Анастасия Баталова
Занятие по теме «Знакомство с бытом русского народа» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Знакомство с бытом русского народа» для детей 6-7 лет
Цель: знакомство детей с бытом русского народа.
Задачи:
Обучающие:
1. Познакомить детей с устройством русской избы; с многообразием предметов русского обихода, их названиями и назначением.
2. Обогащать речь детей на тему домашней утвари и обихода русского народа (изба, самовар, ухват, чугун).
Публикация «Занятие по теме „Знакомство с бытом русского народа“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
3. Продолжать знакомить с русским фольклором.
Развивающие:
1. Развивать наглядно-образное мышление, внимание, память.
2. Развивать связную речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к родине, к русскому народу, уважение к традициям этого народа.
2. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта.
2. Чтение русских народных сказок.
3. Русские народные игры.
Оборудование: макет «Русской избы» с предметами быта (печь, старинная посуда, самовар, чугунок, ухват и т. д.); русский народный костюм; музыкальное сопровождение, презентация «Одежда русского народа», интерактивная игра «Что сначала, что потом»
Демонстрационный и раздаточный материал: оформление уголка русская изба, картинки изб, ребус «Печь», детали внутреннего убранства избы для подгрупповой аппликации.
Ход занятия
Воспитатель: (звучит русская народная мелодия).
Ой, ребята, вы слышите? Кто-то плачет… давайте посмотрим, кто же это. Девочка, ты кто такая? Как ты интересно одета! Что ты плачешь? (Я крошечка-хаврошечка, попала к вам из стародавних времен. А плачу я оттого, что меня мачеха из дома выгнала, сказала, что я ничего делать не умею, простых вещей не знаю. И чтобы не возвращалась я, пока хотя бы не запомню, как предметы называются, которыми мы в избе пользуемся.)
Воспит. : Ребята, как же нам быть? Поможем крошечке-хаврошечке? Вы знаете, я как раз недавно в гараже нашла много старинных вещей, а несколько дней назад смотрела очень интересную передачу. Может быть, нам всем вместе узнать, как предметы старины называются и для чего они нужны были?
Ребята, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия). А в древние времена она называлась не Россия, а Русь, древняя Русь, и люди, жившие в ней, назывались русичи. Сегодня мы и перенесёмся в Древнюю Русь.
Воспитатель: Посмотрите, как необычно сегодня одета крошечка-хаврошечка! Как называется ее наряд? (сарафан). Это старинная русская одежда. В древние времена люди одевались совсем не так, как в наши времена. Давайте посмотрим, что же носили русичи?
Презентация старинной русской одежды.
Звучит фонограмма русской народной мелодии.
Русь деревянная — края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
Воспитатель: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища только из дерева. Такие дома назывались избами. В старину каждый хозяин старался сделать свою избу не похожей на другие. Все избы были нарядными, словно русские красавицы. Все украшения в избе тоже были деревянными. И всё, что находилось в избе, делалось из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.
Рассматривание картинок русских изб.
Воспитатель: ребята, а у меня есть макет избы, хотите посмотреть? Рассматривание макета.
Воспитатель: Ребята, хотите узнать, что же в избе было самым главным? Тогда отгадайте ребус. Давайте разделимся на подгруппы. Каждой подгруппе нужно определить первый звук картинки, нарисованной над окошечком и записать букву в это окошечко под картинкой, и тогда мы узнаем, что же было самым главным в избах старины.
Воспитатель: Вспомните, в каких сказках есть упоминание о русской печке?
Воспитатель: ребята, как вы думаете, почему печь была самой главной в избе?
Воспитатель: Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица. Про нее очень много поговорок сложено.
Ой, ты, печка-сударыня,
Помоги нам, боярыня.
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети,
Полечи и спаси,
В дом богатство принеси!
Воспитатель: Чем же могла печь накормить своих хозяев? В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Но для того, чтобы приготовить в печке еду, нужна была специальная посуда.
Воспитатель: Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник.
Воспитатель: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке? (Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок).
Воспитатель: А после сытного обеда или ужина русичи выходили на улицу в игры поиграть или на карусели покататься. Давайте же и мы с вами поиграем в русскую народную игру «Ручеек».
Подвижная игра «Ручеек» под русскую народную песню «Калинка-малинка».
Воспитатель: А после игр и веселья, русичи любили пить чай, что же им было необходимо для того, чтобы приготовить воды для горячего, ароматного чая? Послушайте ещё одну загадку:
Выпускает жаркий пар
Древний чайник… (самовар).
Воспитатель: За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
Воспитатель: Сколько народных умельцев было на Руси! Из обыкновенного полена могли, например, вырезать шкатулку. Как вы думаете, что в ней хранили? (Мелкие предметы.) А какую красивую деревянную посуду делали в старину! Чем, по вашему мнению, хороша деревянная посуда? (Лёгкая, удобная, не бьётся.) А как можно использовать деревянную посуду? (Кушать из неё, играть ею.) А ещё русские люди издавна обратили внимание на то, какой приятный звук издают деревянные ложки. И стали их использовать как музыкальный инструмент.
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит».
Воспитатель: А какие ещё предметы домашнего обихода можно увидеть в русской избе?
Кочерга- это железная палка с загнутым концом, при помощи которой перемешивали дрова в печи.
Без рук, без ног,
Во все стороны кланяется. (Люлька.)
Люлька — это кроватка для младенца, её делали из дерева. Люлька устанавливалась рядом с печкой. Люльку покачивали, и младенец засыпал.
А еще ребята русский народ изготавливал игрушки из глины, из дерева, а потом украшали их разными росписями.
Вот послушайте про какую игрушку эта загадка?
Прячется от нас с тобой
Одна куколка в другой.
На косыночках горошки.
Что за куколки? (Матрешки)
Показ игрушки.
Интерактивная игра «Что сначала, что потом»
Воспитатель: ребята, сколько всего нового мы с вами узнали о быте русского народа, предметах, которыми пользовались в старину. А сейчас я вам предлагаю заполнить предметами свою избу.
Практическая часть. Подгрупповая аппликация для внутреннего убранства избы
Дети садятся за столы.
Итог занятия.
Воспитатель: ребята, посмотрите, какие замечательные избы у нас получились! Крошечка-ховрошечка, теперь ты запомнила, как называются предметы старины и для чего они нужны? Что сегодня мы с вами делали, где были и что узнали? Вам было трудно выполнять задания? Какое задание показалось вам самым сложным, а легким, а интересным? У нас все получилось? Вы молодцы, я вами горжусь!
А пока вы работали, мои хорошие, в печи испеклись вкусные блины.
Ребята, давайте мы с вами как в давние времена скажем печке добрые и ласковые слова, повторяйте вместе со мной.
Ой, ты печка - сударыня
Помоги нам, боярыня
Ты свари, испеки
Обогрей, освети,
полечи и спаси,
В дом богатство неси!
А теперь я вас и гостей буду угощать блинами, которые испекла нам печка- матушка.