Получи документы

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Прогулка в осенний лес»

Максимова Алевтина Владимировна
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Прогулка в осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие по экологии в подготовительной группе «Прогулка в осенний лес»

Предварительная работа.

1. Наблюдения за осенними изменениями в природе (осенние деревья и кустарники, листопад, частые дожди и т. д.)

2. Работа с календарем природы.

3. Рассматривание репродукций, картин с изображением осенних пейзажей.

4. Рассматривание книжных иллюстраций, картинок на осеннюю тему.

5. Беседа по картине И. Левитана «Золотая осень».

Публикация «Конспект занятия по экологии в подготовительной группе „Прогулка в осенний лес“» размещена в разделах

6. Беседы о подготовке птиц, зверей, растений к зиме.

7. Беседы о перелетных и зимующих птицах.

8. Беседы о деревьях, разучивание дидактических игр: «Детки на ветки», «Угадай дерево по описанию».

9. Составление гербария.

10. Чтение художественной литературы:

- Г. Серебрицкий «Берегите птиц»;

- И. Поленов «Синичкины кладовки»;

- В. Бианки «Купание медвежат»;

- Д. Н. Мамин – Сибиряк «Серая шейка».

Материалы и оборудование

1. Кленовые листья (веточки).

2. Карточки с изображением листьев и семян деревьев.

3. Иллюстрации деревьев (клен, береза, сосна, ель, дуб, рябина).

4. Картинки с изображением признаков осени.

5. Картинки с изображением птиц, зверей.

6. Запись «Времена года» П. И. Чайковского.

7. Угощение от белочки (корзина с «грибочками»).

Задачи:

Развивающие:

- развивать у детей умение выделять приметы каждого времени года;

- развивать логическое мышление, воображение, умение восстанавливать логическую взаимосвязь, путем использования пословиц;

- закреплять знания детей о связях между природными явлениями

(с похолоданием изменилась жизнь растений и животных);

- продолжать учить детей правильной и понятной речи для окружающих, грамматически правильно строить предложения, уметь высказывать своё мнение, активизировать и пополнять словарный запас новыми словами (брусника, голубика).

Образовательные:

- познакомить детей с разнообразием деревьев в лесу, научить различать лиственные деревья и хвойные;

- расширить представления детей о диких животных, обитающих в лесах; о том, чем они питаются и как готовятся к зимней спячке;

- дать детям представление о птицах, их разнообразии;

- научить делить птиц на перелётных и зимующих (на основе связи между характером корма и способом его добывания);

- активизировать и пополнить словарный запас: перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, прилёт, брусника, голубика.

Воспитательные:

- формировать умение видеть красоту природы,

· воспитывать любовь к природе;

- продолжать формировать навыки культуры поведения на природе: не загрязнять окружающую среду, бережно относиться к растениям и животным;

- продолжать учить детей правильной и понятной речи для окружающих, грамматически правильно строить предложения, уметь высказывать своё мнение.

Ход занятия:

Воспитатель: – Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

А мы с вами сегодня тоже пойдем в гости. А вот к кому, попробуйте догадаться.

(Воспитатель загадывает загадку.)

«Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ванечку - брусникой,

Костю – костяникой,

Машеньку – орешком,

Сережу – сыроежкой,

Настеньку – малиной,

Полину – земляникой».

Воспитатель: – Так кто этот богатырь?

Дети: Конечно лес.

Воспитатель: - А что такое лес?

Дети: Это место, где растет много деревьев, кустарников, ягод, грибов. Там живут звери, птицы, насекомые!

Воспитатель:- какое сейчас время года?

(Сейчас время года – осень.)

Значит, в какой лес мы с вами пойдем? осенний.)

- Кто из вас бывал в осеннем лесу?

Значит, вы знаете правила поведения в лесу, давайте их повторим.

1. Нельзя шуметь, бегать в лесу.

2. Надо беречь муравейники потому, что муравьи – санитары леса.

3. Не стоит подходить близко к гнездам птиц.

4. В лесу нужно ходить по тропинкам.

5. Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.

6. Нельзя разжигать костер, от огня погибают многие растения и насекомые.

Пусть «красивое» останется в природе.

Воспитатель – Молодцы! Вы хорошо усвоили правила поведения в лесу. Значит можно идти в гости.

Основная часть занятия.

Звучит музыка «Времена года».

Воспитатель: Вот и лес.

(Ребенок читает стихотворение с. Погореловского про лес.)

«Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою?

Что нам шепчешь на заре?

Весь в росе как в сентябре?

Кто в глуши твоей томится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой не утаи

Ты же видишь – мы свои!

Воспитатель: - Посмотрите вокруг. Как красиво!

Ребята, что вы видите?

(Деревья стоят в красивом наряде, под ногами листья, листья разноцветные.)

Воспитатель: – Давайте поприветствуем осенний лес, прочитать ему стихотворение.

(Читает ребенок.)

В темный лес дремучий

Заглянула осень.

Сколько свежих шишек

У зеленых сосен!

Сколько спелых ягод

У лесной рябинки!

Выросли волнушки

Прямо на тропинке!

И среди брусники,

На зеленой кочке

Вылез гриб – грибочек

В красненьком платочке!»

(Е. Трутнева.)

Воспитатель: – Ребята, какие признаки осени вы знаете?

Дети: Постепенно становится холодно, небо закрыто облаками, идет моросящий дождь, сырой и холодной стала почва, изменились листья на деревьях, не слышно пение птиц.

Воспитатель: – Как приятно ходить по земле, усыпанной разноцветными листьями. Слушать, как они тихо шуршат под ногами.

На, что похожа земля, укрытая листьями?

Дети: На ковер.

Воспитатель: – Дует ветер, листья летят. Ребята, что это было сейчас?

Дети: Листопад.

Воспитатель: – Почему желтеют листья и опадают?

Дети: Осенью много воды, но дерево не может ее взять осенью земля стала холодной, а холодную воду корни всасывать не могут, поэтому листья желтеют и опадают.

(Воспитатель предлагает потанцевать с листочками.)

Воспитатель: – Лес большой многоэтажный дом, в котором живет много- много жильцов и соседей. Они живут вместе в одном лесу, каждый находит себе пищу, места для гнезд и нор.

А вы знали ребята, что лес и вода как брат и сестра и друг без друга жить не могут.

- Кому нужна вода в лесу?

Дети: Деревьям, кустарникам, животным и птицам

Воспитатель: А вы знаете кто самые важные жители в лесу? Что является основой леса?

Дети: Деревья

Воспитатель: – Почему вы так думаете?

Дети: Деревья, это основа леса они выделяют кислород, необходимый для чистого воздуха, являются жильем и убежищем для зверей и птиц.

Воспитатель: – Какие деревья растут в лесу?

Дети: Дуб, береза, осина, ель, липа, рябина

Воспитатель: – Давайте послушаем, что расскажут деревья о себе.

Дуб: Я большое могучее дерево. Моя древесина очень прочная и твердая. Из нее издавна делали самые лучшие корабли, дома, мебель. Каждый год на мне поспевают желуди, которые служат пищей для многих зверей и птиц.

«Дует ветер с юга,

Дует ветер с вьюгой,

И с востока налетает

Но меня он не сломает!

Дуйте, ветры, - не боюсь –

Дубом, как – никак зовусь!

Липа: «Выросла я липка, тоненькой и гибкой не ломай меня!

Медоносным цветом зацвету я летом, береги меня»

Меня очень любят пчелы. Летом, когда я покрываюсь желтыми душистыми цветами, они прилипают собирать нектар, из которого потом получается целебный липовый мед. Мои цветы сушат и добавляют в чай, их так же используют как средство от простуды.

Ель: Меня, молодую елочку, вы хорошо знаете, наряжаете игрушками на новый год и водите вокруг меня хороводы. Я вырастаю большим деревом, а вместо листьев у меня множество маленьких темно-зеленых иголочек. Они называются – хвоя.

Воспитатель: В еловой хвое много витаминов. Её даже перерабатывают в хвойную муку, добавляя в корм для скота.

Между деревьями растут кустарники. Чем кустарники отличаются от деревьев? (У дерева один ствол, а у кустарника - несколько, кустарник - ниже дерева).

Воспитатель: Какие кустарники вы знаете?

Дети: шиповник, малина, боярышник.

Воспитатель: У каждого дерева и кустарника есть листья и семена.

Предлагаю поиграть в игру «От какого дерева лист?»

Воспитатель: А почему в лесу стало так тихо?

Как называются птицы, которые проводят зиму в теплых краях?

(Перелетные.)

- А почему они улетают?

(Перелетные птицы питаются насекомыми, а осенью насекомые исчезают, многие из них теплолюбивые.)

Воспитатель: А как вы думаете, все ли птицы сразу улетают?

Дети: Нет, сначала улетают птицы, которые питаются насекомыми, потому, что они прячутся: ласточки, жаворонки, стрижи, кукушки.

Воспитатель: Затем улетают птицы, которые находят корм на земле, потому, что исчезают червячки – это скворцы, грачи, журавли.

В последнюю очередь улетают водоплавающие птицы потому, что вода на водоемах замерзает. Это гуси, утки, лебеди.

Воспитатель: Ребята, а как называются птицы, которые остаются с нами на зиму?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: А чем же питаются зимующие птицы?

Дети: Ягодами рябины, зернами, семечками и крошками хлеба, которые дают люди.

Воспитатель: А кто может назвать зимующих птиц?

Дети: Воробьи, голуби, синицы, галки, вороны.

Воспитатель: А знаете ли вы, ребята, что делают люди, чтобы птицам было легче перенести зиму?

Дети: Вешают кормушки.

Звучит музыка.

Воспитатель: К нам в гости пришли лесные жители (медведь, заяц, ежик, белка). Мы их сказать попросим, как они встречают осень.

Мишка:

В берлогу скоро лягу спать

За осенью зима пришла опять.

Пусть мне во сне приснится мед!

Проснусь, когда весна придет!

Воспитатель: Медведь впадает зимой в спячку. Как же он всю зиму спит и ничего не ест? Он же может умереть с голоду?

Дети возражают.

Воспитатель: правильно, у него под кожей накапливается жир, так как он осенью много ест.

- Чем он питается?

Дети: спелыми ягодами, орехами, желудями, рыбой.

Ё ж:

Я тоже буду спать как мишка

Я поохотился за лето:

Грибы искал, мышей ловил,

Мне нужно отдохнуть за это,

Устал я, выбился из сил.

Заяц:

Пора мне, зайчику линять

Пора мне шубку поменять

Зимой быть серым не могу

Меня заметят на снегу.

У косого нет берлоги

Не нужна ему нора

От врагов спасают ноги

А от голода – кора.

Белка:

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе,

Орешки я грызу.

Осенью я линяю, рыжая шерсть выпадает, и на её месте вырастает новая, теплая, серого цвета.

Воспитатель: Дети, а какие звери ещё обитают зимой в лесу?

Кабан – питается желудями,

Лось – ест мох, ягоды, грибы,

Волк – хищник

Лиса – хищник

Воспитатель: Кто же заботится о лесе?

Дети: Лесник.

Воспитатель: Главная его задача – защита леса со всеми его обитателями – растениями и животными. Он организовывает посадку новых деревьев и регулирует вырубку старых. Заботится о строительстве кормушек, в которых зимой животные и птицы могут найти себе пропитание.

Воспитатель: для чего нужен лес людям?

Дети: Лес – кормит, одевает, согревает, лечит.

Воспитатель: Какие пословицы о лесе вы знаете?

1. Невысок лесок, а от ветра защита.

2. Зеленое царство – лучшее лекарство.

3. Лес – наше богатство.

4. Там, где лес, всегда чистый воздух.

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята. Как много вы знаете о лесе и его обитателях.

А как замечательно вы себя вели в лесном доме. За это, белочка решила поделиться своими запасами на зиму и оставила вам корзиночку с «грибами».

(Дети под «Шум леса» уходят в группу.)

Литература:

1. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5–6 лет - Воронеж ТЦ «Учитель» 2002 год.

2. Н. Ф. Дик «Развивающие занятия по экологии для дошкольников» - М:ООО ТИД «Русское слово» - Р. С.

3. Л. Бобылева «Береги природу!» - журнал Дошкольное воспитание № 7 – 2002 г.

4. С. Н. Николаева «Юный эколог». Система работы с детьми в старшей группе детского сада. Для занятий с детьми 5-6 лет. – М: МОЗАИКА – Синтез. 2010 год.

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД во 2 младшей группе «Прогулка в осенний лес» Конспект интегрированной НОД во 2 младшей группе «Прогулка в осенний лес». Задачи. 1. Развивать умение выявлять и сравнивать свойства предметов;.

Конспект музыкального занятия в средней группе «Прогулка в Осенний лес» Конспект музыкального занятия в средней группе «ПРОГУЛКА В ОСЕННИЙ ЛЕС» Цель: - расширять знания о природе через восприятие музыкальных.

Конспект НОД по развитию речи в младшей группе «Прогулка в осенний лес» Задачи 1. Обобщить и систематизировать знания детей о временах года (осень). 2. Закрепить знания о перелётных и зимующих птицах. 3. Речевая.

Конспект открытого интегрированного занятия с использованием ИКТ во второй младшей группе «Прогулка в осенний лес» Конспект открытого интегрированного занятия с использованием ИКТ во второй младшей группе Тема: «Прогулка в осенний лес» Цель: закрепление.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Прогулка в осенний лес» Цель: образовательная деятельность - коммуникативная; закрепление представлений детей о времени года – осень; о животных и их образе жизни.

Конспект занятия по экологии с детьми первой младшей группы «Прогулка по экологической тропе» Задачи: Расширять представления о деревьях; у дерева есть ствол, ветки, иголки. Показать особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний.

Конспект занятия по экологии «Лесное чудо» в подготовительной группе Конспект занятия по экологии «Лесное чудо». подготовительная группа Цель. Способствовать формированию представлений о том, что пень-место.

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Лук от семи недуг» Задачи: 1. Продолжать учить детей выполнять несложные трудовые поручения. 2. Расширять знания детей о сортах лука, о способах посадки, ухода,.

Фотоотчёт итогового интегрированного занятия по экологии окружающему миру «Весенняя прогулка» в средней группеФотоотчёт итогового интегрированного занятия по экологии окружающему миру «Весенняя прогулка» в средней группе Фотоотчёт итогового интегрированного занятия по экологии окружающему миру в средней группе "Пчёлки" «Весенняя прогулка»Майорова Л. В. Цель:.

Конспект познавательного занятия по экологии с элементами развлечения в средней группе «Путешествие в осенний лес» Познавательное занятие по экологии с элементами развлечения в средней группе "Путешествие в осенний лес" Интеграция образовательных областей:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Прогулка в осенний лес»
Опубликовано: 16 октября 2019 в 15:55
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Прогулка в осенний лес»» (включая файлы) размещена пользователем Максимова Алевтина Владимировна (УИ 679747) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД