Наира Насибова
Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Птичий калейдоскоп»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи в подготовительной группе
«Птичий калейдоскоп».
Задачи: Закреплять знания о птицах.
Развивать диалогическую речь.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа: Чтение сказок. Разучивание потешки «Тень, тень-потетень…»
Публикация «Занятие по развитию речи в подготовительной группе „Птичий калейдоскоп“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Материал: Игрушка зайчик, хвосты зверей, маски, клубок из пряжи, пазлы с изображением ласточки, модели картинок, кукла Дюймовочка, набор цветовых кружков для звукового разбора слова, мяч.
Ход занятия : Дети встают в круг.
Воспитатель: Ребята, вы заметили как звонко стали петь птицы. Они щебечут и радуются, наконец-то, весна. А у меня в руках большой волшебный клубочек, он укажет нам путь к сказкам, где сказочные герои-птицы. Я предлагаю вам отправиться в путешествие по сказкам. Куда клубочек покатится, туда мы и пойдем.
Дети идут за клубочком и проходят за столы. Воспитатель надевает на руку игрушку-зайчика.
Воспитатель: Ребята, посмотрите зайчик сидит и плачет. Давайте спросим его, о чем он плачет? (Дети спрашивают.)
Зайчик: Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне жить, да меня же и выгнала.
Воспитатель: Дети, кто догадался, в какую сказку мы попали?
Дети: «Заячья избушка».
Воспитатель: Посмотрите, на столе лежат картинки-модели к сказке. Разложите героев сказки по порядку. Кто первым пришел на помощь к зайчику? Кто второй? Так по порядку. Кого не хватает?
Дети: Петушка.
Воспитатель: А в каких сказках встречается петушок?
Дети: «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Петушок и бобовое зернышко», «Круть и Верть».
Воспитатель: А петух - перелетная или домашняя птица?
Дети: Домашняя птица.
Воспитатель: Наш клубочек покатился дальше. Куда же он нас приведет? Ой, кто это нам по пути встретился? (На столе стоит кувшин, тарелка, лиса и журавль).
Воспитатель: Верно. А вам никакую сказку эти герои не напоминают?
Дети: Это сказка «Лиса и журавль».
Воспитатель: Кто сможет рассказать эту сказку? (Дети пересказывают сказку по ролям).
Русская народная сказка «Лиса и журавль».
Подружились лиса с журавлем. Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
-Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!
Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и говорит:
-Покушай, куманек, - сама стряпала.
Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал-ничего не попадает!
А лиса лижет кашу, так все сама и сьела. Кашу сьела и говорит:
-Не обижайся, куманек! Больше ничего нет.
Журавль ей отвечает:
-Спасибо, лиса и на этом. Приходи ко мне в гости.
На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
-Угощайся, кумушка!
Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет и эдак, и лизнет его, и понюхает - никак достать не может: не лезет голова в кувшин.
А журавль клюет себе да клюет, пока все не сьел. Взяла лису досада. Думала она наестся на целую неделю, а домой ушла голодная. С тех пор дружба у лисы с журавлем врозь. Как аукнулось, так и откликнулось!
Воспитатель: Кто скажет журавль – домашняя или дикая птица?
Дети: Дикая птица.
Воспитатель: Ну, что ж, клубочек дальше в путь нас зовет. А привел он нас к цветку. (Дети подходят к природному уголку, где в листьях фиалки находится маленькая куколка).
Интересно, кто же здесь живет?
Так мала она была,
Что под листиком жила.
Голова с горошину,
А сама хорошенькая.
Высотой с булавочку,
Девочка – малявочка.
Дети: Дюймовочка.
Воспитатель: А кто помог Дюймовочке добраться до волшебной страны, где жили такие же маленькие герои, как и она.
Дети: Ласточка.
Воспитатель: Перед вами лежат пазлы, нужно их собрать. И мы узнаем, действительно, ли это так, что именно ласточка помогла Дюймовочке.
Нам снова пора в путь.
Впереди дремучий лес,
Полон сказок и чудес.
Посиди и отдохни,
Что же будет впереди?
Воспитатель достает маску волка и гусей.
Подвижная игра «Гуси – лебеди».
Воспитатель выбирает волка и хозяина, остальные дети - гуси-лебеди. На одной стороне группы располагаются хозяин и гуси, на другой – живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями.
- Гуси-гуси!
- Га-га-га!
- Есть хотите?
- Да-да-да!
-Ну, летите же домой!
- Нет-нет-нет. Серый волк под горой не пускает нас домой.
- Ну, летите, как хотите, только крылья берегите.
Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать.
Воспитатель: Ребята, посмотрите мы не заметили, как попали на ярмарку хвостов. Как в сказке «Хвосты». А кто помнит, кто в этой сказке по всему лесу растрезвонил, что хвосты раздают.
Дети: Сорока.
Воспитатель: Правильно. Присаживайтесь за столы, сейчас мы с вами разберем звуковой состав слова «сорока».
Сколько всего букв в этом слове?
Сколько звуков в слове «сорока»?
Сколько гласных звуков?
Сколько согласных?
Какой ударный звук в этом слове?
Выложите цветовые фишки этого слова.
Дети работают за столами.
Воспитатель: Ну, раз клубок привел нас на ярмарку хвостов, тогда хвосты разбирайте и облик зверя или птицы принимайте.
Дети разбирают хвостики и маски. Кому не хватило, читают вместе с воспитателем ранее разученную потешку. А дети с хвостами и в масках изображают животное.
Тень, тень- потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
«Всему свету я краса!»
Похвалялся зайка:
«Пойди подогоняй-ка!»
Похвалялися ежи:
«У нас шубы хороши!»
Похвалялся соловей:
«Я пою целый день!»
И сорока трещала:
«Новость новую узнала!»
Похвалялся журавель:
«Мне на ноге стоять не лень!»
Похвалялся медведь:
«Могу песни я петь!»
Дети меняются ролями и потешка обыгрывается еще раз.
Воспитатель: Клубочек дальше нас не ведет, а будто – бы чего-то ждет. А, я поняла! Становитесь в круг и постарайтесь вспомнить, каких птиц мы сегодня видели или вспоминали.
Дети: Петух, журавль, ласточка, гуси, сорока, соловей.
Игра с мячом
«Ай да птица, что за птица».
Дети стоят в кругу. Воспитатель говорит слова «Ай да птица, что за птица! Что за птица за орел!» и передает мяч рядом стоящему ребенку. Он берет мяч и быстро отвечает: «Ай да птица, что за птица-ворон!» Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не ошибится, забыв назвать птицу.
Воспитатель: Посмотрите, клубочек стал совсем маленький, значит, наше путешествие пора заканчивать. Но прежде, чем мы вернемся назад, давайте вспомним правила бережного отношения к природе, к птицам.
Ответы детей.
Теперь нам осталось, следуя за клубочком, вернуться обратно.
Возвращаются в группу.