Харченко Наталья
Занятие по тестопластике в старшей группе детского сада «Подковка — оберег на удачу»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по тестопластике в старшей группе детского сада
2 в 1
Тема: «Подковка- оберег на удачу»
Воспитатель: Харченко Н. В.
Знакомство с историей Тестопластики. Знакомство с соленым тестом, его свойствами и способами его замешивания, сушки, раскрашивании, лакировки.
Цель: Познакомить детей с соленым тестом, его историей и способами приготовления, сушки, лакировки. Способствовать развитию творческих способностей.
Публикация «Занятие по тестопластике в старшей группе детского сада „Подковка — оберег на удачу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Тестопластика. Конспекты занятий
- Темочки
Задачи: Познакомить с историей лепки из теста. Сообщение об истоках появления лепки из солёного теста как вида декоративного прикладного искусства. Изготовление изделия из соленого теста. Развивать мелкую моторику кистей рук. Воспитывать интерес к творческой деятельности.
Оборудование и материалы: соленое тесто, доска для лепки, стеки. Образцы изделий из солёного теста. Готовое соленое тесто и все необходимое для его приготовления. Формочки для выпечки. Подручные средства, салфетка, фартук, ванночка, деревянная палочка, бисер и другие материалы для украшения.
Ход занятия:
1. Часть.
1. Организационный момент.
В. Ребята, посмотрите, что у нас с вами прячется под полотенцем? (поднос, вода, соль, мука, блюдо, сито, скалка).
Как вы думаете для чего нам все это понадобится? (ответы детей)
В. Отгадайте загадку
Из кастрюли вылезаю.
Жить там больше не желаю.
Мне в кастрюле места мало.
Я уже большое стало.
(Тесто)
Правильно, ребята, это тесто.
В. Достает блюдо, открывает крышку, и все видят, что там тесто. У нас с вами тесто не просто, оно соленое. Предлагаю вам послушать увлекательную историю появления соленого теста.
Из муки и воды еще в глубокой древности люди готовили простейшую еду - лепешки, которые обжигали на раскаленных камнях или коптили над углями. Именно тогда, были подмечены пластиковые свойства теста и человечество стало, не только готовить из этих компонентов, но и творить.
В Германии и скандинавских странах мастерили такие сувениры из соленого теста, как венки, подковы, медальоны. Считалось, что дом, украшенный такими фигурками, обходят все неприятности.
В странах Восточной Европы из соленого теста лепили целые панно; причем не использовали краски, и картина имела цвет, характерный для выпечки.
В Китае большой популярностью пользуются куклы-марионетки, изготовление которых занимаются с XVII века.
В далеком Эквадоре одним из самых популярных промыслов является тестопластика.
В. Да ребята, поделки и работу с соленым тестом - Называют тестопластикой!
На Руси соленое тесто появилось одновременно с Рождественской елью. Принято было дарить сувениры из теста. Дом, в котором всегда были хлеб да соль называли: "хлебосольный дом". Потому и традиция дарить такие фигурки получила название "хлебосол".
Чего только не лепили из теста! Это и жаворонки, символизирующие приход весны, и косули, которых дарили самым близким людям на Новый год или Рождество, и голубей - олицетворение хорошего урожая, и баранки.
Хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.
В. Вы знаете из сего добывают муку? Правильно ребята, из колосков, его зерен.
2. Физ. минутка.
Колоски
— Давайте представим, что мы в поле.
В. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю. (дети присаживаются).
— Теплое солнышко пригрело землю, дождик полил.
Зернышки росли, росли и стали колосками. (дети встают, поднимают руки вверх).
— Колоски тянутся к солнышку. (дети протягивают руки вверх) .
— Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски.
( дети постепенно опускают сначала: руки, голову, плечи, туловище).
— И вот полил дождик, ожили колоски. Снова тянутся они к солнышку.
В поле выросли замечательные колоски.
Улыбнитесь друг другу.
Все садятся в круг на ковер.
3. Сообщение темы занятия.
В. Вот и мы с вами сегодня замесим соленое тесто и изготовим оберег «Подковка» на удачу.
В. Ребята скажите мне из каких компонентов состоит соленое тесто?
В. Я вам расскажу о приготовление соленого теста, сушки и лакировки.
Приготовление саленого теста.
Для того чтобы приготовить соленое тесто для лепки, нужно взять 2 стакана муки, 1 стакан соли, и понемногу добавляя холодную воду, замесить крутое тесто. Можно делать цветное тесто, добавляя в него гуашь, пищевые красители. Готовое тесто можно 1 неделю хранить в пакете в холодильнике. Готовые изделия из соленого теста можно оставить на открытом месте до высыхания, а можно выпекать на самом слабом огне в духовке.
Способы сушки.
Самый надежный способ сушки – естественный. Положите поделку на солнце, на подоконник. На крайний случай, сушить можно на батарее. Процесс достаточно медленный и может занять несколько дней. Однако в этом случае деформация после высыхания будет минимальна.
Альтернативным способом сушки является использование духовой печи. Максимальная температура не должна превышать ста двадцати градусов.
Также эффективна комбинированная сушка. Как вы, наверно, уже догадались, сначала просушиваем работу естественным путем (примерно сутки, а потом ускоряем этот процесс в печи.
Слегка постучите по поделке карандашом. По звуку можно определить высохла она или нет.
Лакирование поделки.
После того как мы удалили влагу из нашей поделки, очень важно не впустить ее обратно. Для этого следует воспользоваться лаком. Акриловый лак практически не пахнет и удобен в работе. Покрываем нашу работу со всех сторон двумя слоями. Если вы не хотите, чтобы поделка блестела и лак был заметен, можно воспользоваться матовым. Помимо защитных функций, лак «сглаживает» поверхность, а в случае с цветным тестом, делает цвета более контрастными.
В. Ребята, а сейчас мы с вами замесим тесто, сделаем пальчиковую гимнастику.
4. Пальчиковая гимнастика «Тесто».
Тесто замесили мы
(сжимаем, разжимаем кулачки,
Сахар не забыли мы
(имитация посыпания).
Пироги пшеничные
(соединили ладошки вместе,
В печку посадили мы
(руки вперёд вверх ладонями).
Мы печём пшеничные
(имитация лепки пирожков).
Пироги отличные.
Кто придёт к нам пробовать
Пироги пшеничные:
Мама, папа, брат, сестра
(загибают пальчики,
Пёс лохматый со двора
И другие все, кто может,
Пусть приходят с ними тоже.
Наша мама говорит:
— Крошки, что останутся,
Воробьям достанутся
(имитация кормления воробышек).
5. Практическая часть.
В. Молодцы ребята. А теперь пройдемте к рабочим местам и замесим с вами соленое тесто.
1. Для того чтобы приготовить соленое тесто для лепки, нужно взять 2 стакана муки, 1 стакан соли, и понемногу добавляя холодную воду, замесить крутое тесто. Можно делать цветное тесто, добавляя в него гуашь, пищевые красители. (Коллективная работа детей). Уборка рабочих мест.
Молодцы ребята, у нас получилось замечательное тесто, теперь уберем его в холодильник, а затем будем изготавливать поделки.
6. Рефлексия.
В. Ребята что нового вы сегодня узнали на занятии? Что такое тестопластика? Из каких компонентов состоит соленое тесто и как его замешивать? Какие способы сушки, лакировки и замешивания теста вы узнали и запомнили?
Что больше всего вам понравилось на занятии? Как вы думаете у на получилось отлично тесто! (ответы детей).
Ход занятия:
2. Часть.
1. Организационный момент.
В. Здравствуйте ребята. Расскажите мне, что вы запомнили с прошлого занятия по Тестопластики?
Что такое тестопластика? Что помните об истории возникновения тестопластики? Из каких компонентов состоит соленое тесто и как его замешивать? Какие способы сушки, лакировки и замешивания теста вы узнали и запомнили?
Повторение пройденного материала.
В. Молодцы ребята, а теперь послушайте загадки.
2. Загадки.
Железная, завитая,
На копыто прибитая.
Не сносится копыто,
Пока она прибита.
(Подкова)
Есть примета у людей —
Чтоб с успехом сладить,
Взять обувку лошадей,
Над дверьми приладить.
(Подкова)
В. Правильно ребята, это подкова.
Подкова - это очень древний символ плодородия и благоденствия, она обладает мощнейшими защитными функциями.
Подковывая лошадей, люди выполняли сразу две задачи: во-первых, защищали копыто от повреждений, во-вторых, предотвращали неприятности в дороге и сделать поездку удачной.
Однако о тайном предназначении подковы-оберега, в средние века почти никто не знал. Молчали об этой тайне те, кто знал истинное предназначение подковы. Однако любая информация распространяется все равно и таким образом свойства подковы дошли и до наших дней.
Разные народности по-разному толковали функции подковы. Одни считали, что ее главное предназначение - защитная функция и вешали ее дугой вверх, а концами вниз (по подобию радуги, и чтобы она стояла над домом и осеняла его своим покровом). Другие люди нашли сходство между повернутой концами вверх подковой и полной чашей и использовали ее именно в таком положении, чтобы в доме всегда всего было в достатке и изобилии.
Подкову нужно вешать над входной дверью или прямо на дверь внутри жилища. А вот каким образом ее вешать, хозяева должны решать сами. Если в доме много ссор и скандалов - нужно повесить концами вниз. Если в доме все благополучно, и вы ходите сохранить и приумножить свое благополучие, то нужно повесить подкову концами вверх.
В. Вот какое интересное значение приобрела подкова. Ребята давайте с вами разомнемся.
3. Физ. Минутка.
Замесим тесто
Ой, ладошки-ладушки.
Мы печём оладушки (хлопки ладонями)
Замешиваем тесто,
А тесту в миске тесно (имитируют помешивание по кругу)
Тесто выпало на стол,
Тесто шлёпнулось на пол (присели)
Тесто убежало
Начинай сначала. (лёгкий бег на месте).
В. Ребята, на прошлом занятии мы с вами замесили соленое тесто и теперь мы узнали о значении подковки для людей как сувенира, и мы можем с вами приступить к работе - выполнение сувенира из соленого теста «Подковка на удачу».
В. Занимайте рабочие места, разбирайте материал, который вам понадобится для работы.
4. Подготовка рабочего места.
В. Работать лучше на ровной, гладкой поверхности. Для этого прекрасно подойдут специальные пластиковые листы для лепки из пластилина или клиенки. Из того же «пластилинового» набора можно позаимствовать набор стек. В обязательный набор стоит включить валик для раскатывания теста и жесткую линейку с тонким краем для отрезания ровных полос. Далее можно привести огромный список предметов, так или иначе используемых в работе: расчески, скрепки, пуговицы, зубочистки, лоскуты материи, бисер, проволоку, фольгу и т. д. Кстати ножом для разрезания пиццы и чеснокодавилкой можно пользоваться не только по прямому назначению- у нас они пластиковые. Подумайте над этим! Часто в работе применяются материалы природного происхождения: веточки, перья, хвоя, засохшие листья и цветы. Для росписи поделок используется практически любая «неагрессивная» краска – акварель, гуашь, акрил. Также обязательно поставьте рядом стаканчики с водой и мукой. Ну а водой, при помощи мягкой кисточки (а то и просто пальца, мы будем смачивать соединяемые детали.
Просмотр иллюстраций с подковами.
В. Все необходимое у нас есть на столе, а теперь разомнем пальчики и согреем их.
5. Пальчиковая гимнастика «Тесто».
Тесто замесили мы
(сжимаем, разжимаем кулачки,
Сахар не забыли мы
(имитация посыпания).
Пироги пшеничные
(соединили ладошки вместе,
В печку посадили мы
(руки вперёд вверх ладонями).
Мы печём пшеничные
(имитация лепки пирожков).
Пироги отличные.
Кто придёт к нам пробовать
Пироги пшеничные:
Мама, папа, брат, сестра
(загибают пальчики,
Пёс лохматый со двора
И другие все, кто может,
Пусть приходят с ними тоже.
Наша мама говорит:
— Крошки, что останутся,
Воробьям достанутся
(имитация кормления воробышек).
6. Изготовление - «Подковка- оберег на удачу».
В. Для начала вам потребуется: солёное тесто, цветное тесто, кисточка, стека, скалка, доска.
1. Катаем колобок.
2. Колобок превращаем в толстую колбаску (брусочек) сворачиваем в дугу и сплющиваем пальцами. Получилась подкова. Вариант второй- вырезаем подкову стеком по лекалу.
3. Обратной стороной карандаша на концах подковы делаем отверстие для шнурка или коктейльной трубочкой.
4. Теперь начинаем украшать подкову.
5. Делаем ветки ели: катаем шарик, придаем форму овала, расплющиваем. Затем края листика разрезать стекой. Приклеиваем ветку на подкову с помощью воды. Всего выполнить четыре ветки. Второй вариант- украсить подкову по своему желанию.
Все детали скрепляем при помощи воды.
В. Готовую подкову кладем на доску для просушки. Когда наши поделки высохнут. Мы их раскрасим. Вот наша подкова!
7. рефлексия.
Что вам понравилось больше всего на занятии? Что мы с вами лепили сегодня? Чем украшали свои подковы? Что означает подкова?
Оформление «Пьедестала» - выставка готовых работ. Рассмотрение работ.