Ирина Сизова
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Колючая сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Колючая сказка.
Цель и задачи:
1. Развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в
одном и разных направлениях, учить накладывать штрихи в одном
направлении, без просветов.
2. Обучение ритмичному нанесению штриховки, отработка легкости движения и свободного перемещения руки по всему листу.
З. Показать выразительные возможности простого карандаша.
4. Учить изображать качественные признаки рисуемых объектов -
«колючесть», передавать штрихами фактуру веток ели.
Материалы:
• репродукция или Фотоиллюстрация с изображением ежа;
Публикация «Конспект занятия по рисованию в старшей группе „Колючая сказка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
• альбомный лист;
• простой карандаш ТМ;
Ход занятия
1. Организационная часть
Педагог предлагает детям отгадать загадку:
Дети. Это еж.
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной;
Иголок очень много,
А ниток - ни одной.
Педагог. Скажите, ребята, а по какому основному признаку вы догадались, что в загадке идет речь о ежике.
Дети. Только у ежика много иголок, он колючий.
Педагог. Верно. А как вы думаете, зачем ежику иголки?
Дети. Защищаться от врагов, переносить на иголках грибы, яблоки, ягоды.
Чтение тематической сказки.
Зачем ежику колючки?
Как-то в открытом поле застиг лису проливной дождь. 3аметалась лисонька из стороны в сторону, вдруг видит: стоит у дороги кустик. Недолго думая, со всех ног бросил ась к нему. Прибегает, а под кустом еж. от
дождя спрятался.
- Подвинься! - буркнула лиса и толкнула ежа в бок.
Толкнула и взвизгнула от боли.
- Ай-ай-ай! Да когда же ты наконец пострижешь свои противные колючки? Не пойму, что в них красивого.
Еж хмыкнул и тихо сказал :
- А они не для красоты.
- Вот именно, - подхватила лиса. - Тем более. не упрямься и постриги,
не то, попомни мое слово, все друзья станут тебя другой дорогой обходить.
- Друзья? - усмехнулся еж. - Вот это уж ты, лисонька, ошибаешься.
Мои колючки не для друзей.
(В. Росин.)
Педагог. А помимо грибов, яблок и других лакомств, ежик переносит на своих иголках сухие листики, которыми он выстилает
свою норку для зимней спячки.
25
«Ежик по-своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве
и накалывает листву на свои иглы. Охапкой встанет еж и понесет на себе листовой матрац в гнездо. Идет неправдоподобное чудище, узнать невозможно: копна копной! ••.
(Д. Зуев.)
Педагог. А кто из вас хоть раз видел ежика? Как он выглядит?
Дети. Он округлый, чуть вытянутый, с заостренной мордочкой,
с колючей спинкой.
Педагог. А что вы еще знаете про ежей? Где он живет, чем питается? Делает ли на зиму запасы? (Ответы детей.)
Педагог. Живет еж в лесу, днем спит, а ночью выходит на охоту:
ловить жуков, моллюсков, разных червячков, лягушек, мышей,
вступает в схватку даже со змеями. Еж не делает запасов на зиму, так
как с наступлением холодов забирается в выстланную листьями
норку и спит до весны. Семья ежей очень дружная. Ежи -родители
заботятся о своем потомстве, прилежно обучают ежат всему тому,
что умеют сами.
Физкультминутка
.Ежик топал по тропинке •
. Жили-были серый еж
И его ежиха.
Серый еж был очень тих,
и ежиха тоже.
и ребенок был у них -
Очень тихий ежик.
Всей семьей идут гулять
Ночью вдоль дорожек,
Ночью вдоль дорожек
Еж-отец, ежиха-мать
И ребенок-ежик.
Вдоль глухих осенних троп
Ходят тихо: топ-топ-топ.
С. Маршак
Хлопки в ладошки.
Потягивания - руки вверх с
Растопыренными пальчиками.
Потягивания - руки в стороны.
Приседание - плавное опускание рук вниз.
Ходьба на месте с размахиванием руками
вдоль туловища.
Ходьба бодрая.
Ходьба замедленная.
Ходьба на носочках.
Педагог. Сегодня мы с вами нарисуем семью колючих ежей, которая гуляет по колючему лесу. А чтобы ежи могли защитить себя от
врагов, у них должно быть достаточно иголок. Мы поможем иголкам «вырасти». Нарисуем на спинках ежей много-много штрихов.
Штрих - это линия, которая может быть короткой и ДI1инной, прямой И наклонной, в зависимости от того, что мы рисуем.
2. Практическая часть
1. Слева или справа в нижней части листа нарисовать контур туловища большого ежа-мамы: овальной формы с вытянутой заостренной мордочкой, с короткими овальными лапками.
2. Нанести ряд коротких линий-штрихов с опорой на нижний
край контура туловища. Изобразить второй ряд штрихов над первым, затем третий и т. д. Последний ряд штрихов выполняется с
опорой на верхний край контура туловища.
3. Легкими плотными штрихами без нажима на карандаш заштриховать мордочку ежа. Дорисовать маленькие кружочки -глаза, носик.
4. Тем же способом нарисовать 2-3 ежат, следующих за мамой ежихой, толы. ’o меньшего размера.
5. Пририсовать каждому члену семьи какой-нибудь груз на спине
(листик, грибок, яблоко).
6. Верхнюю часть композиции дополнить еловой веткой: ДI1инная
основная линия - ветка с боковыми, короткими ветвями, покрытыми иголками, - мелкими штрихами с двух сторон.
7. В нижней части композиции выполнить ряд коротких штрихов - траву. Если трава занимает более широкое место, изобразить
штрихи ПОДl1иннее или расположить траву в несколько рядов. Трава
может быть «примятой» под лапками ежей - штрихи под наклоном.
27
Способ штриховки - кропотливый труд, требующий усилий и усидчивости. В некоторых случаях, стараясь побыстрее закончить работу, дети начинают ускорять темп движения, от этого нарушаются
ритм рисунка; направление штрихов, расстояние между штрихами,
страдает качество выполнения композиции, поэтому рекомендуется
включение в процесс рисования разминки для пальцев рУК.
Физкульминутка
«Еж»
ВОТ свернулся еж в клубок, Ладони соединить, округлить, пальцы
соединить в замок.
Показал колючий бок. Поставить ладони под углом друг к другу,
переплетенные пальцы распрямить -
«еж» выставил свои «иголочки».
Повторить действия еще раз, снова прочитав стихотворение.
з. Итог занятия
Педагог. Ребята, у вас получилась настоящая колючая сказка,
главные герои которой колючие и трудолюбивые ежики. Им не
страшны ни враги, ни голод, так как многочисленные острые иголки, которые вы им нарисовали, помогут им в трудную минуту.