Томилова Ирина Валерьевна
Занятие по теме «История русской куклы»
История русской куклы
Конспект НОД
Данная методическая разработка может быть использована и полезна воспитателям и специалистам ДОУ.
Организация совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми.
Титульный лист
Конспект непосредственно образовательной деятельности по технологии Н. А. Коротковой «Река времени».
Тема: «История русской куклы».
Возрастная группа: старшая группа 5-6 лет.
Томилова Ирина Валерьевна
Публикация «Занятие по теме „История русской куклы“» размещена в разделах
Воспитатель 1 квалификационной категории.
Образовательные области: «познавательное развитие»; «художественно-эстетическое развитие»; «социально-коммуникативное развитие».
Формы образовательной деятельности: познавательно-исследовательская деятельность с элементами продуктивной.
Цель: ознакомление детей с историей русской куклы и самостоятельное изготовление куклы-кувадки.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление о кукле;
- познакомить с историей создания куклы и видами древних и старинных кукол;
- расширять и активизировать словарь детей на данную тему;
- активизировать и систематизировать полученные знания о традициях изготовления куклы.
Развивающие:
- развивать внимание, слуховой и зрительный анализатор, мелкую моторику и творческое воображение;
- развивать навыки продуктивной деятельности путём изготовление куклы-кувадки;
- продолжать развивать способность к волевым усилиям.
Воспитательные:
- формировать навыки сотрудничества и доброжелательного общения;
- воспитывать у детей нравственные ценности и любовь к русской народной культуре;
- продолжать воспитывать терпение и усидчивость, аккуратность при работе над изготовлением куклы-кувадки.
Планируемый результат: изготовление куклы-кувадки.
Оборудование: мультимедиа: электронная презентация в Power Point, аудио записи русских народных мелодий; панно «река времени»; древние, старинные и современные куклы; бумажные изображения кукол разных эпох; клей, ткань, нитки, ножницы.
Ход занятия
1. Вводная часть. Организационный момент. Обсуждение события.
- Здравствуйте ребята, давайте улыбнёмся друг другу, поприветствуем всех гостей наших, скажем спасибо, что пришли к нам в гости. Я сегодня шла к вам и встретила по дороге кое-кого. Разгадав загадку, вы поймё те кто это:
Я своей подружке Варе,
Одеваю утром платье.
На резиновые ножки одеваю ей сапожки.
И веду по переулку
Утром Варю на прогулку. (Кукла).
Всё верно, это кукла. Рассмотрите её хорошенько. Какая она? Куклы бывают разные, бывает кукла мальчик и кукла девочка.
Действия детей: дети приветствуют друг друга и гостей. Сопоставляют признак предмета известным им. Отгадывают загадку.
Планируемый результат: настроить детей на общение. У детей возникает познавательный интерес. Мотивированы, заинтересованы. Правильный ответ загадки (Кукла). Выносится кукла.
2. Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели исследования. Анализ-сравнение, активное обсуждение материала.
- Ребята, как вы думаете, всегда ли куклы выглядели так? Хотите узнать, какими они были раньше, во времена, когда ваши мамы и бабушки были маленькими и даже давным-давно в древности и в старину? Тогда я предлагаю вам попутешествовать во времени. На чём мы отправимся? Давайте сейчас каждый из вас сядет на свой транспорт, и мы все вместе отправимся в путешествие. Вперёд!
Действия детей. Дети отвечают. Выдвигают предположения. Проявляют интерес к предстоящей деятельности. Ответы и предложения детей (На самолёте, на поезде, на машине и т. д.). Каждый ребёнок движением показывает выбранный транспорт.
Планируемый результат: Вызвать у детей желание высказаться. Педагог показывает свою заинтересованность в разговоре. Выслушивает каждого ребёнка. Создаёт проблемную ситуацию. Предлагает детям отправиться в путешествие, вызывает у детей познавательный интерес. Звон колокольчика.
3. Основная часть. Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД.
- Мы прибыли на станцию, которая называется «древность». Посмотрите на экран. Древние люди, в основном занимались охотой, но, не смотря на это, дети древних людей, тоже, как и вы хотели играть игрушками. Интересно, какие это были игрушки? Хотите узнать? Посмотрите на экран. Дети находили на земле всё что угодно, шишки, камушки, палочки, различные веточки и т. д. И играли ими. Например, брали полено и качали его как мама ребёнка. Вот так. Ребята, нас ждёт следующая станция. Приглашаю всех занять свои места. Полный вперёд!
Действия детей: рассматривают иллюстрации на экране. Ответы детей. Качают по очереди полено. Звучит музыка (завораживающая мелодия этнического содержания). Показ иллюстраций на экране и на столе. Планируемый результат: педагог стимулирует интерес детей. Развитие внимания, образного мышления. Звучит фонограмма колыбельной. Звук колокольчика.
4. «Открытие» детьми новых знаний, способа действий.
- Вот и станция «старина». Старина – это такое время, которое было давным-давно, много лет назад, когда жили наши прапрабабушки и прапрадедушки. Когда они были маленькие, играли в куклы. А хотите узнать, какие у них были куклы? Посмотрите внимательно и скажите, чем отличаются старинные куклы от ваших? Куклы были без лица, безликие. Верно! На ней не нарисовали глаз, потому что в старину люди считали, если кукла без лица, то она будет охранять и беречь дом и его хозяев.
Считалось, что кукла обладает волшебством: она и лечит, и оберегает, помогает, что бы уродился хороший урожай. Но какие были куклы, как их звали, сейчас я вам расскажу. Смотрите на экран. Вот кукла – бессонница, её делала мама и клала в кровать вместе с ребёнком, что бы он крепко спал и видел хорошие сны. А это кукла – травница, в этой кукле душистая трава, чабрец, мята, душица её вешали над колыбелькой, что бы малыш не заболел. Вот кукла крупЕничка, она оберегала в доме достаток, её наполняли гречневыми или перловыми зернышками. Люди верили, что следующий год принесёт много урожая. Куклы делались вручную, без ножниц и иголок. Их можно было сделать из кусочков ткани, соломы, травы, веток и т. д.
Ребята, а вы хотите иметь такую куклу у себя? А что для этого нужно? А как её можно сделать? Посмотрите на экран. Может кто-нибудь знает, как её называют? А это кукла-кувадка. Куклы бывают разные, и сделать их можно различными способами. Мне стало очень интересно, как делаются такие куклы и я посмотрела в интернете. Хотите сделать куклу прямо сейчас?
Действия детей: ответы детей. Слушают и получают новые знания. Проявляют интерес. Ответы детей. Выдвигают предположения.
Планируемый результат: показ на экране убранство русской избы. Показа кукол на экране и на столе. Педагог вызывает познавательный интерес. Обогащение словаря детей (кукла-травница, кукла-бессоница, кукла-крупЕничка, кукла-кувадка, кукла-закрутка). Имеют представление о старинной русской кукле. Показ схемы изготовления куклы на слайде.
5. Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы.
- Проходите за столы, рассаживайтесь, как вам хочется. Но сначала давайте разомнём пальчики, что бы во время работы они у вас не устали.
«Каша в поле росла,
К нам в тарелку пришла.
Всех друзей угостим,
По тарелке дадим.
Птичке-невеличке,
Зайцу и лисичке,
Кошке и матрёшке,
Всем дадим по ложке».
Кукла-кувадка или другое её название кукла-закрутка, так называется, потому что, ее изготавливают способом скручивания ткани.
Какие красивые куклы у вас получились.
Глазки устали, работали, старались. Надо сделать гимнастику.
«Раз-налево, два-направо,
Три-наверх, четыре-вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Что бы лучше видеть мир».
Действия детей: взаимодействуют друг с другом. Задают вопросы. Просят помощь у педагога. Сравнивают готовых кукол друг у друга, показывают педагогу, гостям. Получают удовольствие от готового продукта.
Планируемый результат: создание ситуации выбора. Поддержка детской инициативы. Развитие диалогической речи. Педагог вызывает познавательный интерес. Продуктивная деятельность. Педагог проводит гимнастику. Показ слайда. Формирование положительных эмоций через двигательную активность.
6. Заключительная часть. Итог занятия. Систематизация знаний.
- Наше путешествие не закончилось. У нас осталась ещё одна станция «современность». Занимаем свои места, и в путь! Вот мы и вернулись домой в наше время, это и называется «современность». Посмотрите, какие сейчас у нас куклы. Ребята, давайте подойдём к нашей «реке времени». Вот какая длинная река. На реке стоит «древность», которая плавно перетекает в «старину», а далее в нашу эпоху, в «современность». Ребята мне нужна ваша помощь. Давайте разместим кукол, каждую в своё время. На столе лежит клей, берите его, выбирайте какую куколку вы хотите поместить в нужную эпоху, намазывайте изображение и приклеивайте на «реку времени».
Действие детей: дети заинтересованы, внимательно слушают. Охотно берутся за дело.
Планируемый результат: звук колокольчика. Показ кукол на экране и на столе. Активизирует внимание. Закрепление полученных знаний.
7. Рефлексия.
- Посмотрите, какой путь проделали наши куклы. Как менялся их облик, внешний вид. Как от простого полена они стали похожи на людей. Сегодня вы очень старались, на славу потрудились. Прекрасно справились с работой. Вам понравилось путешествовать? Что, нового вы сегодня узнали про кукол? Где вам может это пригодиться? Понравилось ли вам самим делать кукол? Что было трудно в работе? Вы можете, возьмёт куклу себе в группу на память о нашем занятии. Можете придумать ей имя.
Деятельность детей: Делятся впечатлениями; рассуждают; выражают чувства о проделанной работе; планируют самостоятельную (совместную, деятельность; проявляют эмоциональный отклик.
Планируемый результат: педагог привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); обеспечивает открытость на ориентированную самостоятельную или совместную дальнейшую работу в группе и с родителями. Дети нацелены на открытый конец.