Ерошенко Елена
«Национальная одежда донского казака и казачки». Занятие по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
занятия по развитию речи в старшей группе.
ТЕМА: «Национальная одежда донского казака и казачки»
Цели и задачи:
- Продолжать углублять знания детей об одежде донских казаков, её назначении, названии, разных её частях.
- Развивать интерес у детей к национальным костюмам.
- Воспитывать желание следовать старинным народным традициям.
Методические приемы:
• наглядный
• словесный
• практический
Материалы: куклы в казачьих костюмах, детали казачьего костюма на магнитах, детские казачьи костюмы разных эпох, фонограмма песни «Эх, донские казаки».
Ход занятия
Воспитатель читает стихотворение «Весна в степи на Дону»
Тихий Дон разливается тихо.
И ничем по весне не сдержать.
По-казачьи, задорно и лихо
Предъявляя могучую стать.
Берега, что в верховьях крутые,
Заросли вековым камышом.
Пейзажи донские родные
Входят в душу прекрасным стихом.
Растянулись вдоль Дона станицы,
Белизною блестят курени.
Чернобровы донские девицы,
И отважны донцы-молодцы.
Воспитатель: Ребята, о ком написано это стихотворение?
Дети: О казаках.
Воспитатель: Правильно. А что вы знаете о казаках?
Дети: Они очень смелые, сильные.
Воспитатель: А где они живут?
Дети: На Дону, на донской земле, донщине.
Звучит фонограмма песни «Эх, донские казаки». Двое детей – мальчик и девочка, одетые в костюмы донских казаков заходят в группу.
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие гости, заходите, присаживайтесь.
Гости здороваются с детьми и садятся.
Воспитатель: Ребята, я пригласила наших гостей и попросила, чтобы они пришли в костюмах донских казаков, для того, чтобы вы увидели, как одевались раньше казаки. Рассмотрите внимательно костюм казака и скажите, из чего он состоит?
На казаке штаны синего цвета с красными полосками.
Воспитатель:. А называются они- лампасами. Шили одежду из сукна синего и красного цвета.
На голове казаки носили шапку. На ноги казака обували сапоги.
Воспитатель: О какой детали костюмы мы еще не сказали?.
Дети: Капюшон.
Воспитатель: Да, его называют бешмет. В казачьих семьях глава семьи – казак, а казаки люди военные, часто уходили в походы охранять границу от врагов. Кинжал и сабля вешались к поясу казака.
Игра «Собери костюм казака».
А сейчас, ребята я хочу проверить, как вы знаете части костюма казака.
Берите по конвертику (элементы костюма на магнитах). Кто из вас быстрее и правильнее соберет казачий костюм тот и победит.
Воспитатель: Когда казаки уходили в походы, дома оставались казачки, хозяюшки. Они растили детей, хозяйничали. А теперь посмотрите на нашу нарядную гостью – казачку. Видите, какой красивый костюм, какая вышивка, какие яркие, сочные краски.
Женская казачья одежда, даже повседневная, шилась и украшалась с любовью. Но особенно красивой, нарядной одежда казачки была в праздники.
Ребята, кто скажет, из чего состоял женский костюм?
Дети: Костюм состоял из юбки и кофты.
Воспитатель: Какие детали украшали одежду?
Дети: Внизу юбка украшалась оборками, кружевами. Юбки любили шить пышными.
Воспитатель: Как украшали кофты, блузки?
Дети: Кофты украшались тесьмой, вышивкой, бисером, кружевом.
Воспитатель: Как в праздники одевались казачки?
Дети: На праздники казачки надевали самые нарядные свои костюмы из ситца, шелка, бархата. На голову они надевали красивые платки, а на ноги надевали полусапожки. Шею украшали бусами и монистами, украшениями из янтаря.
Воспитатель: Посмотрите на прическу нашей гостьи.
Молодые девушки носили косу и вплетали в неё разноцветные ленты.
Женщины заплетали волосы вокруг головы.
Воспитатель: Как украшались рукава рубах?
Дети: Рукава украшались орнаментом, вышивкой.
Воспитатель: Правильно, ребята. А ещё все женщины носили кружевные платки, без них нельзя было появляться на люди. Так же как казаку нельзя было ходить без фуражки или шапки.
А теперь посмотрите на костюмы казачек, которые носили очень давно.
Показ старинной одежды казачек (дети в костюмах).
Воспитатель: В наше время такую одежду не носят, одевают современные вещи. Но донские казаки до сих пор чтят традиции своих предков. И мы с вами должны гордиться и беречь такую красоту, созданную нашими предками.
Вспоминает казак о крае родном
Сидя на резвом коне вороном,
О белой хате, о черной земле
Мечтает он, сидя в твердом седле.
О стройных березках и тополях,
О златых колосьях в широких полях,
О речке родной, что Доном зовется,
О синей воде, что блестит серебром.
Теперь вы знаете, как выглядит казачий костюм. Давайте сами выполним его. Я предлагаю Вам элементы казачьих костюмов, а вы соберите из них казака (мальчики) и казачки (девочки).
Аппликация: женский и мужской казачий костюм.
Воспитатель: На этом наше занятие подошло к концу. Теперь я знаю, что наши предки гордились бы вами.
Список используемой литературы:
1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы». М., 2010 г.