Серова Дарья
Занятие по развитию речи в старшей группе «Признаки времен года»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области: речевое развитие; познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; физическое развитие; художественно – эстетическое развитие.
Цель занятия: Формирование представления детей о признаках времен года.
Задачи занятия:
Обучающие: формировать представления о признаках времен года и определять их в ходе дидактической игры;
Публикация «Занятие по развитию речи в старшей группе „Признаки времен года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие: запомнить последовательность времен года и их отличительные признаки;
Воспитательные: не перебивать друг друга во время беседы по теме занятия.
Дополнительные задачи:
Дидактическая задача: закрепить представления о временах года и их последовательности;
Игровая задача: соотнести картинку времени года с картинкой его признака.
Техническая задача: раскрашивать плавными линиями в одном направлении, не выходя за контур.
Изобразительная задача: раскрасить «Дерево времен года».
Игровые действия: соотнести время года с его характерным признаком.
Игровые правила: соотнести время года с характерным признаком верно.
Словарная работа:«метель», «капель», «засуха», «листопад»;
Планируемый результат занятия:
1. Дети запомнили значение новых слов.
2. Дети активизировали свой словарь.
3. Дети узнали о признаках времен года.
4. Дети выразили доброжелательное отношение друг к другу во время беседы.
Подготовительная работа: заполнение технологической карты; подготовка презентации; подготовка дидактической игры с использованием ИКТ; подготовка материалов к продуктивной деятельности: раскраска «Дерево времен года», фломастеры.
Материалы и оборудование: компьютер; флешка; принтер; раскраска «Дерево времен года», фломастеры.
Ребята, подойдите, пожалуйста ко мне, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мои друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Итак, ребята, сегодня утром, я получила письмо. Знаете, от кого оно? От нашего старого друга Незнайки. Помните, недавно мы читали о его приключениях? И в своем письме он просит нас помочь ему, подробнее рассказать о временах года. Поможем другу? Давайте сядем на свои места и хорошо подумаем, что мы сами помним о временах года.
Напоминаю, что сидим мы прямо и красиво, спина ровная, обе ноги на полу.
Основной этап
Ребята, какие времена года вы помните? Сколько их?
А какие отличительные черты каждого из времен года вы знаете?
А хотите узнать о временах года больше?
Тогда давайте отправимся с вами в небольшое путешествие по каждому времени года, вы готовы?
Отправляемся!
- Итак, ребята, посмотрите на первый слайд презентации для того, чтобы нам понять, какое это время года нужно отгадать загадку:
Ни ведерка, ни кисти, ни рук,
А побелит все крыши вокруг.
Верно, ребята, это зима, а как вы поняли, почему она белит крыши? Верно, потому что выпадает снежок. -- - Посмотрите на картинку, что вы видите на ней? Чем занимаются дети? Обратите внимание на деревья и одежду детей.
Молодцы, все верно сказали. Но я хочу рассказать вам про еще один признак зимы. Зимой ведь бывает не только солнечная погода, когда снежок блестит, но и пасмурная погода, со снегопадами. Иногда снегопад превращается в метель. Вы знаете, что такое метель? Метель – это очень сильный снегопад с сильным ветром. Иногда в метель можно услышать вой, на самом деле, эти звуки издает сильный ветер. Запомните, пожалуйста это слово.
-Давайте посмотрим на следующий слайд. Для того, чтобы назвать время года, отгадайте загадку:
Солнце больше пригревает.
Лес проснулся ото сна,
В поле снег последний тает.
Это к нам пришла…
Да, ребята, это весна – красавица. Посмотрите, пожалуйста на весеннюю картинку, что вы видите на ней? Какая погода на улице, чем занимаются ребята?
А где пускает кораблик мальчик?
Как вы думаете, откуда прилетают птички? Прилетают они из теплых стран, где проводили зиму.
Ребята, а вы знаете о еще одном признаке весны – капели? Капель – это капельки, которые падают, например, со свисающих сосулек. Это тоже новое для вас слово сегодня. Постарайтесь его запомнить.
- Пришло время переходить к следующему времени года. Слушайте загадку:
Долгожданная пора!
Детвора кричит: Ура!
Что ж за радость это?
Наступило.
Верно, это лето, любимая пора всех людей. Посмотрите, какое оно, лето? Во что одеты ребята, что они делают, какая погода на улице, обратите внимание на деревья и другие растения.
Правильно, видите, как много признаков у лета. А я вам хочу рассказать про еще один. Это засуха, ребята. Засуха приходит, когда лето слишком жаркое, а солнышка слишком много. Тогда высыхает вода, гибнут растения. Запомните этот признак, ребята.
- Переходим к последнему времени года. Слушайте внимательно загадку.
Лес разделся,
Неба просинь,
Это время года – …
Верно, ребята, это осень, внимательно посмотрите на осенний пейзаж, что вы видите? Что случилось с листьями на деревьях? Какого они цвета? Какая погода на улице? Во что одеты люди? Как вы думаете, почему?
Молодцы, ребята, вот и первые признаки времени года осень вы мне назвали, а знаете ли вы, что такое листопад? Листопад, это опадение листиков с веток деревьев осенью. Это новое для вас слово, запомните его, пожалуйста.
Ребята, вы такие молодцы, отгадали все загадки и узнали много новых признаков о временах года, теперь вы точно сможете помочь Незнайке.
Итак, ребята, мы хорошенько с вами потрудились. Давайте немного разомнемся и отдохнем. Вставайте со своих стульев.
Физкультминутка:Вот и наступило лето, (Встать, руки вверх, в стороны.)
Солнцем вся земля согрета. (Поворот кругом.)
Мы на пляже загораем, (Встать, руки за голову.)
Землянику собираем, (Присесть, изобразить.)
Ловко плаваем в реке, (Изобразить.)
Спим, свернувшись, в гамаке. (Присесть, ладони под щёку.)
Молодцы, порадовались лету, солнышку, садитесь на свои места.
Вот отгадали мы загадки про времена года. Сколько их и какие?
Да, верно, и у каждого свои признаки. Вот у весны, например, какие? А у лета? У осени? У зимы?
Верно, все запомнили, очень внимательно слушали.
- А теперь давайте поможем Незнайке, как и обещали. Он приготовил для нас игру, посмотрите. Видите, четыре пейзажа изображены. Вам нужно понять, какое время года изображено на каждом из пейзажей.
- Под пейзажами мы видим картинки того, что мы встречаем в определенное время года. Итак, вам нужно сопоставить картинку с признаком и время года вверху. Делать это вы будете по очереди. Чтобы выиграть в игру и помочь нашему другу, нужно сделать все правильно и ничего не перепутать. Вы готовы? Тогда начнем.
Итак, мы видим сугроб, куда отнесем его. Верно, к зиме. Далее видим солнышко яркое, жаркое? Правильно, это лето. Теперь очередь кленового листочка, куда отнесем его? Верно, к осени. Ну и последнее, тающая сосулька, верно, отнесем к весне.
Молодцы! Незнайка выиграл игру, он будет очень благодарен нам.
А теперь давайте дадим нашим глазам отдохнуть.
Гимнастика для глаз
Осень по опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью поводила. (круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево — вниз)
Пожелтел орешник и зарделись клены, (посмотреть влево – вправо)
В пурпуре осинки, только дуб зеленый. (посмотреть вверх – вниз)
Утешает осень: не жалейте лета,
Посмотрите – осень в золото одета! (зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз)
Ребята, давайте пройдем за столы, посмотрите какие лежат листочки, что на них изображено? Да, верно, это круг, а в кругу деревья. Они ничего вам не напоминают? Да, верно, каждое дерево в кругу обозначает собственное время года. Это Дерево времен года, но посмотрите, оно совсем утратило свои краски, стало белым. Давайте раскрасим Дерево, чтобы оно снова стало красивым. Но перед эти ответственным заданием хорошенько разомнем пальчики
Пальчиковая гимнастика
Звенит капель,
(Ритмично соединять сразу все пальцы с большим.)
Журчат ручьи,
(Пальцы «бегут»)
И солнце пригревает. (Изображаем руками солнце)
К нам возвращаются грачи, (Скрещиваем кисти, изображаем птицу)
И снег повсюду тает. (Прижать ладони, а потом разъединить их, описывая круг)
Итак, приступаем, но помним, что раскрашиваем аккуратно, плавными линиями в одном направлении, сильно на грифель не давим, не выходим за контур Дерева времен года.
Напоминаю, что сиди мы за столом красиво, спину держим ровно, ноги стоят на полу. Приступайте
Молодцы! Сегодня потрудились на славу. Другу помогли, а сколько нового узнали.
Ребята, что вы запомнили про времена года?
Чем от других времен года отличается зима? Да, верно, зимой много снега, ребята лепят снеговиков и носят теплую одежду.
А весна?
Правильно, весной журчат ручейки, прилетают птицы, а еще на деревьях распускаются листочки.
Чем же выделяется лето? Да, лето жаркая пора, все играют, веселятся, растет много цветов, ярко светит солнышко, а деревья одеты в сочную зеленую листву.
А осень?
Осенью обычно дождливо, опадают листья с деревьев, окрашиваются в оранжевый, желтый, иногда красный цвета.
Молодцы. А какие новые слова вы сегодня узнали? Как вы понимаете их смысл?
Верно. Понравилось вам наше сегодняшнее занятие? Как вы думаете, вы хорошо сегодня поработали?
Я хочу сказать, что вы сегодня большие молодцы, внимательно слушали и отгадывали загадки, правильно отвечали на вопросы, не перебивали друг друга. Сегодня вы очень меня порадовали, спасибо за занятие.