Нина Харламова
Занятие по теме «Морские обитатели»
▼ Скачать + Заказать документы
«Морские обитатели»
Среди учёных господствует мнение, что жизнь зародилась в море. Именно в воде в доисторические времена появились древнейшие животные и растения. Миллионы лет они размножались и видоизменялись в ней, и за долгую историю развития одни существа приспособились к условиям суши, тогда как жизнь других осталась неразрывно связанной с водой.
Рыбы, как многие животные, дышат, едят, двигаются и размножаются, но всё это они делают свойственным только им способом. Поражает фантастическое многообразие строения рыб, и их окраски, средств защиты и нападения, удивительных приспособлений, которыми их наделила природа. Например, некоторые рыбы могут оглушать врага или парализовывать жертву электрическим током. Глубоководные рыбы в полном мраке морских пучин находят друг друга или приманивают жертв с помощью световых органов – фотофоров. Угри и лососи живут то в реках то в океане, они совершают далекие, в несколько тысяч километров, миграции, чтобы вывести потомство и обеспечить ему наилучшие условия для выживания. За миллионы лет появилось множество рыб – более 20 тысяч.
Публикация «Занятие по теме „Морские обитатели“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Темочки
Тропические рыбы живут в теплых водах на отмелях вокруг коралловых рифов. Каждый вид этих красивых, с яркой окраской рыб имеет свой собственный способ защиты.
Рыба – бочка. Темная точка около хвоста этой рыбы напоминает глаз. Поэтому морским обитателям трудно догадаться, в какую сторону она плывет.
Морской ангел. Эта плоская рыба может свободно проплывать через узкие щели и прятаться в ветвях коралла.
Спинорог. Яркая окраска и рисунок чешуи спинорога делают его почти неприметным на фоне коралловых рифов. Многие виды рыб обладают способностью менять свою окраску в зависимости от окружающей среды.
Дельфины живут в море, но они – не рыбы. Они млекопитающие, как и мы. Каждые несколько минут им надо всплывать на поверхность, чтобы вдохнуть воздух. Детеныши дельфина всегда находятся около матери и питаются её молоком в течении года.
Афалина. Это очень доброе животное, которое часто можно увидеть выступающим с различными трюками в дельфинариях. Это одно из самых разумных животных в мире, которое может «разговаривать» с помощью различных звуков – свиста, пощелкивания, покрякивания и т. д.
Касатки – это самый крупный вид дельфина. Их иногда называют «волками моря», потому что они охотятся стаями. Они могут атаковать даже самых крупных морских животных.
Акулы. Большинство акул питается мясом, но только представители 20 видов нападают на человека. У акул несколько рядов очень острых зубов. Когда их зубы изнашиваются и выпадают, на их место вырастают новые.
Тигровая акула. Это один из самых опасных акул. Иногда её называют «акула - мусорщик», потому что она пожирает все, что попадается у неё на пути.
Акула – молот. Её глаза и ноздри располагаются по бокам широкой, как молот, головы. Это помогает акуле видеть и чуять добычу даже на расстоянии.
В морях обитают самые необычные животные.
Морской угорь. Эта рыба похода на змею, и её тело может достигать трех метров в длину. У неё очень острые зубы, которые помогают ей в ночной охоте на мелких рыб.
Морской конёк. Самки морского конька не высиживают яйца сами. Это делают самцы, которые вынашивают яйца в специальных сумках, до тех пор, пока не родятся детёныши.
Рыбы – ежи. Для отпугивания врагов рыбы – ежи надуваются, как шары, и выпускают иголки, наподобие дикобраза.
Осьминог. Вы можете подумать что осьминог - очень опасное живот-ное. на самом деле, несмотря на свои восемь щупальцев, осьминог очень за-стенчив и всегда прячется. Если его напугать, он начинает менять окраску. Он может превращаться в красного, голубого, коричневого и даже белого.
Морские млекопитающие. Существуют более 4000 видов млекопитающих, но только 120 из них обитают в морях.
Горбатый кит. Этот гигант в 20 метров – больше, чем дом. Киты любят подплывать к лодкам с туристами и даже позволяют себя гладить. Самцы иногда поют странно – звучащие песни, которые могут продолжаться до 30 минут.
Морская выдра разбивает раковину моллюска, используя камни, которые она ловко удерживает у себя на груди. На ночь выдра опутывает себя морскими водорослями, чтобы её не унесло течением.
Морской лев - один из 30 видов тюленей. По суше передвигается на своих четырех плавниках.
1. Загадочная рыбка. Задание для детей : нарисовать красивую рыбку простым карандашом и закрасить ее с помощью пластилина, восковых мелков, цветных карандашей, гуаши или акварели. Дополнить ее доп. элементами : кораллами, камешками, водорослями и др.
2. Морские обитатели. Задание для детей : нарисовать подводных обитателей
(осьминогов, морских звезд, медуз и др., дорисовать подводный мир в раз-
личных изобразительных техниках.
3. Морские хищники-акулы. 4./Морские млекопитающие.
Цикл занятий: «Обитатели подводного мира»
Цель: Познакомить детей с обитателями подводного мира.
Рассмотреть многообразие строения рыб и животных их окраски, средств защиты и нападения, удивительные приспособления которыми их наделила природа.
Предложить детям нарисовать понравившихся обитателей любыми из предложенных материалов в нетрадиционных техниках.
Воспитывать любознательность, творческие способности.
Материалы и оборудование.
Гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры, воско-вые мелки, палитра, кисти, вода, салфетки, трафареты, пла-стилин, гипсовые формы, штампы, отпечатки, трубочки для коктейля, парафиновые свечи, шерстяные нитки,
оргстекло, и др.
Литературный ряд. Загадки.
Музыкальный ряд. Релакс – шум моря.
Зрительный ряд: пособие по предметному рисованию, репродукции,
иллюстрации из книг, детские работы прошлых лет,материалы из ресурсов интернета, работы педагога, камешки, ракушки, кораллы, морские звезды, детские игрушки.
Ход занятия.
/Изостудия оформлена в морском стиле - сеть, на ней рыбки, кораллы, камешки, водоросли и др. /
Педагог - Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в долгое
морское путешествие. Мы будем наблюдать с вами за морскими оби-тателями, встречать закаты и рассветы, любоваться отливами и при-ливами, погружаться вместе с командой Кусто (это великий француз-ский ученый исследователь) в морские глубины. Презентация "Обитатели подводных глубин"
Вопросы к детям.
1. Каких морских обитателей вы знаете?
2. Какие животные живут в море? /Загадка – Кто на себе дом но-сит?/
3. Каких рыб вы знаете?/Загадка -У родителей и деток вся одежда из монеток/
4. Кто такие млекопитающие?
5. Чем питаются морские обитатели?
(Уточнив знания детей, педагог проводит с ними познавательную беседу о морских жителях)
Во время беседы дети слушают «шум моря», приложив ракушку к уху, играют в игру «Море волнуется раз», превращаются в волны, то спокойного моря, то моря бушующего (по сказке А. С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке», рассматривают карту звездного неба и ищут созвездия рака, рыбы.
После беседы, педагог предлагает детям нарисовать:
- Морской пейзаж /корабль, яхту, лайнер на котором мы плывем, восход, закат солнца, китов или дельфинов и др. /
- Подводный пейзаж /камни, песок, водоросли, пещеры, кораллы и др/.
- Подводных обитателей /рыб, моллюск, крабов, звезд, ежей и др. /.
- Звездное небо с созвездиями рака, рыбы, водолея.
Цикл этих занятий рассчитан на детей как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Задача педагога состоит в том, чтобы в доступной для детей форме, донести до них эту позна-вательную информацию. Если для малышей это может быть сказка, то для детей постарше это игра – путешествие, погруже-ние в морские глубины на батискафе или подводной лодке. Для школьников – отгадывание кроссворда или ребуса, полет на ма-шине времени в интересный период эволюции, когда наши пра-пра-родители жили в морских глубинах и лишь некоторые из них обрели способность жить на небольших участках суши.
Подготовила педагог дополнительного
Образования Центра развития ребенка ДОУ №123
Харламова Нина Алексеевна.