Наталья Здебская
Занятие по развитию речи для старшей группы. Рассказывание «О случае на прогулке»
▼ Скачать + Заказать документы
Программный материал :
Находить конкретное содержание для рассказа, рассказывать ясно, громко, соблюдая последовательность.
Ход занятия:
Воспитатель: Я расскажу вам, дети, про то, как я была маленькая и как однажды в лесу мы поймали ежика.
«Когда я была маленькая, как вы, я ходила в детский сад. Мы всегда летом выезжали на дачу. Недалеко от нашей дачи был лес. В этом лесу мы гуляли и собирали грибы и ягоды. Один раз я нагнулась, хотела сорвать красную землянику и вдруг вижу — около кустика трава зашевелилась. Присмотрелась. Там в густой траве виднелся маленький ежик. Я закричала: «Сюда, сюда!» Ежик испугался и свернулся в клубочек, Он был колючий.
Публикация «Занятие по развитию речи для старшей группы, Рассказывание „О случае на прогулке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Подбежал Сережа, — так звали одного мальчика, — и быстро накрыл ежика панамкой. Мы с Сережей принесли его в детский сад».
После рассказа воспитателя детям предлагается вспомнить что-нибудь интересное из их жизни на даче и тоже рассказать всем.
Прежде чем дети начнут рассказывать, их следует спросить, про что каждый из них хочет рассказать.
Отвечая на вопрос, ребенок уточняет свой замысел, например: «Я расскажу, как увидел в лесу белочку». Воспитатель одобряет содержание, намеченное для рассказа, или советует вспомнить другой случай; иногда, при затруднении детей, напоминает им какой-нибудь интересный эпизод на прогулке. Во время рассказов поправляет неправильно произнесенные слова, спрашивает детей, все ли им ясно? (Но это не следует делать после каждого рассказа.) Спрашивает, какой рассказ особенно понравился и чем. Воспитатель одобряет тех детей, которые понятно изложили свои мысли и не затягивали рассказа. Обращает внимание на то, чтобы дети говорили громко и не торопились.
Темами для рассказов и бесед о жизни летом могут быть:
«Какие овощи выросли на наших грядках?»
«Как нас застал в лесу дождик?»
«Как мы построили пароход».
В дальнейшем на занятиях дети рассказывают о виденном на празднике, о своих наблюдениях во время экскурсии и т. д. (см. занятия по ознакомлению с окружающим).
Рассказывание детей в старшей группе проводится, примерно, один раз в неделю. Необходимо, в целях осуществления программного материала, чередовать разные виды рассказывания : предсказывание литературных текстов, рассказывание о впечатлениях из опыта, рассказывание по картине, придумывание рассказов на темы, предложенные воспитателем. На этих занятиях дети учатся грамматически правильному и связному выражению мыслей. В детских рассказах закрепляются представления об окружающей жизни, выявляется и формируется отношение детей к тем или иным предметам и явлениям.
Рассказывание детей необходимо использовать для интонационной выразительности речи, умения пользоваться паузами, не сливать предложений, не торопиться, не проглатывать концы слов. Рассказывание необходимо использовать для активизации словаря, воспитания интереса к слову, желание находить слова, правильно передающие мысль, говорить образно. Рассказывая, дети приучаются соединять слова в предложения, пользоваться разными формами изменений слов, разными видами предложений.
В старшей группе систематически, раз в 2—3 недели, проводится предсказывание детьми небольших литературных текстов. На этих занятиях детей приучают внимательно слушать, вникать в содержание прочитанных им рассказов, передавать это содержание в определенном порядке, правильно строить предложения. При предсказывании речь детей обогащается меткими словами и оборотами, заимствованными из текста; наряду с этим дети учатся и самостоятельно подбирать подходящие по смыслу слова, заменяя ими литературные выражения, строить фразу.
Ценными образцами для предсказывания являются коротенькие народные сказки. Они предельно лаконичны, выразительны, доставляют детям радость и легко запоминаются. В них ясная последовательность действий, законченность сюжета. Воспитатель должен рассказывать сказку обязательно наизусть, заранее продумав интонации, передающие характерные черты персонажей.