МААМ-картинки

Занятие по теме «Знакомство с бытом русского народа» в подготовительной к школе группе

Анастасия Баталова
Занятие по теме «Знакомство с бытом русского народа» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия «Знакомство с бытом русского народа» для детей 6-7 лет

Цель: знакомство детей с бытом русского народа.

Задачи:

Обучающие:

1. Познакомить детей с устройством русской избы; с многообразием предметов русского обихода, их названиями и назначением.

2. Обогащать речь детей на тему домашней утвари и обихода русского народа (изба, самовар, ухват, чугун).

Публикация «Занятие по теме „Знакомство с бытом русского народа“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах

3. Продолжать знакомить с русским фольклором.

Развивающие:

1. Развивать наглядно-образное мышление, внимание, память.

2. Развивать связную речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к родине, к русскому народу, уважение к традициям этого народа.

2. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам.

Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта.

2. Чтение русских народных сказок.

3. Русские народные игры.

Оборудование: макет «Русской избы» с предметами быта (печь, старинная посуда, самовар, чугунок, ухват и т. д.); русский народный костюм; музыкальное сопровождение, презентация «Одежда русского народа», интерактивная игра «Что сначала, что потом»

Демонстрационный и раздаточный материал: оформление уголка русская изба, картинки изб, ребус «Печь», детали внутреннего убранства избы для подгрупповой аппликации.

Ход занятия

Воспитатель: (звучит русская народная мелодия).

Ой, ребята, вы слышите? Кто-то плачет… давайте посмотрим, кто же это. Девочка, ты кто такая? Как ты интересно одета! Что ты плачешь? (Я крошечка-хаврошечка, попала к вам из стародавних времен. А плачу я оттого, что меня мачеха из дома выгнала, сказала, что я ничего делать не умею, простых вещей не знаю. И чтобы не возвращалась я, пока хотя бы не запомню, как предметы называются, которыми мы в избе пользуемся.)

Воспит. : Ребята, как же нам быть? Поможем крошечке-хаврошечке? Вы знаете, я как раз недавно в гараже нашла много старинных вещей, а несколько дней назад смотрела очень интересную передачу. Может быть, нам всем вместе узнать, как предметы старины называются и для чего они нужны были?

Ребята, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия). А в древние времена она называлась не Россия, а Русь, древняя Русь, и люди, жившие в ней, назывались русичи. Сегодня мы и перенесёмся в Древнюю Русь.

Воспитатель: Посмотрите, как необычно сегодня одета крошечка-хаврошечка! Как называется ее наряд? (сарафан). Это старинная русская одежда. В древние времена люди одевались совсем не так, как в наши времена. Давайте посмотрим, что же носили русичи?

Презентация старинной русской одежды.

Звучит фонограмма русской народной мелодии.

Русь деревянная — края дорогие.

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Воспитатель: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища только из дерева. Такие дома назывались избами. В старину каждый хозяин старался сделать свою избу не похожей на другие. Все избы были нарядными, словно русские красавицы. Все украшения в избе тоже были деревянными. И всё, что находилось в избе, делалось из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.

Рассматривание картинок русских изб.

Воспитатель: ребята, а у меня есть макет избы, хотите посмотреть? Рассматривание макета.

Воспитатель: Ребята, хотите узнать, что же в избе было самым главным? Тогда отгадайте ребус. Давайте разделимся на подгруппы. Каждой подгруппе нужно определить первый звук картинки, нарисованной над окошечком и записать букву в это окошечко под картинкой, и тогда мы узнаем, что же было самым главным в избах старины.

Воспитатель: Вспомните, в каких сказках есть упоминание о русской печке?

Воспитатель: ребята, как вы думаете, почему печь была самой главной в избе?

Воспитатель: Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица. Про нее очень много поговорок сложено.

Ой, ты, печка-сударыня,

Помоги нам, боярыня.

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

Полечи и спаси,

В дом богатство принеси!

Воспитатель: Чем же могла печь накормить своих хозяев? В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Но для того, чтобы приготовить в печке еду, нужна была специальная посуда.

Воспитатель: Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник.

Воспитатель: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке? (Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок).

Воспитатель: А после сытного обеда или ужина русичи выходили на улицу в игры поиграть или на карусели покататься. Давайте же и мы с вами поиграем в русскую народную игру «Ручеек».

Подвижная игра «Ручеек» под русскую народную песню «Калинка-малинка».

Воспитатель: А после игр и веселья, русичи любили пить чай, что же им было необходимо для того, чтобы приготовить воды для горячего, ароматного чая? Послушайте ещё одну загадку:

Выпускает жаркий пар

Древний чайник… (самовар).

Воспитатель: За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Воспитатель: Сколько народных умельцев было на Руси! Из обыкновенного полена могли, например, вырезать шкатулку. Как вы думаете, что в ней хранили? (Мелкие предметы.) А какую красивую деревянную посуду делали в старину! Чем, по вашему мнению, хороша деревянная посуда? (Лёгкая, удобная, не бьётся.) А как можно использовать деревянную посуду? (Кушать из неё, играть ею.) А ещё русские люди издавна обратили внимание на то, какой приятный звук издают деревянные ложки. И стали их использовать как музыкальный инструмент.

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит».

Воспитатель: А какие ещё предметы домашнего обихода можно увидеть в русской избе?

Кочерга- это железная палка с загнутым концом, при помощи которой перемешивали дрова в печи.

Без рук, без ног,

Во все стороны кланяется. (Люлька.)

Люлька — это кроватка для младенца, её делали из дерева. Люлька устанавливалась рядом с печкой. Люльку покачивали, и младенец засыпал.

А еще ребята русский народ изготавливал игрушки из глины, из дерева, а потом украшали их разными росписями.

Вот послушайте про какую игрушку эта загадка?

Прячется от нас с тобой

Одна куколка в другой.

На косыночках горошки.

Что за куколки? (Матрешки)

Показ игрушки.

Интерактивная игра «Что сначала, что потом»

Воспитатель: ребята, сколько всего нового мы с вами узнали о быте русского народа, предметах, которыми пользовались в старину. А сейчас я вам предлагаю заполнить предметами свою избу.

Практическая часть. Подгрупповая аппликация для внутреннего убранства избы

Дети садятся за столы.

Итог занятия.

Воспитатель: ребята, посмотрите, какие замечательные избы у нас получились! Крошечка-ховрошечка, теперь ты запомнила, как называются предметы старины и для чего они нужны? Что сегодня мы с вами делали, где были и что узнали? Вам было трудно выполнять задания? Какое задание показалось вам самым сложным, а легким, а интересным? У нас все получилось? Вы молодцы, я вами горжусь!

А пока вы работали, мои хорошие, в печи испеклись вкусные блины.

Ребята, давайте мы с вами как в давние времена скажем печке добрые и ласковые слова, повторяйте вместе со мной.

Ой, ты печка - сударыня

Помоги нам, боярыня

Ты свари, испеки

Обогрей, освети,

полечи и спаси,

В дом богатство неси!

А теперь я вас и гостей буду угощать блинами, которые испекла нам печка- матушка.

Публикации по теме:

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР»Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР» Коллеги, сегодня я Вас приглашаю – НАЗАД В СССР. Побывать в окружении вещей советского быта, послушать тиканье часов «Звезда», подержать.

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 2Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 2 Уважаемые коллеги предлагаю посетить музей «Легенды СССР» Часть Вторая Мебель 60-х-70-х годов еще можно найти в старых квартирах, но.

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 3Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 3 Уважаемые коллеги предлагаю вернуться в легендарную эпоху СССР и посетить музей «Легенды СССР» Часть третья Предлагаю Вашему вниманию экспонаты.

Календарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народаКалендарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народа ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ТЕМА "Русская изба" Цель:формирование у детей представлений о культуре быта русского.

Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Осенние традиции и обычаи русского народа» Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Секреты волшебного сундучка» «Осенние традиции и обычаи русского.

Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе для детей с ТНР по лексико-грамматической теме «Зимние забавы» Логопедическое занятие «Зимние забавы» в подготовительной к школе группе для детей с ТНР (ОНР) по лексико-грамматической теме «Зима». Цель:.

Неделя «Традиции русского народа» в подготовительной группеНеделя «Традиции русского народа» в подготовительной группе Неделя "Традиции русского народа" Современные дети дошкольного возраста ловко справляются с телефоном. Могут фотографировать, играть и скачивать.

Перспективный план работы с детьми дошкольного старшего возраста «Знакомство с историей русского народа через предметы быта» Перспективный план работы с детьми старшего возраста по теме «Знакомство с историей русского народа через предметы быта» Сентябрь Задачи:.

Проект «Культура русского народа. Вербное воскресенье» в подготовительной к школе группе Паспорт проекта. Тема проекта:«Культура русского народа: «Вербное воскресенье»;Участники проекта: дети подготовительной группы, родители,.

Опыт работы «Знакомство дошкольников с обычаями и традициями русского народа» В этом году тема Августовской педагогической конференции называлась «Проектирование и реализация основных и дополнительных программ в дошкольной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по теме «Знакомство с бытом русского народа» в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 8 ноября 2022 в 20:30
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по теме «Знакомство с бытом русского народа» в подготовительной к школе группе» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Баталова (УИ 605570) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД