Надежда Орлова
Занятие по развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности «Путешествие на машине времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: составление описательных рассказов о видах транспорта с опорой на схему
Задачи:
1) Коррекционно-образовательная: уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «Транспорт»; учить детей составлять рассказы по воображению с опорой на предметные картинки о развитии различного транспорта. 2) Развивающая : развивать наблюдательность, зрительное внимание, логическое мышление и творческое воображение.
3) Воспитательная: воспитывать умение сотрудничать.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Педагоги компенсирующей направленности
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Оборудование: пульт от любой бытовой техники, иллюстрации с изображениями различных видов транспорта (арба, телега, велосипед, автомобиль; плот, лодка, корабль-парусник, теплоход; воздушный шар, планёр, пассажирский самолёт, ракета, схема описательного рассказа, магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
1. Организационный момент
– Доброе утро, ребята. Сегодня я приглашаю вас отправиться в необычное путешествие, но сначала предлагаю размяться перед дорогой и отгадать загадку:
Есть и водный, и воздушный,
Тот, что движется по суше,
Грузы возит и людей.
Что это? Скажи скорей!
(Транспорт)
– Давайте вспомним различные виды транспорта и расскажем, на чём мы можем отправиться в путешествие.
Игра «На чём ты отправишься в путешествие?»
Дети стоят в кругу и по очереди задают друг другу вопрос:
– «Саша, на чём ты отправишься в путешествие?»
– «Я отправлюсь в путешествие на автобусе» и т. д.
1. Введение в тему
– Во все времена человеку нужны были средства передвижения для того, чтобы перевозить людей и грузы на дальние расстояния. Сегодня мы с вами совершим путешествие на машине времени и посмотрим, как развивался транспорт.
– Ребята, вы знаете, что такое машина времени? (Дети дают ответы.) Да, машина времени помогает людям перемещаться во времени и пространстве. Но
существует она пока только в нашем воображении. Давайте представим, как будет выглядеть наша машина времени. (Дети дают ответы.) А вот — пульт управления.
Динамическая пауза «Машина времени»
В машину времени садимся, (делаем приседание)
В прошлом сразу очутимся. (описываем двумя руками в воздухе круг) Начинаем мы считать –
Раз, два, три, четыре, пять. (загибаем пальцы на обеих руках)
Машина времени лети, (показываем руками крылья самолета)
В прошлое нас всех верни. (описываем двумя руками в воздухе круг) III. Основная часть занятия
– Вспомним, какие бывают виды транспорта. Предлагаю выбрать жетоны и разделиться на три группы – наземный транспорт, водный транспорт, воздушный транспорт ( на жетонах изображения: автомобиль, корабль, самолёт).
– Обхватите плечи руками. Я нажимаю цифру «один» на пульте управления, и мы отправляемся в первое путешествие. Перед вами набор картинок, которые нужно расставить в правильном порядке и рассказать, как происходило развитие наземного транспорта.
Дети первой группы рассматривают картинки, расставляют их в хронологическом порядке, комментируют свои действия (арба, телега, велосипед, автомобиль).
Пожалуй, самым большим достижением человека для передвижения по земле стало изобретение… колеса. Позднее человек изобрел для передвижения и перевозки грузов двухколёсную арбу, в которую запрягал лошадь или осла. Потом для перевозки тяжелых грузов изобрели телегу. В неё запрягали: волов и лошадей
тяжеловозов. В городах люди также стремились к быстрому передвижению. И в один прекрасный день изобрели велосипед, которым человек мог управлять самостоятельно. После велосипеда изобрели трамвай, паровоз и автомобиль. В наше время люди совершенствуют эти виды транспорта. Так, например, появился подземный транспорт — метро.
– Теперь снова обхватите плечи руками. Я нажимаю на пульте цифру «два», и на машине времени мы отправимся во второе путешествие. Сейчас мы узнаем о том, как развивался водный транспорт. Перед вами следующий набор картинок, которые также нужно расставить в правильном порядке, догадаться и рассказать, как происходило развитие водного транспорта.
Дети второй группы рассматривают картинки, расставляют их в хронологическом порядке, комментируют свои действия (плот, лодка, парусный корабль, теплоход).
– А сейчас обхватите плечи руками, я нажимаю на пульте цифру «три», и на машине времени мы отправимся в последнее, третье, путешествие. Сейчас мы узнаем о том, как развивался воздушный транспорт. Перед вами третий набор картинок, которые снова нужно расставить в правильном порядке и попробовать догадаться и рассказать, как происходило развитие воздушного транспорта.
Дети третьей группы рассматривают картинки, расставляют их в хронологическом порядке, комментируют свои действия (воздушный шар, планёр, пассажирский самолёт, космический корабль — ракета).
– Ребята, наше время путешествия подошло к концу и нам пора отправляться в обратный путь. Прошу вас взять картинки с изображением современного транспорта и пройти в машину времени. Закройте глаза и произнесите вместе со мной следующие слова:
В машину времени садимся, (делаем приседание)
В настоящем очутимся. (описываем двумя руками в воздухе круг) Раз, два, три,
Машина времени лети.
Составление описательных рассказов
– Мы вернулись в наше время. Давайте расскажем друг другу о современных видах транспорта. А составить рассказы вам поможет опорная схема:
1. Что это?
2. Из каких частей состоит?
3. Чем приводится в движение?
4. Где движется этот транспорт?
5. Для чего используется?
6. Кто управляет этим видом транспорта?
(Дети в парах составляют описательные рассказы об автомобиле, самолёте, теплоходе).
1. Итог занятия
– Какие путешествия мы совершали? На чем? (Ответы детей)
– О каких видах транспорта мы поговорили?
– Благодарю всех за старание. Можете отдыхать.