ирина волкова
Занятие по развитию речи в старшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Расширять представление детей о многообразии окружающего мира; рассказать об интересных фактах из жизни насекомых; обогащать речь существительными, прилагательными, характеризующими их свойства;
Закреплять правильное, отчётливое произношение звуков; закрепить произношение звука «3».
Упражнять в образовании однокоренных слов (коллекция, коллекционер). Упражнять в употреблении простых и распространенных предложений. Учить по плану составлять рассказ, отгадывать загадки, читать небольшие стихотворения на заданную тему.
Публикация «Занятие по развитию речи в старшей группе детского сада» размещена в разделах
Воспитывать бережное отношение к животному миру, желание придти на помощь «братьям нашим меньшим»
Материал к занятию :
Банка с игрушками - насекомыми; игрушки ёжик, лисенок; «волшебная палочка», картинки с изображением насекомых.
- Ребята, давайте вспомним какое сейчас время года? (Осень.)
- После какого времени года наступает осень?
- Что происходит осенью в природе? В жизни зверей и птиц?
- Какая погода сегодня на улице?
Правильно вы все рассказали об осени, осенней погоде, а чтобы совсем не замерзнуть, давайте проведем пальчиковую гимнастику:
1. Погреем наши руки (потрем их друг об друга).
2. Поздороваемся с каждым пальчиком.
3. Потрем щечки, погреем их.
4. Опять потрем ладошки.
Ах, как хорошо было летом! Мы грелись под ласковым солнышком, слушали пение птиц.
- А вы хотите со мной вернуться в лето? (да) Тогда закрывайте глаза и слушайте волшебную музыку, (звучит музыка)
Пусть вернется солнце ясно,
Пчелки водят хоровод,
Соловьи поют прекрасно
И тепло сюда придет.
Выставляют две елочки, коврик-травку, цветы. Под елкой банка с насекомыми и ежик с лисенком. Воспитатель сажает детей на лавку.
- Ребята, вот мы на летней, лесной полянке.
- Ребята, ежик и лисенок встретили в лесу мальчика и девочку. Мальчик решил стать коллекционером, он хотел собрать коллекцию из насекомых.
- А вы знаете, кто такие коллекционеры ( Это люди которые собирают различные вещи: марки, ракушки, значки и т. д.)
Ловить насекомых оказалось очень интересным занятием. Пойманных насекомых положили в банку и закрыли плотной крышкой. Вот бедные пленники мечутся в банке, рвутся на волю, в банке им тесно и душно. Наши зверюшки хотели освободить несчастных насекомых, но сил у них не хватило. Давайте мы откроем крышку и освободим их из плена. Насекомые обитают везде: на травке, на деревьях, под корой, под землей. Давайте рассадим их кто где живет.
- Мы отпускаем кузнечика. Посадим его на травку.
- Мы достали муравья - положим его на землю.
- Отпустили осу, положим её на клумбу.
- Выпустили паука, положим его за ёлку.
- Взяли из банки муху, положили на ветку.
Не зря мы вернулись на лесную полянку. Смотрите, ниши насекомые благодарят нас за спасение. Ребята, а у меня есть волшебная палочка и сейчас я превращу вас в бабочек и мы немного полетаем.
- А у меня есть картинки с насекомыми. Садитесь за столы, мы их сейчас внимательно рассмотрим. Картинки (паука, стрекозы, кузнечика, майского жука, муравья, бабочки, пчелы, комара).
Вопросы:
1) Каких вы знаете насекомых?
2) Кто из них умеет летать? А прыгать?
3) А кто из насекомых умеет ползать?
4) Чем питаются насекомые?
5) Назовите части тела насекомых?
6) В каких сказках встречаются насекомые?
Звучит музыка, прилетает стрекоза.
Вот такая стрекоза Встать на носки, руки через стороны вверх
Как горошины глаза Соединить указательный и большой палец приставить к глазам «очки»
А сама как вертолет Влево вправо назад вперед Вращение предплечий
И на травушке роса И на кустиках роса Приседания
Мы ладошки отряхнули Хлопки перед собой
Улетела стрекоза Махи руками
Попрыгунья испугалась, только песенка осталась Руки за голову, наклоны влево вправо. Петь «3» громко-тихо
А стрекоза нам картинки оставила, да не простые, это план рассказа о насекомых.
1) Внешний вид?
2) Где живет?
3) Чем питается насекомое?
4) Приносит пользу или вред человеку?
5) В каких сказках встречается?
А кто может самостоятельно составить рассказ о насекомом?
Рассказы детей:
1) Муха - это насекомое, у него есть голова, тело, брюшко. У мухи два крыла и шесть лап. На голове у неё большие глаза и хоботок. Муха быстро летает и ползает. Часто летает на свалках. Это вредное насекомое, оно разносит микробы.
2) Паук - это насекомое, он очень маленький, но у него есть восемь лап и восемь глаз. Он плетёт паутину, ловит мух, комаров, приносит пользу.
3) Комар - это насекомое, он маленький, но очень надоедливый. Пьёт кровь. У него длинные ноги, крылья, длинный хоботок. Он живет на болоте. Встречается в сказке «Муха-цокотуха».
Молодцы ребята - правильно и подробно рассказали о насекомых, интересно было слушать ваши рассказы. А кто знает загадки о насекомых?
Загадки:
1) В темном уголке живет,
Шелковую нить плетет.
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался. (Паук)
2) Спал цветок, и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел. (Бабочка)
3) Не зверь, не птица,
Нос как спица,
Летит - пищит
Сядет - молчит. (Комар)
4) На ромашку у ворот Опустился вертолет,
Золотистые глаза
Кто же это? (Стрекоза)
- А кто стихотворение о насекомом знает?
«Незваная гостья» :
Муха, муха - надоеда Прилетела к нам к обеду,
Видит муха: стол накрыт,
По тарелкам суп разлит Хлеб нарезан - можно есть,
Только где же мухе сесть?
Сила муха на окошко,
Съела муха хлеба крошку,
Тряпкой муху мы прогнали:
В гости мы тебя не звали.
- Наше занятие заканчивается, сегодня мы говорили о насекомых, узнали о них много нового и интересного, учились составлять рассказы и читать стихи.