Татьяна Пинюгина
Занятие по развитию эмоционального компонента взаимопомощи «Грусть, радость, спокойствие»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию эмоционального компонента взаимопомощи «Грусть, радость, спокойствие»
Цели занятия
Основные:
1. Расширение и систематизация знаний об эмоциональной сфере человека (эмоциональных представлений).
2. Развитие у детей способности осознанно воспринимать свои эмоции, чувства, переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей.
Публикация «Занятие по развитию эмоционального компонента взаимопомощи „Грусть, радость, спокойствие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
3. Знакомство с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты, использование его как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания эмоционального состояния других.
Другие задачи комплексного развития:
1. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
2. Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии.
3. Развитие внимания, восприятия, речи, воображения.
4. Развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Развивающая среда
Зеркало.
Картинки с изображением лиц, выражающих различные эмоциональные состояния.
Колокольчик.
Ход занятия
Психолог здоровается с детьми, звенит в колокольчик и говорит, что это волшебный колокольчик, который нам сегодня будет помогать проводить занятие. Когда он зазвенит, мы будем его слушать внимательно и выполнять все, о чем он нас попросит. Сейчас он просит нас сесть на стульчики в кружок и поздороваться друг с другом.
Дети садятся на стульчики, которые стоят кругом.
Психолог. Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа.
Дети приветствуют друг друга. Цель упражнения – создание положительного эмоционального фона.
Психолог. А теперь давайте поиграем с солнечным зайчиком. Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладошками на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживайте тихонько голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот – погладьте животик. Солнечный зайчик любит и ласкает вас, подружитесь с ним. Отлично. Мы подружились с солнечным зайчиком, глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу: как здорово, что мы с вами встретились!
Цель упражнения – снятие напряжения мышц лица.
Психолог. А сейчас я вам расскажу одну историю. (Читает стихотворение С. Маршака «Котята».)
Два маленьких котенка поссорились в углу.
Сердитая хозяйка взяла свою метлу
И вымела из кухни дерущихся котят,
Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.
Какое настроение было у хозяйки? (Ответы детей.) А теперь послушаем наш волшебный колокольчик. (Звенит колокольчиком.) Наш колокольчик зовет вас к зеркалу. Давайте покажем перед зеркалом, какое было у хозяйки настроение. (Дети подходят к зеркалу и жестами, выражением лица, позами стараются показать настроение хозяйки.)
А теперь наш колокольчик зовет нас на стульчики послушать продолжение истории.
А дело было ночью, зимою, в январе.
Два маленьких котенка замерзли во дворе.
Легли они, свернулись на камень у крыльца,
Носы уткнули в лапы и стали ждать конца.
Психолог предлагает детям выразить жестами, как котятам было холодно, очень холодно. Затем обсуждает с детьми, какие чувства вызывают у них котята. (Жалость, сострадание, хочется плакать, помочь, спасти, согреть.)
Затем читается окончание стихотворения:
Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.
- Ну что, - она спросила, - не ссоритесь теперь?
Прошли они тихонько в свой угол на ночлег.
Со шкурки отряхнули холодный, мокрый снег.
И оба перед печкой заснули сладким сном,
А вьюга до рассвета шумела за окном.
Психолог зовет с помощью колокольчика детей к зеркалу и предлагает последовательно показать следующие сценки:
- Котята испугались и присмирели.
- У наших котят хорошее настроение, им весело, они стали шалить.
- Появилась сердитая, злая, недовольная хозяйка и наказала котят.
- Котятам грустно, обидно.
- Котята опять дома, в тепле, они радостны и спокойны.
Психолог. А теперь наш колокольчик приглашает нас за стол.
Дети садятся за круглый стол. Психолог дает каждому ребенку три карточки с изображением лиц, ярко выражающих разное эмоциональное состояние (радость, грусть, спокойствие). Просит детей внимательно рассмотреть карточки и разложить их в той же последовательности, в какой менялось настроение котят в начале, в середине и конце стихотворения. Дети выполняют задание. Психолог беседует с каждым и хвалит детей. Затем обращает внимание детей на то, что это одно и то же лицо. А каким оно может быть разным в зависимости от настроения! Ведь мамино лицо, когда она ласкает и целует своего ребенка может быть одним (дети показывают соответствующее изображение, когда мама расстроена, совсем другим (дети находят нужное изображение, а когда маме весело и радостно, то третьим (дети показывают). Психолог предлагает детям внимательно смотреть на лица других людей. Возможно, если они расстроены, им нужно чем-то помочь. А если они веселы и радостны, то с ними вместе будет весело играть.
Психолог. А теперь наш волшебный колокольчик зовет нас встать в круг и поиграть в игру «Доброе животное». Возьмемся за руки и представим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох и еще раз вдох-выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук – делаем шаг вперед, тук – шаг назад. И еще раз тук – шаг вперед, тук – шаг назад. (Цель игры – развитие чувства единства.) А теперь наше занятие подошло к концу. Давайте скажем спасибо друг другу и нашему помощнику – колокольчику. До свидания!