Елена Каленова
Занятие по развитию диалогической речи с детьми подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обучение детей использованию диалогической речи.
Задачи:
Образовательные
– формировать у детей умений задавать вопросы и отвечать на вопросы;
– повторить названий сказочных героев;
– повторить тему «животные»;
– уточнить активный и пассивный словарь детей по
различным темам (лес, продукты питания, профессии, семья, транспорт).
Воспитательные
– порождать у детей интерес к занятию путём использования игровых приемов и яркого наглядного материала;
– воспитывать умение слушать друг друга.
Публикация «Занятие по развитию диалогической речи с детьми подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивающие – развивать графо-моторные навыки;
– развивать высоту и силу голоса;
– развивать у детей внимание, память, воображение.
творческие способности и словесно-логическое мышление.
Оборудование:
- картонные ворота для орг. Момента;
- костюм Василисы;
- цветные карандаши;
- бейджи с изображением животных;
- не цветные картинки для орг. момента и задания 2;
- карта волшебной страны с изображением замка и разноцветных дорожек;
- Вырезанные из бумаги изображения белки, принцессы, Белоснежки, Кота-Баюна, Бабы-Яги и Змея Горыныча.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
На столах разложены не цветные картинки с изображениями различных сказочных герое. Дети стоят около доски. Между доской и столами для детей стоят ворота, сделанные из плотного картона, стульев и др. подручных средств. В воротах стоит воспитатель в костюме Василисы.
Воспитатель: Здравствуйте дети, я Василиса, сегодня я приглашаю вас в сказку, но чтобы пройти в сказку, вам придётся ответить на мои вопросы. Подходите ко мне по очереди.
(Первый ребенок подходит к Василисе и она задает ему вопросы.)
Василиса:
Как тебя зовут?
Какие сказки ты знаешь?
Какая сказка тебе больше всего нравится?
После того, как ребенок ответил на вопросы, воспитатель хвалит его и предлагает сесть за стол, где лежит определенная картинка (например, с изображением лисы).
Аналогичные вопросы Василиса задает всем детям и предлагает им сесть за столы, где лежат определенные картинки (с изображениями медведя, волка, избушки, гнома, Белоснежки, картинки по возможности подбираются с учетом умения детей раскрашивать.
II. Основная часть.
1. Игра «Кто ты».
Сначала воспитатель просит детей отложить на край стола картинки, лежащие у них на партах, затем каждый ребенок выбирает себе бейджик с изображением понравившегося животного (лягушка, волк, мышка, лиса, заяц, медведь).
Далее воспитатель предлагает детям назвать свое животное и спросить друг у друга: кто ты?
Воспитатель: Итак, ребята, теперь вы все герои, пришедшие к нам из разных сказок и сначала давайте познакомимся. Каждый из вас назовё т себя и спросит у соседа: а ты кто, интонация должна быть вопросительной, например: Я Василиса, а ты кто?
Ребенок: Я лиса. (Обращается к следующему ребенку.) А ты кто?
II ребенок: Я мышка. А ты кто? и т. д.
Воспитатель : Молодцы, а теперь давайте расскажем, кто из вас из какой сказки к нам пришёл. Я Василиса, я пришла сюда из сказки «Иван-царевич и серый волк», а ты лягушка из какой сказки пришла?
Ребенок: Я пришла из сказки «Теремок», а ты, лиса, из какой сказки пришла? И т. д.
2. Игра «Дорога в волшебный замок».
Воспитатель: Итак, все герои представились, теперь мы знаем кто вы и из какой сказки.
А сейчас, любезные мои, вы видите перед собой карту волшебной страны, все дороги в ней ведут в волшебный замок. Сейчас каждый из вас выберет себе дорожку, но учтите, дороги в волшебной стране извилистые, на каждой из них вас ждет определенное препятствие, преодолев которое вы попадете в замок. Но карта у нас только одна, так что по дорожкам вы пойдете по очереди, остальные в это время будут раскрашивать картинки. Далее воспитатель предлагает детям достать цветные карандаши и положить перед собой картинки, лежащие на краю стола, после того, как дети выполняют эти действия, воспитатель предлагает первому ребенку выбрать дорожку ( дорожки имеют разные цвета: серебристая, зеленая, желтая, синяя, красная, фиолетовая, коричневая).
Воспитатель (обращаясь к одному из детей) : Лягушка, какую дорогу ты выберешь?
Лягушка: Я выберу зеленую дорожку. (От ребенка следует добиться ответа полным предложением).
Воспитатель: вот пошла лягушка по зеленой дорожке и встретила Белку. (Когда логопед называет героя, которого встречает ребенок, он одновременно прикрепляет его изображение к дорожке, после «разговора» ребенка с героем фигурка героя остается на дорожке.)
Белка: Здравствуй лягушка.
Лягушка: Здравствуй белка. (Если ребенок не догадывается сам, что надо ответить, то ему подсказывает логопед.)
Белка: Меня зовут Маша, а тебя как зовут?
Лягушка: Меня зовут Костя. (Добиться у ребенка ответа полным предложением.)
Белка: Я живу в лесу и собираю орехи и шишки, а что еще можно собирать в лесу?
Лягушка: Грибы и ягоды.
Белка: Молодец, лягушка, ступай дальше в замок.
(Воспитатель предлагает ребенку раскрашивать картинку и спрашивает следующего ребенка.)
Воспитатель: Мышка, какую дорожку ты выбираешь?
Мышка: Я выбираю фиолетовую дорожку.
Воспитатель: Идёшь ты, мышка, по фиолетовой дорожке и встречаешь Змея Горыныча.
Змей Горыныч: Не бойся меня мышка, я сегодня добрый, как тебя зовут?
Мышка: Меня зовут Настя.
Змей Горыныч: Настя, какое чудесное имя, расскажи-ка мне, Настя, каких животных ты знаешь.
Мышка: Я знаю (перечисляет).
Змей Горыныч: Ох, многих из них я ел, многих. Но знаешь, мне больше по вкусу домашние животные, дикие, они какие-то жесткие, а каких домашних животных ты знаешь?
Мышка: Я знаю. (Перечисляет, если ребенок говорит что не знает, то Змей Горыныч помогает наводящими вопросами типа: Кошка – это дикое или домашнее животное)
Змей Горыныч: Какая ты молодец мышка, ступай дальше по фиолетовой дорожке, а то я что-то проголодался.
(Воспитатель предлагает ребенку дальше раскрашивать картинку и обращается к следующему ребенку.)
Воспитатель: Волк, а какую дорожку ты выберешь?
Волк: Я выбираю желтую дорожку.
Воспитатель: Вот пошел ты по желтой дорожке и встретил Кота-Баюна.
Кот: Здравствуй волк, я кот, звать меня Баюн, а тебя как зовут?
Волк: Меня зовут Миша.
Кот: А из какой сказки ты пришел?
Волк: Я пришел из сказки «Теремок»
Кот: А в каких сказках еще встречается волк?
Волк: Волк и семеро козлят, Иван-царевич и серый волк.
Кот: Молодец волк Миша, ступай дальше.
Воспитатель предлагает ребенку дальше раскрашивать картинку, а следующему ребенку выбирать дорожку.
Воспитатель: А по какой дорожке у нас пойдет лиса?
Лиса: Я пойду по красной дорожке.
Воспитатель: идет лиса по красной дорожке и встречает принцессу.
Принцесса: Здравствуй лиса.
Лиса: Здравствуйте.
Принцесса: Я – принцесса, мои мама и папа – король и королева, а кем работают твои мама и папа? Далее воспитатель разворачивает диалог в зависимости от ответа ребенка, в конце принцесса хвалит ребенка и предлагает ему продолжать свой путь дальше, воспитатель предлагает следующему ребенку выбрать дорожку.
Воспитатель: А ты, медведь, какую дорожку выбираешь.
Медведь: Я выбираю коричневую дорожку.
Воспитатель: Вот идёт медведь по коричневой дорожке, а на встречу ему летит в ступе Баба-Яга.
Яга: Фу-фу, медвежьим духом запахло, ну здравствуй мишка.
Медведь: Здравствуйте.
Яга: Я сейчас лечу в свою избушку, а ты куда идёшь?
Медведь: Я иду в замок.
Яга: И кого ты там хочешь встретить? (Дальше диалог разворачивается в зависимости от ответа ребенка, в конце Баба-Яга предлагает Мишке идти дальше в замок). Логопед предлагает следующему ребенку выбирать дорожку.
Воспитатель: И какую же дорожку у нас выберет зайчик?
Заяц: Я выбираю синюю дорожку.
Воспитатель: Скачет зайка по синей дорожке, а на встречу ему идет Белоснежка.
Белоснежка: Здравствуй зайка, меня зовут Белоснежка, а тебя как зовут?
Заяц: Меня зовут Даша.
Белоснежка: Ой Дашенька, подскажи мне, пожалуйста, как сварить суп моим гномам, что туда надо положить?
Заяц: Надо взять капусту, морковку, лук …
Белоснежка: И в какую же посуду я должна все это положить?
Заяц: В кастрюлю.
Белоснежка: И куда же я эту кастрюлю должна поставить, наверно в погреб?
Заяц: Нет, на плиту.
Белоснежка: Ой, спасибо тебе, зайка, всё ты мне рассказала, ступай дальше по дорожке.
Далее воспитатель предлагает детям посмотреть, какие красивые картинки у них получились, и отложить их на край стола.
3. Игра «По какой дорожке вы сюда пришли и кого встретили».
Василиса: Ну вот, вы все пришли в волшебный замок и теперь вам наверно интересно, кто по какой дорожке сюда шел и кого встретил. Сейчас каждый из вас спросит это у соседа, а сосед ему ответит. Например: Мышка, по какой дорожке ты сюда пришла и кого встретила?
Мышка: Я пришла сюда по фиолетовой дорожке и встретила Змея Горыныча.
Василиса: Спроси лягушку, по какой дорожке она шла и кого встретила.
Мышка: Лягушка, по какой дорожке ты сюда шла и кого встретила? (И так далее со всеми детьми.)
4. Игра «Что я спросила?»
Василиса: А я пришла сюда по серебристой дорожке и встретила Бабу-Ягу, Змея Горыныча, белку, Белоснежку, принцессу и Кота Баюна. Каждому из них я задавала вопросы, но вот запамятовала, что я у них спрашивала. Помогите мне ребята, (обращается к одному из детей) Зайка, как ты думаешь, что я спросила у Кота Баюна, если он мне ответил, что он сегодня в прекрасном настроении.
Заяц: Вы спросили, какое у него настроение.
Василиса: Ой, вспомнила, точно. Мишка, как ты думаешь, что я спросила у белочки, если она мне ответила, что она питается грибами и орешками.
Медведь: Вы спросили, что она кушает.
Василиса: Точно, молодец мишка. Лягушка, как ты думаешь, что я спросила у Бабы-яги, если она мне сказала, что она живет в избушке на курьих ножках.
Лягушка: вы спросили, где она живет.
Василиса: Спасибо лягушка, правильно мне подсказала. Мышка, а что я спросила у Белоснежки, если она сказала, что она идет к себе домой.
Мышка: Вы спросили, куда она идет.
Василиса: Спасибо мышка, волк, а ты как думаешь, что я спросила Змея Горыныча, если он сказал, что за обедом он съел три теленка, четыре барашка и одну курицу.
Волк: Вы спросили, что он ел на обед.
Василиса: Молодец волк. Лиса, а что же я спросила у Принцессы, если она сказала, что ее папу зовут Петр Петрович.
Лиса: Вы спросили, как зовут ее папу.
Василиса: Ой, спасибо лиса, помогла мне вспомнить.
Динамическая пауза.
Василиса: Ребята, мы уже так долго в сказке, а вы еще не показали, что же умеют ваши животные, как они разговаривают. Сейчас каждый из вас по очереди покажет, как ходит ваше животное (каждый из детей показывает).
Василиса: А сейчас я буду называть разные слова, если вы слышите среди них название животного, вы начинаете приветствовать его так, как это умеет ваше животное: лягушка и зайка прыгают, мишка переваливается с ноги на ногу, лисичка красуется, мышка виляет хвостиком, волк воет и скребется коготками. (Каждый ребенок показывает, как он будет это делать.)
Слова: чашка, корова, лошадь, папуас, тигр, кот, колобок, слон, девочка, панда, троллейбус, кресло, лось, ёж, кабан, вилка, жираф, тумба, бегемот, лев, комбинезон, коза, шофер, шарф, утконос.
(После динамической паузы дети садятся на места.)
5. Игра «Вопросная перестрелка».
Воспитатель просит детей разбиться на пары (если дети сидят по двое, то сидящие за одной партой и образуют пару).
Василиса: Итак, вы уже многое друг о друге узнали, но наверняка хотите узнать еще больше. Сейчас вы будете задавать друг другу вопросы, но помните, что вы все разные животные и говорить вы должны так, как говорит ваше животное. Например, мышка должна говорить очень-очень тихо, а мишка должен говорить очень низким голосом. (Далее воспитатель обращается к первой паре детей.)
Василиса: Мышка, узнай у лягушки все про ее семью. (Дети сами строят диалог, а воспитатель помогает им наводящими вопросами, затем дети меняются ролями, лягушка спрашивает у мышки про ее семью».)
После воспитатель переходит к следующей паре детей.
Василиса: А теперь мишка спроси у зайчика все про транспорт, который он знает.
(Дети строят диалог, а логопед им помогает.)
Далее воспитатель переходит к следующим детям.
Василиса: А вы, лисичка и волк, поговорите о сказках. Расскажите друг другу, какие сказки вам читали родители, какие сказки вы любите, какие сказки вам не понравились. Начни ты, волк. (Дети строят диалог, а воспитатель им помогает.)
III. Подведение итогов занятия.
Воспитатель: Итак, ребята, вы сегодня задавали друг другу много вопросов и наверно хорошо научились это делать. Сейчас каждый из вас выйдет сюда и задаст своим товарищам различные вопросы. (Приглашает первого ребенка.)
Воспитатель: Миша, спроси у товарищей, что им понравилось на занятии, только обратись к каждому по имени.
Миша:Даша, что тебе понравилось на занятии?
Даша:…
Миша:Алеша, что тебе понравилось на занятии? И т. д.
Далее воспитатель приглашает следующего ребенка и предлагает ему спросить у товарищей, какими сказочными героями они хотели бы стать. Аналогично логопед вызывает к доске других детей и предлагает им спросить: какую сказку им недавно читали, какого сказочного героя они хоте ли бы увидеть на занятии, какой сказочный герой им не нравится, кто, по их мнению, мог бы жить в волшебном замке.
Затем воспитатель хвалит,благодарит детей за занятие и прощается с ними.
Использованная литература:
1. Володина В. С. Альбом по развитию речи. Изд. Росмэн – М., 2005.
2. Стрельченко Т. С. Сказка учит, сказка лечит…// Дети с проблемами в развитии 2004 №3 С54-57.
3. Чудесные русские сказки/ под ред. Л. Кондрашова изд. Эксмо – М., 2004.