Вера Ивановна Горина
Занятие по развитию речи для старшей группы «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи для старшей группы на тему «Осень»
Воспитатель Горина Вера Ивановна
Цели: развивать монологическую речь детей; продолжать учить детей поддерживать беседу; составлять описательные рассказы по картине; находить различия и сравнивать два пейзажа; точно подбирать определения;
-продолжать учить образовывать прилагательные, использовать их в речи, употреблять в речи существительные в родительном падеже, дополнять и строить сложноподчиненные предложения, используя предлоги.
Публикация «Занятие по развитию речи для старшей группы „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Материал к занятию : Две картины (ранняя и поздняя осень, осенние листья.
Музыкальные произведения П. И. Чайковского «Времена года» («Сентябрь», «Ноябрь»)
Ход занятия
Воспитатель читает стихотворение:
Листья с осин осыпаются осенью,
Листья и с клена слетят.
Осень оставит одетыми сосенки-
Пусть до весны постоят.
-О каком времени года идет речь в этом стихотворении?
Какие деревья останутся зелеными с приближением зимы?
Ответы детей.
Воспитатель читает стихотворение.
Все, что летом зеленело,-
Пожелтело, покраснело
Дни все сумрачней, короче,
Все длинней, короче ночи.
Скоро листья облетят,
И над черными лесами,
И над голыми полями
Птичьи стаи прокричат.
-Чем хороша осень? Что она дарит нам? Какие краски? Какое небо? Что происходит осенью с природой? Какие изменения происходят в жизни людей? Назовите осенние месяцы. Какое время года приходит за осенью? Расскажите, осень какая? Какая погода осенью?
Если идет дождь-(дождливая,
Если сильный ветер-(ветреная)
Если очень холодно и сыро-(холодная, сырая,
Небо все заволокло тучами-(пасмурная).
Но вот показалось солнышко и стало тепло-(солнечная, теплая,
На небе ясно, ни тучки-(ясная, осень на дворе, погода-(осенняя).
Происходит с листьями? Листья каких деревьев меняют цвет? (Листья клена, дуба, березы, тополя ольхи, осины)
На столе лежат осенние листья, собранные детьми на прогулке.
Воспитатель: дети, я предлагаю поиграть в игру «Какой это лист»
Лист клена как называется? (Кленовый.)
Назовите по аналогии- листья березы, ольхи, тополя, осины, дуба, ивы …
Расскажите, какими были листья летом, какими стали осенью.
Дети: летом были зелеными, осенью все разные.
Воспитатель: дети послушайте несколько предложений и ответьте, что в них неправильно:
Игра «Что не так?»
1. Осенью можно купаться в речке, загорать на пляже. Так ли это? Почему?
2. Осенью все распускаются и расцветает. Поют в лесу птицы. Так ли это? Почему?
3. Осенью идут холодные дожди, люди собирают урожай в саду и в огороде животные и птицы делают последние заготовки. Так ли это? Почему7
4. Осенью люди надевают футболки, шорты, сарафаны, на ноги сандалии. Так ли это? Почему?
5. Осенью погода ясная, солнечная, теплая. Так ли это? Почему?
6. Осень прекрасное время года! Так ли это?
Физминутка
Я иду и ты идешь- раз, два, три!
Я пою и ты поешь- раз, два, три!
Мы идем и мы поем- раз, два, три!
Очень дружно мы живем- раз, два, три!
(Дети маршируют по кругу, взявшись за руки и высоко поднимая колени.)
Воспитатель начинает предложения, а дети придумывают окончания:
Игра «Закончи предложения»
1. Я люблю осень потому что…
2. Осень скучное время года, так как…
3. Я сегодня не пойду гулять, потому что…
4. Дети надевают куртки, резиновые сапоги, берут на прогулку зонт, так как…
5. Осень красивое время года, так как…
6. Я не люблю осень, потому что…
7. Осень называют вечером года, потому что…
8. Птицы осенью улетают в теплые края, потому что…
9. Деревья осенью сбрасывают листья, так как…
Физминутка» Листья летят»
-Наши руки - это листочки на деревьях. Подул холодный осенний ветер, сорвал листочки и полетели они (Дети кружатся под музыку, руки- листочки то «взлетают», то «опускаются на землю».
Воспитатель предлагает детям сесть на стулья.
На стенде две картины «Осень в лесу»- ранняя и поздняя осень.
Воспитатель: -О каком времени года рассказывают нам эти две картины? Расположите картины так, что бы стало понятно, как меняется природа осенью. Сравните цвет неба, присутствие солнца. Какие осенние месяцы отображают эти картины? Что происходит в мире растений? Как меняются их внешний вид и цвет? Как меняется погода с приближением зимы? Какая осень вам больше нравится? Почему? Какое название вы бы дали первой и второй картине?
Воспитатель: Дети, я хочу вам предложить послушать два произведения из музыкального цикла П. И. Чайковского «Времена года» («Сентябрь» и «Ноябрь»).
Воспитатель:- Какое произведение, на ваш взгляд, больше подходит к ранней осени, какое к поздней?
Воспитатель предлагает детям составить рассказ.
Возможны варианты: отдельно о ранней осени и затем о поздней.
Если дети хорошо составляют рассказы, то по двум картинам – сравнительно.
Воспитатель: Дети наше занятие окончено. Какие вы молодцы!