Светлана Гонина
Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепление знаний о звуках, слогах, словах, предложениях, совершенствование навыка составления рассказа по серии картинок.
Задачи:
1. Образовательные. Систематизировать знания детей по обучению грамоте и развитию речи.
Закрепить знания детей о гласных, согласных звуках, умение различать звуки в словах.
Обобщать знания о твердых и мягких согласных.
Публикация «Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Закрепить умение детей делить слова на слоги, составлять предложения из двух и более слов. Совершенствовать навык составления рассказа по серии картинок.
2. Развивающие. Развивать внимание, память, мышление, воображение.
3. Воспитательные. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, умение слушать воспитателя и сверстников.
Ход занятия:
-Один знакомый веселый человечек, которого вы все очень хорошо уже знаете, хочет отправиться в космос.
-Кто же это? (Незнайка)
- Из какого он произведения?
-Жители Сказочного города очень переживают, что Незнайка не справится с управлением космического корабля, потому что он не очень много знает, но, надеюсь, мы поможем ему справиться со всеми задачами, которые для него подготовил Знайка и остальные жители. Незнайка боится ошибиться и просит у вас помощи. Поможем Незнайке? Он говорит, что он будет внимательно наблюдать и слушать нас, чтобы научиться чему-то новому.
-Итак, Незнайка уже собрал все принадлежности и получил первое задание от Знайки.
-Чем отличается звук от буквы? Верно, буквы мы видим и рисуем, а звуки произносим и слышим.
-На какие две группы делятся все звуки русского языка? (На гласные и согласные).
( Подсказка: Послушайте: А, О, У, Е и т. д. Вы знаете, как называются все эти звуки? А еще какие бывают звуки)
- Как произносятся гласные звуки? (Легко, свободно, не встречают преграду во рту). А согласные? (встречают преграду во рту) Давайте назовё м гласные звуки: А,О,У,И,Ы,Э.
-Скажите, ребята, какие бывают согласные звуки? (Твёрдые и мягкие).
-Поиграем с Незнайкой в переговоры - проверим микрофон и рацию перед полетом. Игра в воображаемый мяч “Ты мне – я тебе”. Незнайка передает вам твёрдый звук, вы ему назад “мягкий”. (Воспитатель говорит твёрдый звук, жестом показывает, что передает мяч, ребёнок обратно «бросает» и называет мягкий звук.)
Молодцы! Проверили, теперь Незнайка еще узнал, что звуки бывают гласные и согласные, согласные бывают твердые и мягкие. Цветик тут же сочинил стихотворение о звуках:
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кровати баюкать ребенка,
А согласные согласны,
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть
Но не хочется им петь.
- Назовите мне месяцы на звук [а], планеты на звук [м].
-Молодцы, вы справились с заданиями. Теперь можно отправляться в полет, для этого начинаем обратный отсчет!
Запуск ракеты: обратный счет.
3, 2, 1 – Пуск!
-Пока мы находимся в полете, расскажите Незнайке, что получится, если соединить согласный и гласный звук вместе и прочитать? (Слоги).
-Скажите, а что можно составить из слогов? слова
- Знайка хочет проверить, знает ли наш Незнайка антонимы? А что же такое антонимы? -Чтобы Незнайка запомнил слова, противоположные по смыслу, давайте поиграем в игру "Наоборот". Подберите антонимы к словам.
У Луны бывает сторона светлая и… (темная).
Луч Солнца может быть длинный или. (короткий.)
Звезды бывают холодными и. (горячими.)
Вращение планет может быть быстрым или. (медленным).
Планеты могут находиться близко или. (далеко.)
-Теперь мы можем увидеть за иллюминатором разные объекты. Ребята, давайте будем называть эти объекты и считать в них слоги. Как можно узнать сколько слогов в слове? -Приготовьте для этого руки.
Луна, звезды, солнце, планеты, корабль, комета
-Молодцы. Ответьте теперь на такой вопрос.
-Что можно составить из слов? С какой буквы начинается предложение?
-По рации Незнайка передает следующее.
Солнце светит ярко.
-Сколько в слов в этом предложении? Какое первое? Какое последнее?
-Что ставим в конце предложения?
-Давайте зарисуем схему на доске (1 ребенок)
-Попробуйте придумать своё предложение на тему космоса.
-Чтобы Незнайка не скучал, Знайка рассказывает ему о Сказочном городке.
Знайка передает по рации короткие предложения, а мы с вами их изменим, добавив слова и сделаем их длинными.
Наступило лето. (долгожданное, жаркое)
Греет солнце. (теплое, лучистое)
Порхают бабочки. (яркие)
Распускаются цветы. (красивые, необычные)
-Молодцы! Предложения могут быть короткими и длинными, состоят они из слов.
-Загрустил Незнайка. Как же много он еще не знает! У него упало настроение. Давайте сделаем так, чтобы Незнайка снова был веселый.
Физкультминутка
“Если есть хороший друг…”
Настроение упало, (Руки вверх.)
Дело валится из рук… (“Бросают” вниз руки)
Но еще не все пропало, (Грозят указательным пальчиком.)
Если есть хороший друг. (Прыжки на месте)
С делом справимся вдвоем, (Хлопают в ладоши.)
С облегчением вздохнем – (Вздыхают.)
Настроение поднимем (Поднимают сцепленные руки вверх.)
И от пыли отряхнем! (“Отряхиваются” от пыли)
-Нам еще многому нужно научить Незнайку.
-Скажите, из чего состоит наша речь? Правильно, наша речь состоит из предложений.
А для чего нам нужна речь?
Работа по серии сюжетных картинок.
-Космический корабль облетел уже вокруг планеты и Незнайка увидел много нового. Медленно он приближается к Земле и тут в иллюминатор Незнайка увидел такую картину в одном сказочном лесу. ( На доске серия из четырех картин: первая открыты, три-закрыты). Давайте поможем рассказать Незнайке жителям городка, что он увидел
- Про кого мы будем рассказывать?
(Мы будем рассказывать про белочку, зайчика и волка.)
- Скажите как можно назвать зайчика и белочку?
(Друзья, зверята.)
-Незнайка назвал их Пушок и Рыжик. Как вы думаете, кто из них Пушок? (Зайчик.)
-Правильно. А почему он назвал его Пушком? (Потому что зайчик пушистый.)
-А кто тогда Рыжик? (Бельчонок.)
-А бельчонка почему он назвал Рыжиком? (Потому что бельчонок – рыжий.)
-Посмотрите, что делает Пушок? (Пушок прыгает на скакалке.)
-А как можно сказать по другому слово «прыгает». (Скачет, подскакивает, попрыгивает)
-А что же делает Рыжик? (Считает, радуется.)
-Кто выглядывает из-за кустов? (Из-за кустов выглядывает волк.)
-Каким он здесь изображен? (Голодным, злым, хитрым.)
-Что он хочет сделать? (Он хочет напугать, поймать зверят, съесть их)
-Закончите предложение которое начал передавать Незнайка на Землю.
В теплый летний день… .(Пушок и Рыжик вышли прогуляться на лесную полянку). Они взяли с собой скакалку, чтобы… .(поиграть, попрыгать.) И они даже не заметили, что… (из-за кустов выглядывает волк.)
-Попробуем составить рассказ по первой картинке. (1реб-к)
Открывается вторая картинка.
-Закончите предложение. Волк выскочил так внезапно, что (Рыжик и Пушок не успели убежать, не успели опомниться) Бельчонок посмотрел вверх и …. (увидел на дереве много шишек.) Он быстро… (вскарабкался,залез не дерево и стал рвать шишки.) А бедный зайчик ничего и сказать не мог, потому что… (очень сильно испугался.) Но Рыжик крикнул ему. («Я помогу тебе»)
-Составим рассказ по второй картинке(2й реб-к)
-Интересно, что произошло дальше?
Открываются третья картинка и четвертая.
-Внимательно рассмотрите картинки. Вам понятно, чем закончилась история?
-Чему можно поучиться у зверят? (Не бояться, находить выход из трудного положения. Не бросать друга в беде.)
-Итак, наш полет на космическом корабле подошел к концу. Внимательный Незнайка приземлил корабль. Незнайка благодарит вас, за то, что вы помогли ему справиться с заданиями и узнать много нового и интересного для него, а мы с вами возвращаемся в группу.
- Какое задание вам понравилось особенно?
- Какое задание было для вас сложным?
-Спасибо за занятие!