Светлана Жмудь
Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Цветики-цветочки»
▼ Скачать
Цель: научить детей любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать красоту, беречь прекрасные творения природы, украшающие наши города и поселки. Уважать труд людей, посадивших цветы для общей радости. Закрепить знания садовых и полевых цветов. Упражнять в четком произношении звуков Л – ЛЬ, в их дифференциации, в составлении предложений по картинкам. Развивать слуховое внимание, умение выполнять пальчиковую гимнастику.
Публикация «Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста „Цветики-цветочки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Цветы. Конспекты занятий
- Цветы. Развитие речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Ход занятия.
1. Вступительная беседа по вопросам:
- Какие цветы вы знаете? (луговые, полевые, садовые, комнатные) – показ иллюстраций.
-Какие знаете самые первые весенние цветы? (подснежник, ландыш, мать –и-мачеха)
-Для чего садят цветы? Кто ухаживает за цветами? (садовод, цветовод)
-Где выращивают цветы? (дома, на клумбах, в садах и др.)
-Из чего состоит цветок? (рассматривание цветка, например, одуванчика: стебель, корень, листья, лепесток, серединка)
-Какую пользу приносят цветы? (есть лекарственный одуванчик, ромашка, мать – и – мачеха; декоративные – для составления букетов; икебанов- радуют человека красотой)
- Почему нельзя рвать цветы на клумбах, газонах, скверах, парках? (цветы сажают для того, чтобы было красиво и люди любовались ими)
2. Послушайте об этом стихотворение Т. Собакина:
«Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я и ты – если все сорвем цветы,
То окажутся пусты и деревья, и кусты, и не будет красоты…»
3. Игра «Назови себя цветком» - по считалке выбирается ведущий, он отгадывает, какой цветок каждый ребенок представляет – описание цветка детьми.
4. Игра «Подбери определения к слову «цветок» - красивый, привлекательный, ароматный, пахучий, нежный, весенний, садовый, полевой, луговой и др.
5. Пальчиковая гимнастика «Цветок».
«Вырос высокий цветок на поляне, утром весенним раскрыл лепестки,
Всем лепесткам красоту и питанье дружно дают под землей корешки»
6. А сейчас отправимся в лес, сколько здесь красивых цветов, вдохните их аромат – Упражнение на дыхание.
- Прислушайтесь, ребята, кто –то о чем – то беседует.
Львенок – Ты кто? Лисенок - .исенок. Львенок – Кто, кто? Лисенок опять -. исенок
Львенок – А мама у тебя кто? - .иса, а папа? - .ис.
Львенок – Ничего не понимаю. Лисенок – Почему? Львенок – Да нет такого зверя!
Лисенок – Как нет? А я кто? Львенок – Ну тогда ты неправильно говоришь, какой – то звук не выговариваешь!
- Ребята, какой звук не выговаривает Лисенок? – Л. Давайте его научим при помощи гимнастики для язычка. Выполним все вместе эти упражнения:
«Иголочка. Часики, Маляр. Пароход гудит. Балалайка.». Пароход -
«Пароход плывет по речке, оставляя на воде колечки» и др.
Показ сказки на фланелеграфе «У слоненка день рожденье» (дети должны услышать и назвать слова со звуками Л – ЛЬ).
«У Слоненка день рождение. Пришла к нему кукла Лола и подарила палочку. – Зачем мне палочка? – удивился Слоненок. – Эта палочка не простая, а волшебная! – объяснила Лола.
- Если ты захочешь поиграть в игрушки, тебе стоит только назвать слово и взмахнуть палочкой, игрушка сразу же появится. Обрадовался Слоненок, сказал «юла», сразу же появилась настоящая юла. Сказал «стул», «неваляшка» - тоже появились. Сказал – колокольчик – вот и колокольчик. Только скучно стало одному Слоненку играть, позвонил он в колокольчик и пригласил своих друзей из зоопарка. Понравилась ли вам сказка? Какие слова со звуками Л –ЛЬ вы запомнили?
Стук в дверь. Угадайте кто к нам пришел?
Чебурашка: Здравствуйте дети!
- Чебурашка, а почему ты такой грустный?
Ч – Слоненок просил пригласить зверей из зоопарка. А я не смог – Почему? – Там ведь много зверей разных.
Ч – Слоненок просил пригласить только тех, у кого в названиях есть звуки Л –ЛЬ, а я не знаю, что это такое.
- Ребята, давайте поможем Чебурашке.
Дети: лось, лиса, белка, леопард, лев, слон, верблюд, лама, косуля, вол.
- Вот мы и помогли тебе, но почему ты нисколечко не повеселел?
- Ч – да у меня еще много в корзинке конвертиков с заданиями от Слоненка, а я не знаю, как их выполнить.
Дети: - Мы тебе поможем, а пока отдохнем.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ЧЕБУРАШКА».
«Чебурашук мы в кино много раз видали,
Чебурашку мы давно в гости поджидали.
Чебурашка в детский сад к нам давно стучится,
Чтоб на танцах у ребят польке поучиться.
Чебурашка, веселей ножками потопай,
А потом кружись быстрей и в ладоши хлопай».
Давайте откроем первый конверт и выполним задание.
1. Посмотрите на картинку и выберите все слова со звуками Л - ЛЬ.
2. Найдите среди своих картинок слова со звуками Л-ЛЬ и поставьте на них фишки. Определите место звука в слове.
3. Соберите разрезные картинки на тему: «Цветы». Вот какие красивые букеты получились!
4. А какие цветы вы знаете со звуками Л-ЛЬ? (тюльпан, анютины глазки, левкои, гусиный лук, гладиолус, лилия, ландыш, василек, фиалка, флоксы)
5. Игра «Каждой картинке свой домик» -- определение мягкого и твердого звуков (цветы – картинки)
Все задания Слоненка мы выполнили, а вот интересно, научился ли Лисенок говорить звуки Л – ЛЬ? – давайте его спросим.
Лисенок, скажи слово «ласточка». Лисенок – ласточка, а молодец? – молодец. И вы, ребята, молодцы, очень хорошо отвечали на занятии, а чтобы всем стало радостно и приятно, ребята расскажут стихи о цветах, как о чем – то красивом, прекрасном:
«Большеглазые ромашки дружат с клевером и кашкой,
Порезвятся на просторе, убегают в лес да в поле»
«Мы гвоздики красные, лепестки атласные
Стройненькие ножки, зеленые сапожки.»
«Насмешил всех одуванчик – влез в пушистый сарафанчик,
Как юла он завертелся, сарафанчик разлетелся»
«Цветок – василек, резной лепесток,
В прятки играет, в рожь убегает».
«В травушке зеленой бисер голубой, кто его рассыпал? Раннею весной
Может разбросала бусинки весна? Это незабудки дарит нам она»
«Хрупкая, нежная, вся белоснежная.
Золотой завиток украшает цветок (лилия).
В конце занятия или в вечернее время предложить детям посеять семена на рассаду в ящиках, а летом будем их высаживать в клумбы, полоть, поливать – одним словом – ухаживать за цветами, любоваться их красотой.