Сайлык Эрес-ооловна
Занятие по экологии в подготовительной группе «Пернатые друзья»
Занятие по экологии в подготовительной группе «Пернатые друзья»
Тема: «Пернатые друзья».
Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной активности.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к познанию; активность, организованность. Приобщать к элементарным общепринятым правилам и нормам поведения. Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.
Публикация «Занятие по экологии в подготовительной группе „Пернатые друзья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развивающие задачи: развивать умение логически мыслить, рассуждать, анализировать. Формировать умение использовать вербальные и невербальные средства общения. Развивать фантазию, воображение.
Образовательные задачи: закрепить знания детей о птицах. Их классификации, строение, питание, о месте обитания. Показать их приспособленность к полету по воздуху. Продолжать знакомить с народными приметами.
Основная образовательная область «Познание».
Интегрированные образовательные области: Коммуникация, социализация, художественное слово, музыка. Физическая культура, художественное творчество, безопасность,
Методы: игровые, практические, наглядные, словесные, поисково — исследовательские, сюрпризный момент.
Приемы: вопросы, указания, дополнения, напоминания, художественное слово, превращение, поощряющая оценка.
Наглядные средства обучения: картинки зимующих и перелетных птиц. Схема «Этажи леса» (С. Н. Николаева «Юный эколог»). Листы бумаги, образцы корма. Картинки: «Строение птицы», «Как вести себя в лесу». «Летательные аппараты».
Диски с музыкой и пением птиц. Энциклопедия, кормушка, медальки, приглашение, телевизор.
Словарная работа: обогащать речь детей новыми словами: клуб, пуховые и маховые крылья, пернатые.
Активизировать в речи детей слова: верные, перелетные, зимующие, строение.
Предварительная работа: рассматривание картин с птицами. Чтение рассказов и беседы о птицах, чтение энциклопедий. Слушание дисков с голосами птиц. Рисование птиц в свободной деятельности. Знакомство с приметами и фольклором. Подготовка раздаточного и демонстрационного материала, подбор музыкальных произведений, художественного слова. Изучение методической литературы.
Структура:
I. Психологический настрой, вводный организационный момент.
II. Сюрпризный момент. Письмо — приглашение.
III. Игры:
— Прилетели птицы
— Строение птицы
— Этажи леса
IV. Физкульт. минутка
V. Игры:
-Птицелов
- Перелетные и зимующие птицы
- Питание птиц
VI. Экспериментальная деятельность. Опыт «Полет птиц»
VII. Физкульт. минутка
Игра «Хорошо — плохо»
Превращение в птиц
XI. Итог: высказывание детей, самооценка, сюрприз.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель:
Здравствуйте ребята! Как много у нас сегодня гостей, давайте гостей порадуем своими знаниями.
Ребята, к нам сегодня в детский сад пришло приглашение. Нам предлагают вступить в клуб «Пернатые друзья» (воспитатель читает письмо).
«Дорогие друзья! Приглашаем Вас, вступить в клуб „Пернатые друзья“. Высылаем вопросы. Вам нужно их обсудить и дать ответы. Если вы ответите правильно, то станете членами клуба, и вас ждет сюрприз». Будущим членам клуба прислали вот такие медали (детям выдаются медали).
— Ребята, а вы хорошо знаете о том, как живут птицы, что они едят, почему летают? Я сейчас буду называть только птиц, а вы будете махать руками, изображая их, но если я ошибусь, и вы услышите что-то другое, то махать перестаете.
— Прилетели птицы: голуби, и зайцы
— Голуби.
— Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и дятел,
— Аисты, кукушки, лебеди, скворцы, страусы
— Все птицы.
— Прилетели птицы: воробей, снегири, вороны, белые коровы;
— воробей, снегири, вороны.
— Прилетели птицы: журавли, ястребы, сороки, комары, пингвины,
ласточки и чайки.
— Комары — это насекомые.
Воспитатель: Молодцы! Название птиц вы знаете. А знаете, что есть у птицы?
— У птицы есть: крылья, хвост, клюв, лапы, перья, туловище, голова.
Мы с вами проверим, все ли знают, что есть у птицы?
Дидактическая игра: «Разрезные картинки»
(Дети делятся на две команды и собирает птиц из частей картинок. Им раздаются картинки, на которых изображены части тела птицы. Нужно соединить части тела птицы, чтобы получилась целая птица, указав части тела птицы. Это клюв, хвост, перья, крылья, лапы, глаза. Когда дети соединят детали. Вместе с воспитателем проверяют правильность выполнения задания).
Воспитатель: Молодцы! Обе команды правильно выполнили. А чем птицы отличаются от других животных? Правильно, они имеют клюв и крылья.
— Где живут птицы?
— Что они строят?
— Для чего?
Правильно. Птицы живут в лесу, в городе. Они строят гнезда на деревьях. Там они выводят своих птенцов. На деревьях безопасно.
— Ребята, посмотрите на схему «Этажи леса». На схеме «Этажи леса» нужно положить картинки животных, птиц, насекомых там, где они обитают. На дереве, на кустах, на земле, под землей.
(Воспитатель обсуждает, вместе с детьми, правильно ли положили картинки).
— Ребята скажите, какое сейчас время года?
— Что происходит с птицами весной? Они прилетают домой из теплых стран. — Как называются такие птицы? (перелетные).
— Ребята, а что произойдёт, если – бы птицы не вернулись к нам? (экологическая беда)
Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов. Мы никогда не услышим их чудных песен.
Чтоб от вредных насекомых
Сады цветущие не гибли зря,
Всегда, в любое время года,
Берегите птиц друзья! (плакат «берегите птиц»)
Раньше в деревнях прилет птиц к родным гнездовьям считался праздником. Взрослые и дети пели песни с хороводами и играми — «Веснянки».
Давайте мы сейчас тоже поиграем полетаем как птицы.
Игра «Птицелов»
С помощью считалки выбирается водящий, одевается ему шляпа.
Считалка:
Тили – тели, птички пели,
Взвились к небу, полетели.
Стали птички гнёзда вить
Кто не вьёт – тому водить.
Птицелов по голосу должен определить, какую птичку «поймал».
Дети идут по кругу и произносят слова:
В лесу во лесочке
На зелёном дубочке
Птицы весело поют.
Ай, птицелов идёт?
Он в неволю нас возьмёт.
Кар – кар – кар! (ворона)
Чик – чирик, чив – чив! (воробей)
Синь – синь – синь! (синица)
У-ху-у-ху (сова)
Ворк-ворк-ворк –(голубь)
Чижик – чижик, ча – ча – ча! (скворец)
Ку –ку-ку-ку (кукушка)
— Ребята, какие еще бывают птицы? Зимующие. Молодцы.
Птицы делятся на две группы : зимующие и перелетные.
— У вас картинки с изображением птиц. Поднимите картинки, где изображены перелетные птицы. У кого на картинках зимующие птицы. Нужно назвать птиц. А другие дети проверяют.
Воспитатель: Знаете ли вы, чем питаются птицы? Посмотрите у меня на столе баночки. В баночках лежит различный корм. Детям нужно выбрать, то чем питаются птицы. Молодцы! Птицы питаются семенами, крупой, хлебными крошками, семечками, а еще птицы питаются насекомыми, гусеничками, червяками.
Ребята, птицы очень хорошо приспособлены к полёту. Скажите, что им в этом помогает. Как вы думаете?
— Летают птицы, потому что у них есть крылья и хвост. У птиц легкое тело. Они мало едят. Птицы имеют перья пуховые и маховые с пустым стержнем. Большую поверхность крыльев и хвоста, которыми птица опирается о воздух, отталкивается от него.
Опыт. (Детям предлагают два листа бумаги гладкий и скомканный. Нужно бросить эти два листа с высоты. Гладкий листок парит, скомканный падает сразу. Гладкий лист имитирует расправленные крылья птиц).
Человек издавна мечтал летать как птица, поэтому изобрел много летательных аппаратов. Назовите их. Дети перечисляют их, рассматривая изображения на картинках (воздушный шар, самолет, вертолет, парашют, дельтаплан).
Физминутка:
Руки подняли и помахали —
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули —
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем —
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем —
Крылья мы сложим назад.
(Дети выполняют движения по тексту).
Воспитатель: Ребята, у меня здесь картинки, что на них изображено? Нужно рассмотреть картинки и рассказать, что они означают.
— Правильно. Нельзя разорять гнёзда, шуметь в лесу, ловить птиц.
Как мы помогали птицам зимой? Строили для них кормушки.
А они благодарили нас своим пением. Ребята, послушайте, что записано на этом диске? (воспитатель ставит диск). Правильно, это голоса разных птиц.
— Ребята, мы уже знаем, что птицы бывают разные, знаем их строение, где живут, чем питаются, чем покрыто их тело и почему они летают. Выглядят птицы тоже по-разному. Они имеют разнообразные по строению тело, клюв, лапки. Все птицы покрыты перьями, которые составляют их наряд.
— Ребята, вам нужно изобразить любых птиц. Как вы их представляете.
(Дети изображают птиц под музыку).
А вы хотите летать как птицы? Тогда приготовьтесь, я взмахну волшебной палочкой, произнесу волшебное заклинание, и мы с вами превратимся в птиц. (1,2,3 в птиц вы превратитесь). Теперь нам надо превратится в самих себя пора возвращаться в садик. (1, 2, 3, в человека превратись).
Воспитатель: Молодцы! Про кого мы с вами разговаривали? Что нового узнали? Что вам больше всего понравилось?
Мы рассказывали о птицах. Узнали, что птицы летают, потому что у них легкое тело, они мало едят. Есть перья пуховые и маховые. Большая поверхность крыльев и хвоста. Нам понравился опыт с листком бумаги. Понравилось, как мы изображали птиц, игры «Этажи леса», «Строение птицы».
Воспитатель: А вот и обещанный сюрприз. Это энциклопедия про птиц. Мы с вами прочтём её и узнаем много нового. Вас обязательно примут в клуб «Пернатые друзья».