Абрамова Елена
Занятие по природному миру в подготовительной к школе группе «Путешествие в музей природы. Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Ц е л и : познакомить детей с особенностями осеннего периода в природе; помочь увидеть в осенних природных явлениях знакомые стихии: ВОДУ, ЗЕМЛЮ, ОГОНЬ, ВОЗДУХ; воспитывать внимательность, чуткость, наблюдательность.
Ход занятия
I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
Интересная игра сегодня у нас,
К ней готовился каждый из вас.
Собирайся, детвора,
Путешествовать пора!
II. Основная часть занятия.
1. В в о д н а я ч а с т ь.
Ребенок читает стихотворение.
Ветерок с березкой шепчется,
На траве блестит роса.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Нам с тобой земля-волшебница
Снова дарит чудеса.
Миллион чудес загадочных
Мы встречаем каждый час,
Словно самый добрый сказочник
Сочиняет их для нас.
П. Синявский
В о с п и т а т е л ь. Сегодня у нас с Вами необычное занятие. Почему? Потому что, мы отправляемся в музей – музей природы.
– Что такое музей? (Место, где хранятся какие-то очень важные вещи, предметы.)
– Как вы думаете, что хранится в музее природы? (Чистый воздух, красота земли, тепло огня, прохлада воды.)
– Всем ли будет интересно в музее природы? Каждый ли сможет удивиться богатству этого музея? (Нет, это могут сделать только внимательные, чуткие ребята.)
Кажется, что в нашей группе все ребята именно такие, и значит – в дорогу!
2. О с е н н и й в о з д у х.
В о с п и т а т е л ь. Нам с вами посчастливилось жить на очень красивой планете.
Каждое время года украшает ее своими красками, наполняет особенными звуками и запахами.
Узнавать природу и любоваться ею – очень сложное занятие. Поэтому сегодня мы рассмотрим экспонаты только одного за-
ла – природы Осени.
– Какие осенние месяцы вы знаете?
Послушайте стихотворение, посвященное осенним месяцам, и догадайтесь, о каком из них идет речь в каждом четверостишии.
Сентябрь
Пусто в домике стрижа –
Улетел, бедовый,
И, как зонтик у ежа,
Желтый лист кленовый.
В. Степанов
Октябрь
Вяжет сети паучок,
Гонит тучи ветер.
Загрустил бурундучок
О прошедшем лете.
В. Степанов
Ноябрь
В инее ложбина,
В огоньках рябина.
Дятел клювом бьет –
Зиму в гости ждет.
В. Степанов
– Молодцы, с заданием справились и назвали все осенние месяцы. А теперь давайте помолчим и прислушаемся к Осени.
– Какие звуки вы слышите? Чем наполнен осенний воздух? (Учащиеся называют звуки, характерные для осенней природы : шелест падающих листьев, клекот улетающих журавлей, шум унылого осеннего дождя.)
Если это задание вызывает трудности, воспитатель может немного упростить его: детям зачитываются отрывки стихотворений об осени, прослушав которые, ребята называют изображенные звуки.
1) Золотая и немая,
Затаилась тишина.
Песням спрятанным внимая,
Я иду, как в чарах сна.
Листья тихо улетают
С засыхающих ветвей
И на землю оседают,
Красотой пленя своей.
Н. Минский
Дети должны услышать: тишину, шелест листьев в воздухе, тихие «спрятанные» песни.
2) Листопад
Листопад, листопад,
Листья желтые летят,
Под ногой шуршат, шуршат,
Скоро голый будет сад.
Дети должны услышать: шорох, шуршание листьев под ногами.
3) Ласточка
Мой сад с каждым днем увядает:
Помят он, поломан и пуст,
Хоть пышно еще доцветает
Настурций в нем огненный куст…
Мне грустно! Меня раздражает
И солнца осеннего блеск,
И лист, что с березы спадает,
И поздних кузнечиков треск.
Взгляну ль по привычке под крышу –
Пусто гнездо над окном:
В нем ласточек речи не слышу,
Солома обветрилась в нем…
К уже услышанным осенним звукам прибавляется «поздний кузнечиков треск».
В о с п и т а т е л ь. Молодцы, ребята. Все осенние звуки услышали.
– А кто может объяснить: почему гнездо ласточек опустело? (Ласточки улетели.)
– Почему же ласточкам пришлось покинуть такую красивую осеннюю землю? (Улетели в теплые края.)
– Какими словами можно еще охарактеризовать осенний воздух? (Холодный, сырой, туманный, зябкий.)
В о с п и т а т е л ь. Какие «студеные» слова для описания осеннего воздуха вы подобрали – совсем холодно стало. Самое время провести физкультминутку, чтобы согреться и не заболеть.
Ребенок. Я здоровье берегу,
Сам себе я помогу!
Физкультминутка
Упражнение «Собери осенние листья».
Дует, дует ветер,
(Дети дуют, имитируя вой ветра, покачивание туловищем вправо-влево.)
Дует, задувает,
Желтые листочки
С дерева срывает.
И летят листочки
С ветки на дорожки,
(Движение руками сверху вниз.)
И бегут по листьям
Маленькие ножки.
(Легкий бег на месте.)
Мы с тобой гулять пойдем
(Шаг на месте.)
И листочки соберем.
(Присаживаются, наклоняются, «собирая» листочки.)
3. О с е н н я я з е м л я.
Воспитатель. Согрелись? Молодцы! И листочков осенних много собрали. Вон их сколько в музее природы собрано.
– Рассмотрите, каким покрывалом укрыта осенняя земля. Попробуйте описать его. (Дети высказываются по заданной теме.)
4. И г р а «От какого дерева веточка?».
Описание. Педагог показывает ветку от какого-либо дерева, а дети должны показать листья, принадлежащие данному дереву, и назвать его. Если дети допускают ошибки в ответах, воспитатель объясняет различия в форме, строении и принадлежности листьев.
После демонстрации ветвей (листочков) лиственных пород воспитатель показывает детям ветвь сосны или ели.
– Чем эти растения отличаются от всех остальных? (Зеленые круглый год.)
Это очень интересный экспонат музея природы. Сейчас лишь проверим, хорошо ли вы знакомы с этими породами.
– Умеете ли вы различать ель и сосну по веткам? Какую веточку я подняла? А это веточка чья? (По очереди показывает ветки сосны и ели.)
– Посмотрите и ответьте, какая шишка у меня в правой руке, а какая – в левой. (Дети называют, но в большинстве случаев обнаруживается, что не все успешно справляются с этим заданием.)
Видите, вы еще не умеете безошибочно отличить ель от сосны по веточкам и шишкам. Сегодня мы с вами научимся это делать.
5. С р а в н е н и е ели и сосны по листочкам (хвоинкам) и шишкам.
По предложению воспитателя дети внимательно рассматривают листочки (хвоинки) ели и сосны и сравнивают их.
Вопросы и задания:
• Одинаковой ли длины листочки (хвоинки) ели и сосны? Если не одинаковой, то у какого из этих двух деревьев хвоинки длиннее, у какого – короче?
• Какие эти листочки по форме? (У ели – четырехгранные остроконечные листочки; у сосны – с одной стороны выпуклые, а с другой – плоские.)
• Помните листочки пальцами и понюхайте. Какие из них более жесткие?
• Какого цвета листочки ели и сосны? (Зеленого; у сосны намного светлее, чем у ели.)
• Как расположены листочки на ветке? (У ели – поодиночке, у сосны – попарно.)
• Сравните шишки по длине и толщине. (У ели шишка длиннее и тоньше, чем у сосны.)
• Какого они цвета? (Коричневые и бурые.)
6. О с е н н я я в о д а.
Воспитатель читает стихотворение.
Поздняя осень
У берега несмело
Ложится тонкий лед.
Печально туча серая
По дну пруда плывет.
Суровой дышит осенью
Прозрачная вода.
Деревья листья сбросили,
Встречая холода.
Г. Ладонщиков
– Кто может сказать, какая же осенью вода в реке, в озере? Хочется в ней купаться? Какими словами вы можете описать осеннюю воду? (Холодная, серая, неприветливая, зябкая.)
– Только ли в речке и озере мы можем увидеть воду осенью?
Послушайте стихотворение, может быть, в нем вы найдете ответ.
Кружатся листочки,
Дождик моросит,
А вдали рябина
Пурпуром горит.
Капнет в лужу капля,
Вот и брызг фонтан,
Липа уронила
Желтый сарафан,
Листьями укрыты
Белые грибы.
Дождиком облиты,
Будут ждать зимы.
Анна Бордей
– Кто услышал, в каком же виде встречается нам осенью вода? (В виде дождя.)
– Что нам нужно, если вдруг пойдет дождь?
Найдите ответ в стихотворении:
Осенью идут дожди,
Доставай скорей зонты…
Зонтики цветные,
Красивые такие!
В руки зонтики возьмем,
Под дождем гулять пойдем!
(Дети отвечают, что во время дождя нужен зонтик.)
В о с п и т а т е л ь. Да, под зонтиком нам не страшен никакой, даже самый сильный осенний дождик. Хотя в музее природы любая погода хороша. И наша экскурсия в этот музей подходит к концу. Лишь одна стихия природы осталась сегодня без внимания. Какая? (Огонь.)
• Подумайте, почему очень часто поэты и писатели вместе со словом «осень» говорят слова: пожар, огонь, листья горят. (Разноцветные листья деревьев создают ощущение, что лес весь светится, горит.)
III. Творческая работа.
В о с п и т а т е л ь. В каждом музее есть книги отзывов, где посетители оставляют запись о том, что им понравилось, что не понравилось.
Предлагаю вам тоже оставить такую запись. Только выполните вы ее при помощи красок и своих ладошек.
Давайте вместе создадим картину горящего пурпурного осеннего леса.
(Детям предлагается лист ватмана, на котором будет создана коллективная картина. Ребята обмакивают ладошки в разные краски и оставляют отпечатки на бумаге. Задача воспитателя состоит в том, чтобы все используемые цвета были объяснены. В итоге получается картина красок осени.)
IV. Заключительная часть.
В о с п и т а т е л ь. Вот и подошла к концу наша экскурсия в музей природы. Мы познакомились с экспонатами осеннего зала, оставили свой отзыв об этой экскурсии.
Что ж, дорогие ребята, до новых встреч в музее природы.