Елена
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Заколдованное имя»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжить знакомство детей с многообразием устного творчества.
- Закрепить знания о жанрах устного народного творчества.
- Обогащать опыт общения детей в коллективе путём выполнения заданий.
Развивающие:
- Развивать речь детей через устное народное творчество.
- Обогатить словарный запас детей жанрами народного фольклора.
- Развивать воображение, смекалку, ум и фантазию.
Воспитательные:
- Воспитывать нравственные качества через любовь к устному народному творчеству.
- Воспитывать культуру речи и поддерживать эмоциональное и игровое настроение на занятии.
- Воспитывать интерес к разным видам жанра.
- Воспитывать умение работать дружно.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседы по теме «Сказки», «Русское народное творчество», чтение пословиц и поговорок, заучивание дразнилок, поговорок, скороговорок.
Материалы и оборудование: письмо, стрелки, карточки с буквами, мультфильм «Лица в небылицах», ребус.
Ход занятия:
Воспитатель зовёт в группу детей, произнося закличку:
Эй, девчонки и мальчишки,
Молчуны и шалунишки,
Подбегайте все скорей
Вместе будет веселей!
Дети приветствуют гостей в группе:
Все мы встанем полукругом
И помашем мы друг другу.
Скажем всем – «Доброго утра!»
Рады видеть вас всегда.
Раздаётся стук в дверь, принесли письмо.
Текст письма: «Здравствуйте, дорогие внучата! Злая волшебница заколдовала буквы моего имени. И чтобы их расколдовать, необходимо выполнить задания. А чтоб вы не сбились с пути, вам в помощь будут указатели. Помогите мне пожалуйста вернуть своё имя! Ваш дедушка -O-».
Воспитатель: Ребята, поможем дедушке?
Воспитатель: Посмотрите, куда указывает первая стрелка?
Воспитатель: Проходим по стрелочке. Здесь вам нужно отгадать загадки:
1. Не дерево, а с листьями,
Не рубашка, а сшита,
Не растение, а с корешками,
Не человек, а с разумом.
(Книга)
2. С буквой «У» на мне сидят?
С буквой «О» за мной едят!
(Стул, стол)
3. Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей делать слово из частей.
(Слоги)
4. Всему название дано –
И зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным- полно,
А безымянных – нету!
И всё, что может видеть глаз, -
Над нами и под нами, -
И всё, что в памяти у нас, -
Означено…
(Словами)
5. На снежном склоне
Чёрные кони.
Стоят в ряд,
С нами говорят.
(Буквы)
Воспитатель: Молодцы! Все загадки отгадали. Получаете первую букву – Ф. Давайте произнесём букву.
Дети «ЭФ».
Воспитатель: Можно идти дальше. Куда показывает следующая стрелка?
Воспитатель: Здесь вам нужно вспомнить какие скороговорки вы знаете. А что такое скороговорка?
Дети: Скороговорка - это фраза с трудно выговариваемым подбором звуков.
1. Баран буян залез в бурьян.
2. Все бобры для своих бобрят добры.
3. Хорош пирожок – внутри творожок.
4. От топота копыт пыль по полю летит.
5. На гармошке громко заиграл Ерёмка.
6. Коля колья колет. Поля поле полет.
7. У мыши в норке сыра корка.
8. На дворе трава, на траве дрова, на дровах детвора.
9. Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.
10. Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.
Воспитатель: Молодцы! Вы получаете вторую букву – О. Давайте произнесём букву.
Дети: «)».
Воспитатель: Отправляемся дальше.
Воспитатель: Здесь нам нужно выполнить зарядку и одновременно произнести скороговорку (медленно, быстро, ещё быстрее):
Воспитатель произносит закличку:
Колокольчик, колокольчик!
Как же звонко он поёт,
Просит нас быстрей собраться
В дружный детский хоровод.
Проводится физкультурная минутка:
Закружились карусели
Карусели, карусели
Замелькали сосны, ели
Закружилось все вокруг
Звезды в небе встали в круг
Быстро, быстро нас вертели
И кружили карусели.
Воспитатель: Хороши, детки, ваши язычки, справились со скороговоркой. Получаете третью букву – Л. Давайте её произнесём.
Дети: «ЭЛ».
Воспитатель: А теперь продолжаем, куда ведет нас дальше стрелочка?
Воспитатель: Ребята, здесь написаны пословицы и поговорки, но не полностью. Вам нужно вспомнить продолжение начатой пословицы или поговорки. Но для начала скажите мне, что такое пословицы и поговорки?
Дети: Пословица – предложение, которое выражает народную мудрость.
Воспитатель: Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы окончание.
«Что посеешь.» (то и пожнёшь); «Делу время…» (потехе час); «Кончил дело.» (гуляй смело); «Любишь кататься.» (люби и саночки возить); «Не имей сто рублей.» (а имей сто друзей); «Слово – не воробей.» (вылетит – не поймаешь).
Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились. И получаете четвёртую букву – Ь. Давайте произнесём звук (Дети говорят о том, что «ь» не имеет звука). Теперь можно идти дальше. Куда же показывает стрелочка?
Воспитатель: Так, какое же еще задание придумала для нас волшебница? Так тут игра «Дразнилки».
Воспитатель: Что такое дразнилки?
Дети: Дразнилки – это насмешливые рифмованные фразы, которой кого-либо дразнят.
Воспитатель: В игре участвуют две команды первая команда это те, кто дразнит, а вторая кто отвечает на дразнилки. (Мальчики и девочки)
1 команда: Девочка - капуша, час жевала грушу,
Два - умывалась, три – одевалась.
Утром завтракать пошла
Только к ужину пришла.
2 команда: Обзывайся, обзывайся,
Без друзей ты оставайся.
Так ты обзываешься
В друзья набиваешься.
1 команда: Обманули простака –
На четыре кулака,
На щелбан и на подушку,
На зеленую лягушку.
2 команда: Шел-шел крокодил,
твое слово проглотил,
А моё оставил
И печать поставил!
1 команда: Рева-корова,
Дай молочка!
Сколько стоит?
- Три пятачка!
2 команда: Обзывай меня хоть год,
Все равно не пристает.
Обзывай меня хоть век,
Я хороший человек.
Воспитатель: Тут, я думаю, всем нам надо помириться, обняться и больше не ругаться. Вы получаете пятую букву – К. Давайте произнесём эту букву.
Дети: «КА».
Воспитатель: Так следующая стрелочка, куда же она ведет?
Воспитатель: Следующее задание: «Исправь ошибку». Вам нужно сказать правильное название сказки.
1. Кошечка – Хаврошечка.
2. Красная тапочка.
3. Крот в сапогах.
4. Гладкий утёнок.
5. Кусалочка.
6. Нежная королева.
7. Шурочка Ряба.
8. Шар – Птица.
9. Кособок.
10. Полк и семеро козлят.
11. Царевна – индюшка.
12. По собачьему веленью.
13. Бабуси – лебеди.
14. Маленький цветочек.
15. Сестрица Алёнушка и братец Никитушка.
Воспитатель: Умнички! Вы получаете шестую букву – Л. Давайте произнесём её.
Дети: «ЭЛ».
Воспитатель: Двигаемся дальше.
Воспитатель: Садимся на стульчики, сейчас мы посмотрим мультфильм и познакомимся с небылицами. Как вы думаете, что такое небылицы?
Дети: В небылицах присутствует какой-нибудь сказочный или фантастический сюжет.
Просмотр мультфильма «Небылицы в лицах».
Воспитатель: Ребята, расскажите, пожалуйста, какие небылицы вы увидели?
Дети: Ответы.
Воспитатель: Молодцы, вы получаете седьмую букву – О. Давайте произнесём её.
Дети: «О».
Воспитатель: А теперь давайте выложим наши буковки по порядку. Как вы думаете все ли буквы на месте?
Дети: ответы.
Воспитатель: Ребята, вашим последним заданием будет отгадать последнюю букву. Какая буква спряталась в конце? Для этого вам нужно отгадать ребус.
Воспитатель: Молодцы! Вы отгадали последнюю букву – Р. Давайте произнесём букву.
Дети: «ЭР».
Воспитатель: Какое слово у нас получилось? Вот мы и расколдовали имя дедушки. Как его зовут? А что означает его имя?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями!
Используемая литература:
1. Гербова В. В. Развитие речи в подготовительной к школе группе детского сада. – М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
2. Корякина Л. В. Весёлые физкультминутки. // Дошкольное воспитание. 2006. - №5.
3. Сухин И. Г. «Литературные викторины, тесты и сказки – загадки для дошкольников и младших школьников» - М. : «Новая школа», 2007.
4. Твоя первая библиотека «Русские народные сказки» - М. : «Планета детства», 2003.