изменилась жизнь растений и животных);
- продолжать учить детей правильной и понятной речи для окружающих, грамматически правильно строить предложения, уметь высказывать своё мнение, активизировать и пополнять словарный запас новыми словами (брусника, голубика).
Образовательные:
- познакомить детей с разнообразием деревьев в лесу, научить различать лиственные деревья и хвойные;
- расширить представления детей о диких животных, обитающих в лесах; о том, чем они питаются и как готовятся к зимней спячке;
- дать детям представление о птицах, их разнообразии;
- научить делить птиц на перелётных и зимующих (на основе связи между характером корма и способом его добывания);
- активизировать и пополнить словарный запас: перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, прилёт, брусника, голубика.
Воспитательные:
- формировать умение видеть красоту природы,
· воспитывать любовь к природе;
- продолжать формировать навыки культуры поведения на природе: не загрязнять окружающую среду, бережно относиться к растениям и животным;
- продолжать учить детей правильной и понятной речи для окружающих, грамматически правильно строить предложения, уметь высказывать своё мнение.
Ход занятия:
Воспитатель: – Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
А мы с вами сегодня тоже пойдем в гости. А вот к кому, попробуйте догадаться.
(Воспитатель загадывает загадку.)
«Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ванечку - брусникой,
Костю – костяникой,
Машеньку – орешком,
Сережу – сыроежкой,
Настеньку – малиной,
Полину – земляникой».
Воспитатель: – Так кто этот богатырь?
Дети: Конечно лес.
Воспитатель: - А что такое лес?
Дети: Это место, где растет много деревьев, кустарников, ягод, грибов. Там живут звери, птицы, насекомые!
Воспитатель:- какое сейчас время года?
(Сейчас время года – осень.)
Значит, в какой лес мы с вами пойдем? (В осенний.)
- Кто из вас бывал в осеннем лесу?
Значит, вы знаете правила поведения в лесу, давайте их повторим.
1. Нельзя шуметь, бегать в лесу.
2. Надо беречь муравейники потому, что муравьи – санитары леса.
3. Не стоит подходить близко к гнездам птиц.
4. В лесу нужно ходить по тропинкам.
5. Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.
6. Нельзя разжигать костер, от огня погибают многие растения и насекомые.
Пусть «красивое» останется в природе.
Воспитатель – Молодцы! Вы хорошо усвоили правила поведения в лесу. Значит можно идти в гости.
Основная часть занятия.
Звучит музыка «Времена года».
Воспитатель: Вот и лес.
(Ребенок читает стихотворение с. Погореловского про лес.)
«Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою?
Что нам шепчешь на заре?
Весь в росе как в сентябре?
Кто в глуши твоей томится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой не утаи
Ты же видишь – мы свои!
Воспитатель: - Посмотрите вокруг. Как красиво!
Ребята, что вы видите?
(Деревья стоят в красивом наряде, под ногами листья, листья разноцветные.)
Воспитатель: – Давайте поприветствуем осенний лес, прочитать ему стихотворение.
(Читает ребенок.)
В темный лес дремучий
Заглянула осень.
Сколько свежих шишек
У зеленых сосен!
Сколько спелых ягод
У лесной рябинки!
Выросли волнушки
Прямо на тропинке!
И среди брусники,
На зеленой кочке
Вылез гриб – грибочек
В красненьком платочке!»
(Е. Трутнева.)
Воспитатель: – Ребята, какие признаки осени вы знаете?
Дети: Постепенно становится холодно, небо закрыто облаками, идет моросящий дождь, сырой и холодной стала почва, изменились листья на деревьях, не слышно пение птиц.
Воспитатель: – Как приятно ходить по земле, усыпанной разноцветными листьями. Слушать, как они тихо шуршат под ногами.
На, что похожа земля, укрытая листьями?
Дети: На ковер.
Воспитатель: – Дует ветер, листья летят. Ребята, что это было сейчас?
Дети: Листопад.
Воспитатель: – Почему желтеют листья и опадают?
Дети: Осенью много воды, но дерево не может ее взять осенью земля стала холодной, а холодную воду корни всасывать не могут, поэтому листья желтеют и опадают.
(Воспитатель предлагает потанцевать с листочками.)
Воспитатель: – Лес большой многоэтажный дом, в котором живет много- много жильцов и соседей. Они живут вместе в одном лесу, каждый находит себе пищу, места для гнезд и нор.
А вы знали ребята, что лес и вода как брат и сестра и друг без друга жить не могут.
- Кому нужна вода в лесу?
Дети: Деревьям, кустарникам, животным и птицам
Воспитатель: А вы знаете кто самые важные жители в лесу? Что является основой леса?
Дети: Деревья
Воспитатель: – Почему вы так думаете?
Дети: Деревья, это основа леса они выделяют кислород, необходимый для чистого воздуха, являются жильем и убежищем для зверей и птиц.
Воспитатель: – Какие деревья растут в лесу?
Дети: Дуб, береза, осина, ель, липа, рябина
Воспитатель: – Давайте послушаем, что расскажут деревья о себе.
Дуб: Я большое могучее дерево. Моя древесина очень прочная и твердая. Из нее издавна делали самые лучшие корабли, дома, мебель. Каждый год на мне поспевают желуди, которые служат пищей для многих зверей и птиц.
«Дует ветер с юга,
Дует ветер с вьюгой,
И с востока налетает
Но меня он не сломает!
Дуйте, ветры, - не боюсь –
Дубом, как – никак зовусь!
Липа: «Выросла я липка, тоненькой и гибкой не ломай меня!
Медоносным цветом зацвету я летом, береги меня»
Меня очень любят пчелы. Летом, когда я покрываюсь желтыми душистыми цветами, они прилипают собирать нектар, из которого потом получается целебный липовый мед. Мои цветы сушат и добавляют в чай, их так же используют как средство от простуды.
Ель: Меня, молодую елочку, вы хорошо знаете, наряжаете игрушками на новый год и водите вокруг меня хороводы. Я вырастаю большим деревом, а вместо листьев у меня множество маленьких темно-зеленых иголочек. Они называются – хвоя.
Воспитатель: В еловой хвое много витаминов. Её даже перерабатывают в хвойную муку, добавляя в корм для скота.
Между деревьями растут кустарники. Чем кустарники отличаются от деревьев? (У дерева один ствол, а у кустарника - несколько, кустарник - ниже дерева).
Воспитатель: Какие кустарники вы знаете?
Дети: шиповник, малина, боярышник.
Воспитатель: У каждого дерева и кустарника есть листья и семена.
Предлагаю поиграть в игру «От какого дерева лист?»
Воспитатель: А почему в лесу стало так тихо?
Как называются птицы, которые проводят зиму в теплых краях?
(Перелетные.)
- А почему они улетают?
(Перелетные птицы питаются насекомыми, а осенью насекомые исчезают, многие из них теплолюбивые.)
Воспитатель: А как вы думаете, все ли птицы сразу улетают?
Дети: Нет, сначала улетают птицы, которые питаются насекомыми, потому, что они прячутся: ласточки, жаворонки, стрижи, кукушки.
Воспитатель: Затем улетают птицы, которые находят корм на земле, потому, что исчезают червячки – это скворцы, грачи, журавли.
В последнюю очередь улетают водоплавающие птицы потому, что вода на водоемах замерзает. Это гуси, утки, лебеди.
Воспитатель: Ребята, а как называются птицы, которые остаются с нами на зиму?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: А чем же питаются зимующие птицы?
Дети: Ягодами рябины, зернами, семечками и крошками хлеба, которые дают люди.
Воспитатель: А кто может назвать зимующих птиц?
Дети: Воробьи, голуби, синицы, галки, вороны.
Воспитатель: А знаете ли вы, ребята, что делают люди, чтобы птицам было легче перенести зиму?
Дети: Вешают кормушки.
Звучит музыка.
Воспитатель: К нам в гости пришли лесные жители (медведь, заяц, ежик, белка). Мы их сказать попросим, как они встречают осень.
Мишка:
В берлогу скоро лягу спать
За осенью зима пришла опять.
Пусть мне во сне приснится мед!
Проснусь, когда весна придет!
Воспитатель: Медведь впадает зимой в спячку. Как же он всю зиму спит и ничего не ест? Он же может умереть с голоду?
Дети возражают.
Воспитатель: правильно, у него под кожей накапливается жир, так как он осенью много ест.
- Чем он питается?
Дети: спелыми ягодами, орехами, желудями, рыбой.
Ё ж:
Я тоже буду спать как мишка
Я поохотился за лето:
Грибы искал, мышей ловил,
Мне нужно отдохнуть за это,
Устал я, выбился из сил.
Заяц:
Пора мне, зайчику линять
Пора мне шубку поменять
Зимой быть серым не могу
Меня заметят на снегу.
У косого нет берлоги
Не нужна ему нора
От врагов спасают ноги
А от голода – кора.
Белка:
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе,
Орешки я грызу.
Осенью я линяю, рыжая шерсть выпадает, и на её месте вырастает новая, теплая, серого цвета.
Воспитатель: Дети, а какие звери ещё обитают зимой в лесу?
Кабан – питается желудями,
Лось – ест мох, ягоды, грибы,
Волк – хищник
Лиса – хищник
Воспитатель: Кто же заботится о лесе?
Дети: Лесник.
Воспитатель: Главная его задача – защита леса со всеми его обитателями – растениями и животными. Он организовывает посадку новых деревьев и регулирует вырубку старых. Заботится о строительстве кормушек, в которых зимой животные и птицы могут найти себе пропитание.
Воспитатель: для чего нужен лес людям?
Дети: Лес – кормит, одевает, согревает, лечит.
Воспитатель: Какие пословицы о лесе вы знаете?
1. Невысок лесок, а от ветра защита.
2. Зеленое царство – лучшее лекарство.
3. Лес – наше богатство.
4. Там, где лес, всегда чистый воздух.
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята. Как много вы знаете о лесе и его обитателях.
А как замечательно вы себя вели в лесном доме. За это, белочка решила поделиться своими запасами на зиму и оставила вам корзиночку с «грибами».
(Дети под «Шум леса» уходят в группу.)
Литература:
1. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5–6 лет - Воронеж ТЦ «Учитель» 2002 год.
2. Н. Ф. Дик «Развивающие занятия по экологии для дошкольников» - М:ООО ТИД «Русское слово» - Р. С.
3. Л. Бобылева «Береги природу!» - журнал Дошкольное воспитание № 7 – 2002 г.
4. С. Н. Николаева «Юный эколог». Система работы с детьми в старшей группе детского сада. Для занятий с детьми 5-6 лет. – М: МОЗАИКА – Синтез. 2010 год.