Инна Живодёрова
Занятие по развитию речи «В гости к сказке мы пойдем и Аленушку спасем!»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи.
«В гости к сказке мы пойдем и Аленушку спасем!»
Задачи:
Образовательные :
познакомить детей с понятием «русская народная сказка»,
учить узнавать сказку по загадкам, иллюстрациям, предметам,
создать условия для закрепления знаний детей о русских народных сказках;
составлять и рассказывать их сюжет с помощью мнемотаблицы
обогащать и активизировать словарный запас путем подбора прилагательных и глаголов к существительным.
Развивающие:
развивать зрительную и слуховую память детей, внимание, понимание речи, мышление; логическое мышление, воображение,
способствовать снятию у детей внутреннего мышечного напряжения,
Воспитательные:
Воспитывать интерес к русским народным сказкам, формировать чувство доброжелательности, взаимопомощи, желания помощь,
Воспитывать патриотизм и чувство гордости за свой народ, его культуру.
1. Орг. момент.
Здравствуйте, ребята.
У нас сегодня гости. Пожалуйста, поздоровайтесь с ними.
В :Давайте немного расскажем о себе нашим гостям.
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята,
Никого не обижаем,
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Пусть все будет хорошо,
Будет радостно, светло.
-. Посмотрите, как в нашей группе светло и весело! И несмотря на то, какая погода за окном, у нас всегда весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и уютно. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!
-Улыбнитесь гостям, друг другу! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
2. Сюрпризный момент.
Письмо от Аленушки. (похитили и заперли. Даже не знаю, кто. Только слышала, что их много и ключ спрятали. Чтобы до ключа добраться, нужно выполнить задания. А это не всем под силу)
Решаем помочь.
3. Концентрация внимания, настрой на занятие.
- Ребята, чтобы помочь Аленушке и справиться с заданиями, нам нужно быть внимательными, старательными и сильными.
-Как вы думаете, что нам поможет в таком непростом деле? (ответы детей)
-Да, конечно. Молодцы!
Также с нами наши верные помощники.
«Руки»
Пожалуйста, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек — нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все!
- За что вы любите свои руки?
(обнять друга, и поднять упавшего товарища и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть стол).
-За что ты, Костя, любишь свои руки?
-Катя, а ты любишь свои руки?
Какие добрые и умные у вас руки.
На фоне музыки педагог читает стихи:
Что за чудо — чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья.
Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить.
Возьмите за руки того, кто рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.
- Теперь мы с вами точно готовы прийти на помощь и справиться со всеми, даже сложными, заданиями.
4. Задания.
1) «Рассказывание сказки по мнемотаблице».
- Ой, ребята, что это я вижу?
(перышко)
- Интересно, а кто мог его потерять? Под ним какая-то коробка. Написано что-то.
Под песком или снегом первое задание.
- Чтоб задание найти,
Грудь свою ты напряги!
Много воздуха вдохни
И песок (снежок) весь размети!
(Дых. упражнение)
- Ребята, догадались, как нам добыть первое задание?
-Молодцы!
- Внимательно посмотрите на картинки.
Как думаете, какая сказка зашифрована (Гуси- лебеди)
- Почему?Докажите.
- А чтобы точно убедиться, нужно еще и загадки отгадать.
Загадки к сказке
1. Разбойники белые
Вот беды наделали:
В деревню прилетали
И мальчика украли.
Только смелая сестра
Всё равно его нашла.
Помогли ей печка,
Яблонька и речка.
(Гуси-лебеди)
2. Гуси-лебеди летят,
Унести детей хотят.
Кто помог сестрице с братцем
От Яги домой добраться?
(Печка, яблоня,река)
3. В сказке я детей кормила,
За заслонкой схоронила.
Кто я и что за сказка, догадайтесь.
Отвечайте, не стесняйтесь.
(печка)
4. Бабке-ёжке птицы служат:
Над деревней стаей кружат,
Ищут маленьких ребят,
Утащить их в лес хотят.
(Гуси-лебеди)
5. С кем гуси-лебеди летели и куда,
Девице скажет лишь тогда,
Когда та приподнимет ветвь с земли
И вкусит дикие её плоды.
Тогда и от погони сбережёт,
Листвой над братом и сестрою сделав свод.
Условия простые ставит. Кто она?
Дикоростущая лесная …
(Яблоня)
6. В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Речка детушек спасла, речка -то волшебная!
Что за речка? Подскажи!
(Молочная река кисельные берега).
Расставление картинок по порядку, согласно сюжету.
Дай ответ на вопрос.
1. Сколько детей было в семье? - Двое: мальчик и девочка.
2. Где девочка оставила братца? – На травке, под окошком.
3. На чём гуси-лебеди унесли братца? – На крылышках.
4. Что предложила скушать печка? – Пирожка.
5. Что предложила скушать яблоня? – Яблока.
6. Что предложила скушать речка? – Киселька с молоком.
7. Какие ножки были у избушки? – Курьи.
8. Куда спрятала речка детей? – Под бережок.
9. Куда спрятала детей яблоня? – Под веточки.
10. Куда спрятала детей печка? – Внутрь печки.
11. Чем играл мальчик в избушке бабы-яги? – Яблочками.
2) Собрать индивидуально мнемотаблицу (сидя за столом)
-А вот еще перо! И опять задание.
- Вы,конечно, молодцы!
Но сложнее впереди!
Вместе справились прекрасно,
Не боитесь ли одни?
- Ребята, не боитесь каждый самостоятельно справиться со следующим заданием?
- Тогда занимайте свои места, пожалуйста.
Для каждого приготовлена корзиночка, в которой лежат отдельные карточки. Из них необходимо составить таблицу, чтобы получилась сказка и узнать, какая сказка зашифрована.
- Картинки нужно расставить по порядку. Приступайте.
-Какие сказки зашифрованы в ваших таблицах?
- Какая сказка у тебя, Илья? Ау тебя, Варя?
Новый материал.
- Эти сказки, ребята, относятся к Р. Н. С.
РНС- сказки, автор которых не известен. Они были придуманы так давно, когда еще и буквы не придумали, и не умели записывать. Эти сказки рассказывали друг другу по памяти, передавали из уст в уста.
Русские сказки сочинил русский народ.
А мы с вами к какой национальности относимся?
Мы какой народ?
Да, мы с вами русские!
- Я- русская!
Вы- русские!
-Ты какой национальности, Даша? Костя? Матвей?
Русский народ очень талантливый, изобретательный,находчивый. Мы имеем богатую культуру и ее нужно сохранить и передать следующим поколениям.
Сказки- это часть нашей культуры!
-Зачем мы слушаем сказки, рассказываем их?
3) Вспоминаем сказки. Су-джок терапия «Пирожки».
-Ой, а вот и следующее перо с заданием.
- Ребята, посмотрите внимательно,что лежит в сдедующей шкатулке?
(картинка «Пирожок»)
Пирожок не только сытный,
В нем задание таится.
Если сказки назовешь …с пирожком,
То задание пройдешь!
-Я поняла, здесь зашифрованы сказки, где упоминаются пирожки. Нам срочно нужно вспомнить эти сказки.
(Маша и медведь, колобок. Гуси-Лебеди, Крылатый мохнатый да масляный, Красная шапочка.)
-Какие вы, ребята, молодцы!
-И нам подарок!
- Как думаете, для чего эти мячики?Что с ними можно делать?
Массаж мячиком
«Су – Джок»
Мы лепили пирожки,
(сжимаем и разжимаем шарик в правой ладони)
Тесто мяли мы слегка,
(сжимаем и разжимаем шарик в левой ладони)
А потом его катали,
(круговыми движениями катаем шарик в ладонях)
Ягоду в начинку клали, в печку жаркую сажали,
(положить мячик на ладонь и прикрыть другой ладонью)
Зарумянился бочок, мы достали пирожок.
(раскрывают ладони, показывают мячик).
4) Технология Синквейн
-Вот и последнее перышко нужно найти. Ребята посмотрите внимательно, где же оно может быть.
За перышком картинка Гуси-лебеди.
- Так вот кто перышки растерял и Аленушку украл! А здесь задание!
Хоть и служим мы Яге,
Но не злые…
А вполне можем добрыми мы быть
И девчонку отпустить!
Вы нас только похвалите-
Стих про нас вы сочинете!
Дети встают в круг.
Сочиняем стих, используя технологию Сиквейн.
1. (одно сущ-е) Про кого пойдет речь?
Гуси-лебеди!
2. (два прилагательных, которые характеризуют данное существительное)
-Они какие? Не забывайте мы их хвалим!
Пушистые, белые, сильные, ловкие
3. (-три глагола, обозначающие действие существительного)
- Что они умеют делать?
Летают, парят, Клюют, Служат.
4. (фраза из четырех слов, которая характеризует существительное)
Бабу Ягу только признают!
5. (одно существительное, повторение сути, резюме сказанному)
Слуги!
Повторить стих-е, которое получилось с 2 детьми.
За картинкой найти ключ.
Открыть замок, освободить Аленушку.
-Спасибо вам, ребята.
- Я так рада, что вы справились. Вы настоящие друзья!
Дарит угощение.
Итоговая рефлексия
. Как думаете чему нас учат сказки? Почему всегда добро побеждает зло? -Из хорошего зерна вырастает хорошее растение. В старину зернышками называли маленьких деток. Я думаю, что из вас, ребята, вырастут очень добрые, отзывчивые люди.