Анастасия Мкртчян
Конспект занятия по развитию речи «Как лисичка бычка обидела»
▼ Скачать + Заказать документы
(Психологический настрой). Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться – доброе утро, (Вкругу)
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
(Дети садятся на стульчики)
Воспитатель: В нашей стране живет много народов, у каждого народа свой язык, свои традиции, сказки. Какие сказки, кроме русских народных вы знаете? Дети называют. На Севере нашей страны живут народы эскимоссы, (давайте подойдём к карте и посмотрим, где находится Север, вместе с детьми определяют, что это очень далеко от нас и там очень холодно.)
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Как лисичка бычка обидела“» размещена в разделах
Посмотрите иллюстрации о жизни и быте эскимосов; жилище, одежда, на чём передвигаются, чем занимаются.
ЯРАНГА - так называется жилище эскимосов. Его делают из шкур животных. Обогревается оно специальными лампами, поэтому там достаточно тепло и светло. Внутри жилища пол и стены покрывают шкурами. Передвигаются они на оленях. Мужчины занимаются охотой и рыбалкой, а женщины готовят обед и рукодельничают. (Шьют одежду, занимаются воспитанием детей)Одежда тёплая и не делится на мужскую и женскую. Они носят куртку с капюшоном, штаны, рукавицы, обувь, которая называется унты. Одежда и обувь изготавливается из шкур оленей и других животных.
Воспитатель: Сегодня вы услышите чудесную эскимосскую сказку «Как лисичка бычка обидела». Обработал эту сказку, т. е. записал Г. Снегирёв.
(Показывает портрет Г. Снегирёва). Снегирёв много путешествовал по Северу и услышал эту сказку, а затем записал. Теперь эту сказку знают и другие народы. Бычок - это морская рыбка.
(показывает иллюстрацию с морской рыбой). Вот этого бычка лисичка и обидела. Хотите знать, где это случилось и как?
. Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать.
Увидела лисичка бычка и запела :
Бычок, бычок
Пучеглазый – большие, выпуклые глаза
Бычок, бычок
Большеротый.
Бычок, бычок
колючий, бочок
А бычок ей говорит:
– А ты косматая- лохматая с густой шертью, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!
Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.
Лиса-мать спрашивает:
– Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?
– Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне,
что я косматая и глаза у меня круглые.
А лиса спрашивает:
– А ты ему ничего не говорила?
– Сказала.
– Что ты ему сказала? – спросила лиса.
– А я ему только сказала, что он пучеглазый и большеротый.
– Вот видишь, – сказала мать-лисица, – ты первая его и обидела…
Воспитатель: Понравилась вам эскимосская сказка? Как называется эта сказка? Ребята, а случалось ли у вас такое? Дразнил ли вас кто-нибудь? Как вы реагировали на дразнилку? А давайте вспомним как лисичка дразнила, когда увидела бычка? Что про нее сказал бычок?
Помните, что мама-лиса сказала дочке? Вот и вы, друзья, прежде чем жаловаться на кого-нибудь, подумайте, не поступаете ли вы так же, как лисичка из эскимосской сказки.
А чем лисичка бычка обидела, что она запела? Если пела, значит, эти слова надо не говорить, а петь. Давайте споем дразнилку лисички вместе. А теперь споем еще раз. А сейчас пусть споет Артемий, Милана. Спасибо, молодец
А сейчас мы с вами немножко отдохнём. Ребята, встаньте возле стульчиков и повторяйте за мной.
Физкульминутка:
Мимо речки лисонька бежала, (Дети изображают лису)
Рыбку в речке она увидала. (Дети, соединив ладошки, изображают рыбу)
По реке идёт волна, (Дети руками показывают волну)
Рыбку спрятала она. (Дети закрывают руки) Присаживайтесь
Ещё раз внимательно послушайте сказку и подготовьтесь к пересказу сказки.
Предварительно он напоминает действия персонажей: бычок высунулся из воды, лисичка бежит и поет. Мама-лиса дома, значит, она что-нибудь делает, а не сидит, сложа руки.
Ребята, давайте с вами будем изображать морскую волну. Как она шумит? «„Ш-уууу, ш-уууу“, – набегает волна и отступает. – „Шуршим, шуршим, шуршим“, – шуршат камешки».
Воспитатель: Дети, как называется сказка? О ком рассказывается в этой сказке? Какой вывод мы сделаем из неё? (Рассуждения детей) Молодцы, ребята, вы сегодня замечательно занимались.