Татьяна Попикова
Занятие по развитию речи во второй младшей группе. «В гостях у Снеговика»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: закрепление представлений детей о признаках зимы.
Задачи:
- расширять и активизировать словарный запас детей, подбирать определения к существительным;
- познакомить с природным явлением снегопад;
- закреплять произношение звуков с, сь;
- способствовать воспитанию интонационной выразительности речи;
- вырабатывать правильное дыхание;
- развивать мелкую и общую моторику;
- артикуляционные возможности;
Публикация «Занятие по развитию речи во второй младшей группе, „В гостях у Снеговика“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Снеговик. Материалы про снеговиков
- Темочки
- обогащать словарный запас новыми словами: снегопад, сугроб.
Материал к занятию : игрушка куклы, лисы, снеговика, два ведра для снеговика синее и красное, 2 шарфика; карточки по тактильной памятки на каждого ребенка.
Предварительная работа: наблюдения за снегом, лепка снеговика; рассматривание картин о зимних забавах детей; чтение стихотворения Я. Акима «Первый снег», с. Маршака «Январь» и др.
Рисование: «Снежные комочки большие и маленькие», аппликация «Снеговик», заучивание чистоговорок, стихов о зиме.
Ход занятия.
Воспитатель предлагает детям поиграть.
- Закройте глаза, расслабьтесь
Подходит к каждому ребенку, дотрагивается до него «Волшебной» палочкой со словами:
- Вы сегодня не ребята,
ВЫ смешные все лисята.
Паша не ребенок, Паша – лисенок и т. д.
Дети открывают глазка после прикосновения превращения.
1. Речедвигательное упражнение с элементами самомассажа и психогимнастики.
«Утро»
Все лисята сладко спят (Дети закрывают глаза, руки и расслабленно сопят под щекой) (Глубоко дышат)
Солнце глянуло в окошко, (Крепко зажмуривают глаза)
Все зажмурились немножко
- эй, лисята, хватит спать, (Широко открывают глаза)
Вам давно пора вставать (Встают)
Все проснулись, потянулись, (С напряжением тянут руки вверх, опускают)
Улыбнулись (Растягивают губы в улыбке)
Лисята любят чистоту.
Умываться все идут. (Шагают на месте)
- Кран, откройся, (Имитация руки при открывании крана)
- с-с-с- зажурчала водичка
- с-с-с- быстрее потекла водичка (Дети произносят громче)
- с-с-с- медленно журчит вода, тише
Нос, мойся! (Поглаживающие вращательные движения пальцами обеих рук вдоль носа сверху вниз)
Мойтесь сразу оба глаза, (Круговые массирующие движения по векам)
Лоб и щеки, (Разглаживают лоб от центра к вискам, растирают щеки)
Мойся, шейка, (Растирают шею, поворачивая голову вправо- влево)
Ручки, мойтесь хорошенько (Растирают руки)
Словно щеткой языком (открывают рот, гладят верхние, затем нижние зубы в
Чистить зубы мы начнем горизонтальном и вертикально направлении)
Принюхались лисята:
(Вдох через нос, выдох через рот медленно)
Что-то пахнет непонятно. (Повтор 3р)
Очень вкусно! Молоко!
Удержаться нелегко.
(Садятся на стульчики)
Молоко мы все лакали (Лакательные движения языком, рот открыт)
Потом губки облизали (Облизывают губы вперед- назад, рот держат открытым)
Язычок не опускали
Кверху сильно прижимали (Рот открыт, присасывают язык к нёбу)
Надо чай горячий пить, (Кистью руки изображают чашечку)
Но сначала остудить
- Вы, лисята, не ленитесь, (Имитация «питье из чашки)
Сперва подуйте, потом попейте.
А после улыбнитесь. (Растягивают губы в улыбке)
Завтрак съеден, и лисята
Все шалят (Выполняют быстрые движения языком вперёд-назад)
Друг друга подразнили
И к занятиям приступили.
2. Беседа о зиме.
- Ребята, какое сейчас время года? (Зима)
- Правильно, сейчас зима. «Вот так зимушка-зима, опушила все дома. Уложила Мишку спать, а сама пошла гулять». Пришла и к нам на участок, укрыла все деревья, дома, землю. Посмотрите за окно, всё кругом белым-бело. А что же это белое за окном?
(Ответы детей).
- Давайте скажем нашей кукле Соне, сколько снега нанесло.
Чистоговорка:
Соня, погляди в окно (Сначала тихо, затем громче)
Сколько снегу нанесло!
И в лесу, и в саду
Сосны, ели – всё в снегу!
- Ребята, вы сегодня шли в детский сад видели снег? (Ответы)
- А какой снег бывает? (Белый, холодный, пушистый, мягкий и т. д.)
- А слышали вы как снег хрустит?
Значит можно сказать: «Снег хрустящий». (Повторяют)
- Из чего состоит снег? (Из снежинок)
- А когда много снега падает с неба, как это называется? (Снегопад)
(Повторяют хором и индивидуально).
- А если много снега выпало, что получилось? (Сугроб)
А что же можно сделать из сугроба? (Горку)
Вспоминают стихотворение про горку.
Во дворе у нас гора
Все катаются с утра
Крикнул Ваня: «Берегись»
Покатились санки вниз.
- Зима принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лёд. Эти подарки нужны людям для чего?
(Чтобы кататься на санках, лыжах, коньках).
- А кто знает стихотворение про снежок?
На поляну, на лужок
Тихо падает снежок,
Кружатся снежинки,
Белые пушинки.
Полетели, понеслись
И под елку улеглись.
Тихо спят снежинки,
Белые пушинки.
- Зима и вам принесла свои подарки. (Раздает детям снежинки на ниточке)
- Подул ветерок: с-с-с, медленно, затем сильнее с-с-с (дети произносят длинно, на одном выдохе)
- И снежинки закружились, заплясали.
- Берём ниточки за кончик, поднимаем так, чтобы глазки смотрели на снежинку. Дуем плавно и аккуратно. Посмотрите, как закружились снежинки. (Убираем снежинки)
- Что ещё можно слепить из снега? Во что поиграть? (Ответы)
- Закончи предложение и подбери слова, близкие по звучанию и смыслу:
Круглый снежный колобок
Называется …. (снежок)
Маленький снежок слепи
И по снегу прокати.
Стал большим он колобком
И зовется …. (снежный ком).
Из снега будет (снеговик)
Ведь к снегопадам он привык.
3. – Дети посмотрите, кто к нам пришёл! (Открывает снеговика).
- Какой Снеговик? Какая у него шапка? (И т. д.)
- Но снеговик пришёл не один, сейчас мы узнаем, кто пришел с ним, когда отгадаем загадку, которую загадает вам Снеговик.
У кого из всех зверей хвост пушистей и длинней?
Хвост пушистый, шерсть ярка,
И коварна, и хитра.
Знают звери все в лесу
Ярко-рыжую …. (Лису).
Лисичка здоровается с детьми, говорит им:
- Сейчас я проверю, умеете ли вы, лисятки, сидеть тихо и внимательно слушать. Я буду говорить, а вы дружно хором повторяйте :
Са-са-са, са-са-са-са красивая лиса.
Су-су-су, су-су-су – глажу я лису.
Се-се-се, се-се-се – дали рыбку мы лисе.
Сы-сы-сы, сы-сы-сы – хвост пушистый у лисы.
- Лиса хватит детей. Предлагает поиграть ещё и со снеговиком.
4. Игра «Что изменилось?»
По сигналу «лисички» дети отворачиваются от Снеговика, а взрослый убирает одну из деталей или меняет. Дети поворачиваются, определяют, что изменилось у Снеговика.
5. Физкультминутка с детьми.
Заяц скачет от лисы, (Изобразить прыжки, дрожь)
Хвост дрожит, дрожат усы
Сосны встали на пути, (Стоя, руки перед собой, присесть, руки вниз)
От погони не уйти
Где спасение в бору? (Поворот кругом).
Прыгнул к ежику в нору. (Прыжок, присесть).
6. Воспитатель предлагает детям сесть за столы, на которых лежат дощечки по тактильной памяти.
- Мы сегодня, ребята говорили о снеге, сугробах, лисичка и Снеговик пришли в гости.
- А теперь посмотрите, перед вами лежат разные дощечки.
Закройте глаза, определите рукой, какая дощечка напоминает вам снег?
Какой снег? (Ответы)
Аналогично находят дощечку, напоминающую лишний мех. (Повторяют чистоговорку про лису, лёд. (скользкий, гладкий, холодный).
- Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо играли, все загадки отгадали, на все вопросы отвечали.