МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию речи. Чтение сказки «Лиса и Журавль»

Олеся Воронцова
Конспект занятия по развитию речи. Чтение сказки «Лиса и Журавль»

Образовательная область: Развитие речи. Интеграция с другими областями: познавательная, художественно-эстетическая, коммуникативная, физическая.

Цели: развивать интерес к художественному слову, осмысленно и эмоционально воспринимать художественное произведение.

Задачи: Образовательные: Обогащать, расширять и пополнять словарный запас. Через словесные игры, учить образовывать сравнительную степень прилагательных, родительного падежа множественного числа, подбирать прилагательные- антонимы.

Развивающие: развивать произвольное, зрительное, слуховое внимание, память, воображение; диалогическую речь; усваивать структуру сказки и языковой материал; Активизировать интерес к заучиванию не больших стихотворений через мнемосхемы. Воспитательные: Воспитывать эмоциональную отзывчивость и любовь к устному народному творчеству, фолклору. Формировать представление о настоящей дружбе, умение понимать и оценивать чувства и поступки других

Материал: текст сказки «Лиса и Журавель», иллюстрации к сказке

Словарная работа: Званый пир; потчевать; не обессудь; окрошка; и так и эдак; взяла досада; как аукнется, так и откликнется; дружба врозь; не солоно хлебавши.

Предварительная работа: заучивание стихотворения с родителями «Учись рассказывать», используя мнемосхемы.

Содержание организованной деятельности детей.

Дети стоят в кругу. Восптатель предлагает отгадать загадки.

Всем в лесу она кума,

Так зовет себя сама.

Что за рыжая сестричка?

Дети, это кто. (лисичка).

Длинные ноги, длинная шея, Мала голова, клюв огромный и белый, Изящная птица, красивая очень. Скажи же, дружок, как зовут её точно? (Журавль).

Воспитатель хвалит детей за правильные ответы, показывает иллюстрации к сказке «Лиса и Журавль».

Воспитатель: Как вы думаете, могут ли в природе лиса и журавль дружить и почему? Дети: Нет, лиса хищное животное. В природе лиса съела бы журавля. – А в сказке?

Дети: Да. В сказке они могут дружить.

Воспитатель: Ребята, а хотите послушать сказку о том, как лиса с журавлем дружили? (Ответы детей.)

Воспитатель читает детям русскую народную сказку «Лиса и Журавль». Лиса с Журавлем подружились. Вот вздумала Лиса угостить Журавля и пошла звать его к себе в гости: - Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу. Пришел Журавль на званый пир. А Лиса наварила манной каши и размазала ее по тарелке. Подала и потчует - Покушай, голубчик-куманек, сама стряпала. Журавль стук-стук носом по тарелке. Стучал-стучал-ничего не попадает! А Лиса лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела. Кашу съела и говорит: - Не обессудь, куманек,больше потчевать нечем. Журавль ей отвечает: - Спасибо, кума и на этом! Приходи ко мне в гости. На другой день приходит Лиса к Журавлю, а он приготовил окрошку, положил ее в кувшин с узким горлом, поставил на стол и говорит: -Кушай, Кумушка! Право, больше потчевать нечем. Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и этак, и лизнет-то его, и понюхает-никак достать не может: не лезет голова в кувшин. А Журавль клюет себе да клюет, пока все не съел. – Не обессудь, кума! Больше угощать нечем. Взяла Лису досада. Думала,что наестся на целую неделю, а домой пришла не солоно хлебавши. Как аукнулось, так и откликнулось. С тех пор дружба у Лисы с Журавлем врозь.

Воспитатель объясняет детям непонятные слова, встречающиеся в сказке; потчевать-угощать; стряпать-готовить; не обессудь-не обижайся; не солоно-хлебавши-ни с чем,.

(Помощь воспитателя, если дети не могут объяснить значение слов).

-Как вы понимаете выражение: «Как аукнется, так и откликнется» (если поступишь с кем-то плохо, то и тебе ответят тем же).

Воспитатель обращает внимание на иллюстрации к сказке «Лиса и Журавль».

Беседа по содержанию: (дети дают полные ответы). -Кто написал сказу «Лиса и Журавль»? («Лиса и Журавль» русская народная сказка). - Кто герои этой сказки? (Герои сказки лиса и журавль) - Кто позвал Журавля в гости? (лиса позвала журавля в гости). – Как называла Лиса Журавля? (лиса называла журавля- куманек).

–Как Журавль называл Лису? (журавль называл лису кумой, кумушкой). –Чем потчевала Лиса Журавля (Лиса почевала Журавля кашей). - Чем угощал Журавль Лису (Журавль угостил Лису окрошкой). - В какую посуду Лиса положила кашу (лиса положила кашу в тарелку и размазала ее по тарелке). – Почему Журавль не смог съесть угощение (Ему было не удобно есть кашу из тарелки длинным носом). Воспитатель: Давайте посмотрим, мог ли журавль съесть лисье угощение? (Показать тарелку)

Лиса слизала кашу, а журавль остался голодным.

- Почему Лиса не смогла покушать окрошку? (у лисы не лезла голова в в кувшин).

Воспитатель: Проверим, сможет ли лиса достать угощение? Горлышко у кувшина узкое, только длинный клюв может достать угощение. Мордочка лисы не пройдёт в кувшин, только и может лиса, что облизнуть горлышко кувшина. Так и ушла лиса не солоно хлебавши (ни с чем). Как аукнется, так и откликнется. С тех пор дружба у лисы с журавлём врозь.

Дети самостоятельно выполняют действия, показанные воспитателем. - Сохранилась ли дружба у Лисы и Журавля? (дружба у лисы и журавля не сохранилась). – Почему? (если поступишь с кем-то плохо, то и тебе ответят тем же).

Педогог приглашает детей стать в круг: «раз, два, три – на наш круг посмотри».

Динамическая пауза

«Я и другие».

Цель: формировать доброжелательное отношение друг к другу, способствовать сплочению группы.

СОДЕРЖАНИЕ: Воспитатель приглашает детей в круг. В руках у педагога клубок ниток «Ребята, вы знакомы уже несколько лет. Наша группа-это ваш второй дом. Здесь вы проводите целый день, радуетесь и огочаетесь, здесь ваши друзья. Все вы разные и хорошо знаете достоинства и недостатки каждого. А чтобы вы могли пожелать друг другу, чтобы стать лучше? Подумайте, что можно пожелать своему другу Педагог начинает разговор, обращаясь к кому-либо из детей. Например: «Я желаю тебе, Аня, оставаться веселой девочкой, меньше плакать из-за пустяков». Затем взрослый передает клубок ниток ребенку. Тот высказывает пожелание другому ребенку и вручает клубок т. д. Когда клубок возвращается к воспитателю, дети закрывают глаза и натягивают нить, представляя по просьбе ведущего, как тесно они связаны друг с другом. Итог: «Мы составляем единое целое. Каждый из вас важен и значим в целом. Если не будет хотя бы одного из вас, то нить ослабнет или обрвется. Так давайте же будем терпимее к друг другу. Пусть добро всегда возвращаются к вам добром.

Воспитатель предлагает детям сесть за столы и поиграть в словесные игры.

Словесная игра: «Образование сравнительной степени прилагательных».

– Лиса хитра, журавль еще (хитрее).

– Кувшин был высокий, а журавль еще (выше). – Нос у журавля был длинный, а хвост у лисы еще. (длиннее).

Словесная игра «Скажи наоборот».

Дети подбирают прилагательные - антонимы, характеризующие персонажей сказки:

У лисы ноги короткие, а у журавля. (длинные);

У журавля клюв длинный, а у лисы мордочка. (короткая).

Кувшин глубокий, а тарелка (мелкая).

Журавль высокий, а лиса (низкая).

Дружить – хорошо, а ссориться (плохо).

У сказки есть начало, а есть (конец).

Рефлексия:

Оценка деятельности детей.

– Чем занимались на занятии? – Что вы научились делать на занятии? Хочу отметить детей, которые…. Как вы думаете, кого из детей? Почему (дети должны дать аргументированные ответы).

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино». Реализация содержания программы.

Конспект занятия «Чтение и обсуждение сказки «Снегурушка и лиса» в средней группе с ОВЗКонспект занятия «Чтение и обсуждение сказки «Снегурушка и лиса» в средней группе с ОВЗ Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: учить детей запоминать стихотворение, читать.

Конспект НОД по речевому развитию «Осень. Слушание мордовской сказки «Лиса и журавль» Задачи: - учить отгадывать загадки, выделяя существенные признаки предметов; - учить подбирать слова, используя рифму; - учить различать.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи. Чтение сказки «Лиса и Журавль»
Опубликовано: 26 июля 2024 в 11:45
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи. Чтение сказки «Лиса и Журавль»» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Воронцова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июля. Фестиваль дворовых игр. Передвижка «Дворовые игры»

Дворовые игры — прекрасная часть детской жизни. Вспомним свое детство и научим детей играть в игры, в которые мы когда-то играли во дворах!

23 июля. Всемирный день китов и дельфинов. Передвижка с плакатами для детей «Морские...

Всемирный день китов и дельфинов отмечается ежегодно 23 июля. Цель экологической даты — привлечь внимание человечества к необходимости защиты всех морских обитателей нашей планеты.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД