Людмила Череменова
Занятие по познавательному развитию в средней группе «Весна пришла, птицы прилетели»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Продолжать знакомить с характерными признаками весны.
2. Закрепить знания детей о птицах, об их жизни в весенний период.
Развитие словаря.
1. Продолжать развивать связную речь детей;
2. Учить давать полные ответы на вопросы воспитателя;
3. Активизировать словарь: «капают», «журчат», «набухают», «скворечник», «грач», «чирикают», «щебечут», «ласточка», и т. д.
Предварительная работа:
1. Наблюдение за птицами во время прогулок.
Публикация «Занятие по познавательному развитию в средней группе „Весна пришла, птицы прилетели“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
2. Чтение художественной литературы: С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда», А. Шевченко «Гнезда», Т. Нужина «Воробьи», «Ласточка».
4. Загадывание загадок.
5. Рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций.
6. Дидактические игры «Угадай кого не стало», «Угадай, какой наш дом», «Узнай по описанию», «Чьи птенчики» и др.
7. Подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Птички, в гнездышко!».
Материал к занятию.
1. Демонстрационный материал «Птицы», мольберт, зимняя и весенняя картинки, письмо.
Ход занятия.
- Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло! Давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это? (письмо). Интересно, кто нам его прислал? Да здесь загадка. Давайте отгадаем ее и узнаем, кто нам прислал письмо.
Зазвучал ручей в овражке,
Прилетели с юга пташки
Греет солнышко с утра –
В гости к нам пришла…
Дети: (хором) Весна!
Воспитатель: - Правильно ребята, это весна. Это письмо пришло от весны, она хочет узнать у вас, знаете ли вы приметы весны. Для этого она приготовила вам задания, которые предлагает вам выполнить. И вот первое задание. Посмотрите на эти иллюстрации и расскажите, что на них нарисовано. Какое время года на этой картинке? (Зима.)
Воспитатель: - Что на ней видим? (Много снега, дети катаются на санках, деревья, дети тепло одеты, стоит снеговик и т. д.)
Воспитатель: Назовите, что за время года нарисовано на этой картинке? (Весна.)
Воспитатель: По каким приметам вы догадались, что это весна? (Солнце светит ярко, сосульки, ручейки, проталины, птицы прилетели и т. д.)
Воспитатель: Ребята, скажите, зима и весна похожи друг на друга?
Дети: Нет.
Воспитатель: А вы зиму с весной не путаете? Давайте проверим:
Игра «Скажи наоборот».
Вставайте в кружок. Я вам буду бросать мячик, говорить, что бывает зимой, а вы отвечаете, что бывает весной и бросаете мне мяч обратно.
Зима холодная, а весна (теплая).
Зимой сугробы высокие, а весной (низкие).
Зимой день короткий, а весной… (длинный).
Зимой солнце морозит, а весной (греет).
Зимой надевают шубы, а весной — (куртки).
Зимой ветер холодный, а весной. (теплый)
Зимой снег чистый, а весной. (грязный)
Зима ушла, а весна (пришла).
Воспитатель: Молодцы, ребята, все правильно. А сейчас мы с вами немножко отдохнём и покажем, что же происходит весной.
Физкультминутка «Весна».
Всё проснулось ото сна, значит, к нам пришла весна. (Потягивание)
Солнце греет всё теплей, на прогулку все скорей!
(Выбрасывание пальцев рук из кулачка с одновременным разведением рук вверх, в стороны)
Справа - первые цветочки появились на лужочке.
(Правая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором)
Слева - быстрый ручеёк с бугорка к реке потёк.
(Левая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором)
Мы кораблик смастерили, (Соединить ладони перед грудью)
В ручеёк пустить решили. (Удаление сложенных ладоней вперёд от себя)
Уплывай, кораблик мой, прямо к речке голубой!
(Машем ладонями, прощаясь с корабликом)
Вот как весело играть и в весенний день гулять! (Легкие подпрыгивания)
Дышит свежестью земля, подышу «весной» и я!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какая самая яркая примета весны? (Солнышко). Конечно, это лучистое солнышко. Солнышко помогло появиться ручьям, звонкой капели, почкам на деревьях, первой травке, первым листочкам. Самый главный признак весны – ласковое весеннее солнце, которое ярко светит и согревает землю. Солнышко - самый главный помощник весны.
А какое у вас настроение, когда нет солнышка? (грустное, плохое, печальное)
Покажите, какие вы, когда грустные.
А какое настроение, когда светит солнышко? (веселое, радостное)
Покажите, какие вы, когда веселые.
Воспитатель: - Ребята, весной к нам вернулись птички, которые улетели в теплые страны. Расскажите, какие птицы прилетают к нам весной? (ласточки, грачи, скворцы).
- Где живут ласточки? (в гнёздах).
- Ласточки сами строят себе гнёзда или им помогают люди (Сами).
- Где живут скворцы? (в скворечниках).
- А скворцы могут сами построить себе скворечник? (нет).
- А из чего грачи строят свои гнезда? (из веток).
Грачи - самые первые птицы, которые прилетают к нам. Как назвать этих птиц одним словом? (перелетные).
Подвижная игра «Найди волшебную шапочку».
Воспитатель предлагает стать детям в круг.
Воспитатель: Ребята, а вы сами хотели бы стать птичками? Для этого вам нужно найти волшебные шапочки, одеть их и произнести волшебные слова.
- Раз, два, три,
Волшебные шапочки ищи.
Дети ходят по группе, ищут шапочки с изображением птиц. Найдя, одевают их и становятся в круг.
Воспитатель: Молодцы, все надели волшебные шапочки. Теперь нам осталось произнести волшебные слова. Повторяйте за мной:
- Раз, два, три (хлопают в ладоши,
На одной ножке повернись (поворачиваются вокруг себя,
Быстро в птичку превратись!
Воспитатель: В какую птичку превратилась Саша? (опрашиваю детей) (название птицы и изображение должно соответствовать.)
Воспитатель: - Ребята, Вы большие молодцы! Со всеми заданиями справились! Назвали все приметы весны!