Наталья Ананьева
Занятие по развитию речи «За грибами мы пойдём»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка к занятию
Тема НОД по совершенствованию лексико-грамматической стороны речи, связной речи : «За грибами мы пойдём».
Возрастная группа: подготовительная к школе группа компенсирующей направленности (для детей с нарушениями речи).
Цель НОД: уточнение и обогащение знаний детей по изучаемой теме «Грибы».
Задачи приоритетной образовательной области:
«Речевое развитие»
Темочки:
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
• Обогащать словарный запас детей по заданной теме (грибник, ядовитый, червивый, съедобный, несъедобный, сыроежка, поганка, подосиновик, подберёзовик, боровик, мухомор, лисичка, рыжик, волнушка, маслёнок, моховик, сморчок, опята).
• Активизировать употребление различных частей речи (прилагательных, наречий, глаголов, расширить глагольный словарь (сушить, мариновать, замораживать, солить, консервировать, заготавливать).
• Упражнять в словообразовании различными способами (при помощи приставок и суффиксов).
• Упражнять в подборе родственных слов.
• Развивать связную речь, совершенствовать навык составления рассказа с использованием плана.
• Развивать память.
• Совершенствовать темпо- ритмическую сторону речи.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей
«Познавательное развитие»
• Расширять кругозор детей, обогащать знания по изучаемой теме.
• Развивать внимание, память, словесно-логическое мышление.
• Развивать фантазию и воображение дошкольников.
«Социально-коммуникативное развитие»
• Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
• Развивать умения выслушивать рассказы, мнения сверстников и взрослого.
• Воспитывать уверенность, активность дошкольников при выполнении заданий.
«Физическое развитие»
• Развивать координацию речи с движениями.
• Развивать общую и мелкую моторику.
Обоснование применения ИКТ в НОД:
• Активизация внимания дошкольников.
• Поддержание мотивационной готовности к изучению материала.
• Использование возможности самоконтроля правильности выполнения заданий.
Предварительная работа:
• Чтение художественной литературы по теме, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций.
• Беседы с детьми, составление рассказов на различную тематику из личного опыта.
Предпосылки УУД:
• коммуникативные: умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности;
• познавательные: умения ориентироваться по условным обозначениям (схеме, плану);
• регулятивные: умения слушать взрослого и выполнять его инструкции, умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу;
• личностные: умение оценивать собственную деятельность и свои возможности.
Используемые материалы и оборудование: предметы одежды, картинки с изображением грибов, ноутбук, проектор, экран, ИКТ-презентация, план для составления рассказа в виде ИКТ-презентации.
Содержание НОД
Деятельность учителя - логопеда Деятельность детей
Этап 1 Организационный (3 - 5 мин.)
Цель: Создание мотивации к деятельности детей. ; Цель: Включение в образовательную деятельность.
Логопед загадывает детям загадку:
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы
Ножка есть, но нет сапожек
Шляпка есть, нет головы.
Логопед: Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на нашем занятии?
Логопед: Ребята, представьте, что мы с вами собрались в лес за грибами. Скажите, как называется человек, который, любит собирать грибы и часто ходит в лес?
Логопед: Ребята, а как должен одеться грибник, что бы пойти в лес? Выберите те предметы, которые подойдут грибнику.
Логопед: Ребята, а почему нельзя надеть сандалии (можно поранить ногу, можно промочить ноги, может укусить змея). Почему нельзя надеть шорты и летний сарафан? (искусают комары) Почему мы не наденем зимнюю куртку? (будет жарко).
Логопед побуждает детей отвечать полным предложением. ;
Дети: Это гриб.
Дети: О грибах.
Дети: Грибник.
Дети подходят к столу, на котором, разложены разные предметы одежды и обуви: резиновые сапоги, сандалии, туфли на каблуке, панама, косынка, плащ, летний сарафан, шорты, трико, зимняя куртка.
Дети выбирают предметы одежды и обуви, объясняют свой выбор. Например, надо надеть панаму, чтобы солнце не напекло голову. Надо надеть плащ, чтобы не замочил дождь и т. д.
Этап 2 Основной
Использование мультимедиа презентации (10 мин.)
Цель: Обогащение словаря, совершенствование слоговой структуры слова, навыка словообразования, развитие связной речи, воображения, творчества. ; Цель: Рассматривание слайдов с изображением грибов, правильное выполнение заданий логопеда
Логопед: Ребята, а какие грибы вы знаете?
Какие грибы нельзя собирать?
Логопед: Давайте ещё раз вместе вспомним, какие грибы растут в лесу, почему их так называют, какие из них съедобные, какие не съедобные.
Слайд 1 Сыроежка.
Логопед: Этот гриб съедобный. Его так назвали, потому что считается, что его можно есть сырым. Мы этого делать не будем. Также считается, что при засолке эти грибы готовятся очень быстро.
Слайд 2 Поганка.
Логопед: Поганка - это народное название всех несъедобных грибов, от слова «поганый», что означает «плохой».
Слайд 3 Подосиновик.
Логопед: Этот гриб съедобный. Его так назвали, потому что чаще всего он растёт под осинами.
Слайд 4 Подберёзовик.
Логопед: Этот гриб съедобный. Растёт под берёзой.
Слайд 5 Боровик.
Логопед: Этот гриб съедобный. Чаще всего растёт в хвойном лесу, который называется бором.
Слайд 6 Мухомор.
Логопед: Этот гриб не съедобный. Он такой ядовитый, что даже убивает, «морит» мух.
Слайд 7 Лисичка.
Логопед: Этот гриб съедобный. Его так назвали от цвета «лисый», значит жёлтый.
Слайд 8 Рыжик.
Логопед: Этот гриб съедобный. Его так назвали, потому что он ярко-рыжего цвета.
Слайд 9 Волнушка.
Логопед: Этот гриб съедобный. Его так назвали, потому что его шляпка похожа на волнистую водную гладь, после камушка, который закинуть в воду.
Слайд 10 Маслёнок.
Логопед: Этот гриб съедобный. Его так назвали, потому что он покрыт сверху кожицы липкой слизью, влажный, можно сказать «масленый».
Слайд 11 Моховик.
Логопед: Этот гриб съедобный. Его так назвали, потому что он любит расти во мху.
Слайд 12 Сморчок.
Логопед: Этот гриб съедобный. Шляпка у этих грибов сильно сморщена, поэтому такое название.
Слайд 13 Опята.
Логопед: Эти грибы съедобные. Они любят расти около пней.
Логопед: Ребята, представьте, что мы с вами очутились на лесной полянке, на которой растёт много грибов.
(На полу разложены картинки с изображением грибов)
Логопед: Найдите съедобный гриб и расскажите о нём.
Логопед: Ребята, на полянке остались только несъедобные грибы. Давайте расскажем о них. Почему их так назвали?; Дети называют известные им грибы.
Дети: ядовитые, червивые.
Просмотр презентации «Грибы».
Дети садятся на стулья
Логопед: Ребята, мы принесли грибы домой. Что мы будем с ними делать?
Логопед: Ребята, я вам предлагаю составить рассказ о том, как вы ходили в лес за грибами. А поможет вам в этом план рассказа. ; Дети произносят слова и выполняют движения пальчиковой гимнастики:
«Топ- топ пять шагов
(ходьба на месте)
В кузовочке пять грибов
(хлопки в ладоши) :
Мухомор красный – гриб опасный (загибаем мизинцы,
А второй лисичка - рыжая косичка (загибаем безымянные пальцы,
Третий гриб - волнушка -
розовое брюшко
(загибаем средние пальцы,
А четвёртый гриб сморчок - бородатый старичок
(загибаем указательные пальцы,
Пятый гриб белый - бери его смело (загибаем большие пальцы)».
Дети: сушить, замораживать, солить, жарить, варить, мыть, резать, консервировать.
Использование мультимедиа презентации с планом рассказа (10 мин)
Цель: Закрепление умения строить распространённые предложения, составлять рассказ, опираясь на план, развивать творчество, воображение, умение выслушивать рассказы других детей. ; Цель: Рассматривание слайдов с планом рассказа, правильное выполнение заданий логопеда.
Слайд 1
Расскажите, с кем вы ходили в лес?
Слайд 2
Какая была погода?
Слайд 3
Какие грибы вы нашли?
Слайд 4
Что вы приготовили из грибов?
Слайд 5;
Опираясь на план, представлен-ный на слайде в виде картинок, дети составляют короткие рассказы.
Этап 3 Заключительный (2 мин.)
Цель: Подведение итога занятия, рефлексия. ; Цель: Получить положительную оценку своей деятельности.
Логопед: Ребята, вы сегодня узнали много нового о грибах, научились произносить трудные слова, объяснять, как они образовались, научились хорошо рассказывать и слушать друг друга.
Расскажите, чем вам запомнилось наше занятие? Что больше всего понравилось?
Логопед: Я хочу вас поблагодарить и угостить вас вот такими вкусными грибами.
Логопед угощает детей печеньем «Грибочки».;
Дети: отвечают на поставленные вопросы.
Информационные ресурсы:
1. Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 127»
2. Т. Р. Кислова «По дороге к азбуке» - М., издательство «Баласс», 1999.
3. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Ю. А. Акимова, И. К. Белова «Здравствуй, мир!»- М., издательство «Баласс», 2001.
4. Картинки для презентации – www. google.ru
5. О. И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно». Издательский дом «Литера», 2009.