Ольга Фоминых
Занятие по шахматам в детском саду для детей старшего дошкольного возраста «Проделки Бабы Яги»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Проделки Бабы Яги»
Тип занятия : повторение и обобщение пройденного материала в игровой форме.
Цель: Закрепление и систематизирование знаний и навыков детей в шахматной игре.
Задачи:
Образовательные: Дать понятие «Линейного мата» с применением его на практике.
Совершенствовать знания детей о шахматной доске, шахматных фигурах, движении фигур, рокировке.
Публикация «Занятие по шахматам в детском саду для детей старшего дошкольного возраста „Проделки Бабы Яги“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Закреплять знания о том, что у каждого поля на шахматной доске есть свой собственный адрес, умение правильно называть его.
Развивающие: Развивать логическое и творческое мышление, память, внимание, пространственные представления.
Способствовать умению доказывать правильность своего решения, развивать интеллект.
Активизировать мыслительную деятельность.
Воспитательные: Воспитывать чувство личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.
Оборудование: Сенсорный интерактивный стол, магнитная шахматная доска, эмблемы «Белая Ладья», «Черная Ладья», крупные шахматные фигуры, мультимедийное оборудование, раздаточный материал на каждого ребёнка, аудиозапись.
Предварительная работа: нарезка отрывков из мультипликационного фильма «Морозко», гимнастика для глаз, загадки на тему «шахматы», физминутка (авторское наложение музыки на слова, изучение шахматной доски, ходов фигур, как бьют шахматные фигуры, основные правила игры, что такое шах, мат, пат, длинной и короткой рокировки.
Образовательная область: познавательная, речевая, социально-коммуникативная.
Словарная работа: «линейный мат», «латинские буквы»
Ход занятия:
(Дети входят в групповое помещение, красиво оформленное)
Педагог: - Здравствуйте ребята! Я рада вас приветствовать в нашей шахматной комнате, которая похожа на шахматное королевство. Правда? (Дети здороваются)
СМЕХ БАБЫ ЯГИ (см. Презентация 1)
Педагог: - Ребята, ой, что же это? (Подходим к «сенсорному» столу, на котором изображена шахматная доска). Посмотрите на наш сенсорный интерактивный стол… Что вы видите?
Дети: Шахматную доску
Педагог: - Но что-то здесь не хватает. Как вы думаете, чего не хватает?
Дети: - Шахматных фигур
Педагог: - Правильно шахматных фигур.
ПОЯВЛЯЕТСЯ БАБА-ЯГА (см. экран Презентация 2)
(Голос Б. Я. : «Это я проникла в ваше шахматное королевство и заколдовала вашу шахматную доску. И теперь на иней никогда не будет шахматных фигур! Чтобы ее расколдовать, вы должны справиться со всеми заданиями. За выполненное задание получите шахматную фигуру… Ха-Ха-Ха»)
Педагог: - Ребята, что же нам делать? (ответы детей)
- Но мы с вами ещё совсем юные шахматисты, думаете, мы справимся против такой нечистой силы? Будем расколдовывать шахматную доску? (Ответы детей).
Педагог: - Чтобы нам быстрей справляться с заданиями, нужно поделиться на две команды. (Дети распределяются сами на команды)
Педагог: - Кто должен возглавить команды? (Ответы детей).
(Дети сами выбирают капитана в своей команде. Предлагаю эмблемы - «Белая ладья» и «Черная ладья»).
Педагог: - Ребята, теперь мы смело можем отправляться со своими знаниями по шахматному королевству. Но чтобы не пропустить ни одного задания, предлагаю сделать гимнастику для глаз.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (см. Приложение 01)
Раздаётся сигнал (см. Презентация 2)
1-Е ЗАДАНИЕ
- Ребята, посмотрите на экран и скажите, в каком углу находится конь?
Дети: - Правый, верхний угол.
Педагог: - Чтобы Баба Яга вернула нам шахматную фигуру - КОНЬ, мы готовы выполнить задание? (ответ детей)
УГАДАЙ ШАХМАТНУЮ ФИГУРУ?
1. Игра на внимание: «Какая фигура спряталась?» (см. Презентация 2)
(Дети выполняют задание, получают шахматную фигуру - Конь)
Раздаётся сигнал (см. Презентация 2)
2-Е ЗАДАНИЕ
Педагог: - Посмотрите на экран и скажите, в каком углу находится Ладья?
Дети: - Левый, нижний угол.
Педагог: - Ладью определили верно, а задание для команд называется: «Вопрос – ответ»
ВОПРОС? ОТВЕТ! (см. Приложение 02)
(отвечают поочерёдно)
(Дети выполняют задание, получают шахматную фигуру - Ладья)
3-Е ЗАДАНИЕ
Раздаётся сигнал (см. Презентация 2)
Педагог: - Посмотрите на экран и скажите, в каком углу находится пешка?
Дети: - Правый, нижний угол.
ЗАГАДКИ (см. Приложение 03)
Педагог: - Вы с загадками дружны?
Отгадать их все должны!
(Дети выполняют задание, получают шахматную фигуру - Пешка)
ПОЯВЛЯЕТСЯ БАБА ЯГА (см. Презентация 2)
( Голос: Думаете, вы такие умные, все сможете, всё преодолеете?
Как бы не так! Ха-Ха-Ха.)
Педагог: - Баба Яга лютует, видимо её колдовство теряет силу, потому что мы справляемся со всеми заданиями. Посмотрите какое-то необычное письмо, с непонятными адресами (см. Презентация 2). Я поняла…
- Ребята, у каждого поля на шахматной доске есть свой собственный адрес - это пересечение вертикали и горизонтали, например, (см. Презентация 2) если двигаться по вертикали «С» до горизонтали «5», мы попадем на поле «С5». Давайте вспомним, что есть на шахматной доске? (ответы детей : цифры, буквы). Сколько горизонталей? (8). Сколько вертикалей? (8).
- Горизонтальные линии, чем отмечены? (Цифрами). - Вертикальные линии (Буквами).
- Правильно! Латинскими буквами. Вместе скажем «латинскими». Давайте вместе вспомним латинские буквы, и проговорим вслух. А теперь повторим друг за другом по цепочке.
Педагог: - Мы немного отдохнём, и письмо обязательно прочтём?
ФИЗМИНУТКА (см. Презентация 2)
(Педагог открывает конверт, в нём задание)
4-Е ЗАДАНИЕ
ПО КАКОМУ АДРЕСУ НАХОДИТСЯ БАБА ЯГА? (см. Презентация 2)
(Дети выполняют задание, получают шахматную фигуру - Король)
Педагог: - Как вы быстро справились с таким сложным заданием.
- Следующее испытание для капитанов команд.
5-Е ЗАДАНИЕ
РОКИРОВКА КОРОТКАЯ И ДЛИННАЯ
(Задание выполняют на большой магнитной шахматной доске)
Педагог: - Капитану команды «ЧЁРНАЯ ЛАДЬЯ» в белой шахматной армии сделать короткую рокировку.
- Капитану команды «БЕЛАЯ ЛАДЬЯ» в чёрной шахматной армии сделать длинную рокировку.
Педагог: - Капитаны команд выполняют задания, а участники команд наблюдают за правильностью выполнения задания.
(Дети выполняют задание, получают шахматную фигуру - Слон)
Педагог: - Прошу капитанов занять свои места. И чтобы вернуть нам самую дорогую из фигур ФЕРЗЬ, нам нужно справиться с самым сложным заданием. Готовы? Кстати скажите, сколько пешек стоит Ферзь? /9/.
6-Е ЗАДАНИЕ
РОЗЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИИ НА ШАХМАТНОЙ ДОСКЕ
(см. Приложение 04)
(практическая работа за столами с раздаточным материалом)
Педагог: - Присаживаемся за столы. Все красиво мы сидим за осанкой мы следим. Ребята, перед каждым из вас шахматная доска и фигуры (раздаточный материал, сейчас каждый будет выполнять задание самостоятельно. Всем все понятно?
Педагог: - Ребята, слово «Шахматы» в переводе означает «конец королю»! А гибель короля – это немедленный конец шахматной партии. Начнём с самого простого шахматного мата. Как вы думаете, можно ли черному королю поставить мат двумя ладьями? /Ответ детей (Да)/.
Так как ладьи ходят только прямо по линиям, такой мат часто называют «линейным». Давайте вместе скажем «линейный».
- Итак, прошу поставить чёрного Короля на своё поле. (Дети выполняют задание «Е8»). Из белых фигур на шахматную доску поставить две ладьи, одна ладья «A6», вторая «H1» (Дети выполняют задание, учатся ставить «мат» чёрному Королю).
Педагог: - Ребята, вот и шахматная фигура – Ферзь к нам вернулся. … И на экране появились шахматные фигуры (см. Презентация 2)
(ЗВУК МУЗЫКИ ИСХОДЯЩИЙ ОТ СЕНСОРНОГО СТОЛА)
Педагог: - Давайте подойдём к столу и посмотрим, вернула ли Баба Яга шахматные фигуры?
(См. Презентация 1, Macromedia Flash Player 8)
Педагог: - Ребята, посмотрите, колдовство исчезло! Вы преодолели все испытания, и Баба Яга вернула шахматные фигуры. При помощи игры «Macromedia Flash Player 8», команда «Белая ладья» расставляет белые фигуры, команда «Чёрная ладья» расставляет «Чёрные фигуры». Вспомнить правило: Ферзь любит свой цвет. (По желанию дети играют в шахматы у сенсорного стола).