Татьяна Широкова
Конспект занятия по развитию речи «Зимушка-зима» в старшей логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи «Зимушка-зима» в старшей логопедической группе
Цель: Развитие связной речи у детей, систематизация знаний о зиме, зимних признаках.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять словарный запас по теме;
- Учить подбирать прилагательные к существительным;
- Формировать звуковую культуру речи.
Развивающие :
- Развивать познавательный интерес, любознательность;
- Развивать логическое мышление; мелкую моторику рук.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Зимушка-зима“ в старшей логопедической группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты логопедические
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Развивать память, внимание, координацию движения;
- Развивать речевое дыхание;
- Активизировать словарь детей.
Воспитательные:
- Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и своих сверстников, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.
Методы и приё мы: игровой, словесный, наглядный, повторение, обобщение, художественное слово, физкультминутка, показ и объяснение воспитателя; анализ работ воспитателем и детьми; поощрение.
Планируемый результат:
- приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища; повышение познавательной активности; усвоение необходимых знаний по теме «Зима»; формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.
Оборудование, наглядный материал: колокольчик, снежок для игры, снежинки с заданиями, наглядный материал, снеговик, мнемотаблица, дидактическая игра «Собираемся на прогулку».
Предварительная работа: Беседа о зиме, рассматривание картинок, фотографий и другого иллюстрированного материала с зимними пейзажами; чтение художественной литературы по теме, дидактическая игра «Когда это бывает?», наблюдение за погодой на прогулках.
План образовательной деятельности:
Вводная часть.
Приветствие.
Основная часть.
1. Беседа о зиме
2. Сюрпризный момент
3. Артикуляционная гимнастика
4. Дыхательная гимнастика
5. Признаки зимы
6. Дидактическая игра «Собираемся на прогулку»
7. Физминутка «Как на горке снег, снег»
8. Дидактическая игра «Поймай слово»
9. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»
10. Задание с мнемотаблицей.
Заключительная часть.
Обобщение прошедшего занятия, поощрение
Ход образовательной деятельности:
I. Вводная часть.
(Дети встают в круг.)
Воспитатель:
Встанем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте друг другу!»
Нам здороваться не лень:
Всем приятен добрый день!
Если каждый улыбнётся
Утро доброе начнётся!
I. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как красиво у нас вокруг! Скажите, какое наступило время года? (Зима)
По календарю зима начинается с 1 декабря. Учёные считают началом зимы 22 декабря. Солнце в этот день поднимается низко-низко на небе, а день самый короткий в году! А в природе зима наступает каждый год в разные сроки. Первые морозы- это ещё ни зима. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля-замерзают водоёмы, прочным снеговым покровом покрывается Земля. Дни становятся короткие и холодные!
(Стук в дверь).
Посмотрите, к нам пришёл снеговичок! (достаёт снеговичка).
(Сюрпризный момент)
Но почему-то очень грустный. Как вы думаете почему? (у него нет друзей, он совсем один). Вы сможете ему помочь? (да, мы с ним подружимся, развеселим его). Кажется я знаю, как его развеселить. Мы расскажем ему всё, что знаем о волшебной зиме! Ребята Вы готовы поднять настроение снеговичку? Тогда давайте вспомним, как нужно вести себя на занятии! (Ни шуметь, ни перебивать друг друга, ни выкрикивать, поднимать руку, отвечать на вопросы полным ответом). Тогда начнём.
Но для этого нам нужно размять наш язычок, чтобы он мог все красиво рассказывать.
Артикуляционная гимнастика.
- Жил-был язычок в большом домике (широко открыть рот). Встал он рано утром, потянулся и выглянул в окно (упражнение «Язычок выглядывает в окно»). А на улице снег идет, весь домик уже снегом засыпало, вышел язычок на улицу и стал снег счищать. Сначала счистил с двери (упражнение «Вкусное варенье», потом с крыши (упражнение «Маляр»). Счистил и вернулся домой по ступенькам (широким языком сначала обнимаем губы, потом зубы). Выпил он дома чашку чая (упражнение «Чашечка») и лег отдыхать (упражнение «Лопатка»).
Воспитатель: Молодцы ребята!
У зимы есть три сыночка-три зимних месяца. Кто знает, как их называют? (Декабрь, январь, февраль)
Сейчас мы послушаем стихотворения о них:
(Декабрь)
В декабре, в декабре,
Все деревья в серебре,
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки
Ёлку из лесу привёз.
(Январь)
Открываем календарь-
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снега на дворе.
(Февраль)
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.
Воспитатель: Какие замечательные стихи мы знаем!
Пока мы с Вами читали и слушали стихотворения, на улице пошёл снег и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, сколько много снежинок! Какие красивые они! Сейчас каждый возьмёт по одной снежинке и поиграет с ней.
Дыхательная гимнастика.
Давайте заставим наших снежинок кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щёки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.
Ребята, давайте посмотрим на картинку и назовё м признаки зимы и ответим на вопросы: «Какой, какая, какие?»
Дидактическая игра «признаки зимы»
День- морозный, ясный, холодный, короткий, снежный;
Ночь- длинная, тёмная, страшная, морозная, звёздная;
Снег- пушистый, блестящий, липкий, белый, мокрый, рассыпчатый, холодный, рыхлый, серебристый, падающий;
Зима- холодная, злая, суровая, морозная, длинная, вьюжная;
Снежинки- белые, лёгкие, мохнатые, пушистые, красивые, узорчатые, прозрачные, холодные;
Лёд- прозрачный, скользкий, блестящий, гладкий.
А сейчас мы поговорим о приметах зимы и ответим на вопросы: «Что делает, что делают?»
Воспитатель: Ребята, а Вы знали, что зайчик и белочка поменяли шубки, а зачем?.
Люди тоже стали одеваться теплее! Давайте подойдём к столу, где лежит задание, которое называется «собраться на зимнюю прогулку!». Вам нужно из всех вещей выбрать только зимние, тёплые и положить на карточку.
Дидактическая игра «Собираемся на прогулку»
А медведь в зимнее время спит в берлоге.
Чтобы медведь ни проснулся, давайте с Вами поиграем.
Физминутка «Как на горке снег, снег»
Как на горке снег, снег (встать на носочки, руки вверх)
Под горою снег, снег (пружинка)
И на ёлке снег, снег, (руки поднимаем вверх)
И под ёлкой снег, снег (обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь (покачивание из стороны в сторону)
Тише, тише, ни шуметь! (пальчики к губам, шёпотом)
Воспитатель: А сейчас я хочу поиграть с Вами в игру «Поймай слово».
Игра «Поймай слово».
Вам нужно хлопнуть один раз в ладошки, если услышите слово относящееся к зиме!
«Сугроб, лыжи, шуба, бабочка, мороз, лёд, сосулька, ромашка, санки, снеговик, ручеёк, гриб, снежинка, коньки, валенки, велосипед, горка, снег.
Молодцы! Хорошо поиграли!
Я предлагаю разучить стихотворение М. Бойкова про «Снеговика», я думаю снеговику это очень понравится. А учить мы будем необычным способом по схеме.
Раскраснелась детвора –
Накатала три шара!
Друг на друга их сложили
И ведро нагромоздили.
Нос – морковка, уголь – глазки,
Снеговик из детской сказки!
Руки – ветки, рот – конфета,
Пусть стоит теперь до лета!
Воспитатель: - Кто хочет рассказать стихотворение нашему снеговику? (2-3 ребёнка рассказывают стишок). Ой, смотрите, а снеговик стал веселее, ему очень понравилось, как вы рассказывали стихотворение.
II. Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, Вам понравилось сегодняшнее занятие? О чём мы с Вами сегодня говорили? Какое задание Вам показалось самым интересным? Какое самым трудным? (Ответы детей)
Вы сегодня были все молодцы и для Вас снеговичок приготовил новогодние открытки, а дорисовать их забыл! Сейчас мы возьмём по одной открытке, поблагодарим снеговичка и в свободное время дорисуем, то что ни дорисовал снеговичок!