Захарова Екатерина
«Лошадки». Конспект ОД по декоративной лепке из глины по мотивам народных игрушек в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД в старшей групп. Лепка декоративная из глины по мотивам народных игрушек «Лошадки».
Цель: - продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством.
Задачи: - формировать умение лепить лошадку по мотивам дымковской игрушки;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка из глины
- Лепка. Конспекты
- Лошади, лошадки. ИЗО, поделки, рисование
- Лошади, лошадки. Конспекты занятий
- Лошадь, жеребенок, конь
- Лошадь, лошадка. Лепка, пластилин
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Русская народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Темочки
- развивать желание лепить игрушки своими руками;
- развивать мелкую моторику рук;
- воспитывать интерес к народно-прикладному творчеству.
Корр. задачи: – активизация словаря по теме;
развивать умение сочетать слова текста с движениями; развитие моторики пальцев рук.
Материалы, инструменты: глина, стеки, стаканчик с водой, клеенка, фартуки.
Оборудование: образец готовой работы, иллюстрации изделий Дымковской лошадки, узоров и орнамента.
Предварительная работа: проведение ряда занятий по теме, рассматривание дымковских игрушек, элементов дымковского узора.
Ход ОД
Вводная часть.
Воспитатель: Звучит русская народная мелодия. Здравствуйте, ребята! Хотите знать, чем я сегодня богата? Только сначала гостям улыбнитесь, да скорее ко мне обернитесь.
Издавна Русь славилась своими чудо – мастерами, которые умеют превращать природные материалы в удивительные творения. Раньше люди умели многое создавать сами. Такое небольшое производство необходимого для своего хозяйства или на продажу называли ремеслом.
Кто-то складывал печки, кто-то инструменты ковал, кто-то строил дома, кто-то плел кружева, были умельцы по посуде деревянной и глиняной, были те, кто делал мед или, например, сбивал масло… Каждое ремесло имело свое название, и у каждого были свои секреты, которые очень ценились и передавались в роду как главное богатство.
Много золотых рук мастеров было на Руси.
- Сегодня я предлагаю вам поговорить немного об игрушках. Но не об обычных, а вот о каких, нужно сначала отгадать загадку.
Веселая красная глина
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и бараны смешные,
Табун разноцветных коней,
А ну назовите скорей. (дымковские игрушки).
Воспитатель: -Правильно ребята, а что же мы знаем об этой яркой русской нарядной игрушке. Мы с Вами давно уже знакомы с этим народным искусством! И поможет нам это вспомнить, наш карта!
- почему игрушки называются дымковские? (делают в селе Дымково).
- из чего изготавливались дымковские игрушки?
Все эти игрушки лепились из глины, затем несколько дней сушились. Потом дымковские мастера помещали игрушки в печь и обжигали их, чтобы они были прочными и легкими. Как только игрушки остывали, игрушки покрывали мелом, разведенном в молоке. И уже по белому фону раскрашивали разноцветными красками.
- Какие цвета мы использовали когда расписывали фартук? (малиновый, красный, синий, зелёный, оранжевый, жёлтый и золотой).
- Давайте вспомним, характерные узоры для этого творчества? (точки, колечки, кружочки, волнистые линии, решетки и т. д.).
- Что мы умеем делать, своими руками? (лепили уточку из пластилина)
-У нас осталось место, которое необходимо заполнить! А вот чем мы его можем заполнить, отгадайте загадку:
Посмотри, какая грива,
Шелковиста и красива.
Скачет в поле у распадка,
Как зовут её? … (лошадка)
Сегодня я Вам предлагаю стать дымковскими мастерами и слепить дымковского коня из глины. Хотите?
- Превращаемся в мастера: закройте глаза, говорим шепотом и выполняем
гимнастику для глаз:
- Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Наши глазки отдыхают,
Упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем,
Через речку мост построим.
Нарисуем букву О, получается легко.
Вверх поднимем, глянем вниз,
Вправо, влево повернем,
Мастерить сейчас начнем.
- Дорогие мастера, проходим в мастерскую, надеваем фартуки, занимаем рабочие места. (дети, надев фартуки, рассаживаются)
- А сейчас, посмотрим на картинку и вспомним: что есть у лошадки и какой формы.
(у лошадки есть туловище в форме цилиндра, голова и шея, как изогнутый валик, ноги в форме конусов)
- Сегодня мы в нашей мастерской будем лепить дымковских лошадок. Сейчас я вам покажу и расскажу как лепить лошадку.
- Посмотрите: беру большой кусочек глины, делю его на 2 части. Первая часть пойдет на лепку туловища и ног. Раскатываю комок глины между ладонями прямыми движениями рук, получился цилиндр. Теперь беру стеку и надрезаю с двух сторон – это будут ноги лошадки. Согнем в дугу—это туловище, и вылепливаем четыре одинаковых длинных конуса - это ноги лошадки. Затем, смочив указательный палец водой (использую губку пропитанную водой, сглаживаю все неровности, делая туловище и ноги гладкими.
- Беру второй кусок глины, от него отламываю небольшой кусочек для хвоста, откладываю в сторону. Раскатываю глину в длинный валик, отмечаю меньшую часть для головы, сгибаю ее, вылепливаю мордочку и ушки, хорошо сглаживаю все неровности. На шее выделяю гриву: прищипываю пальцами, чтобы получилась волна. Прикрепляю шею к туловищу, примазываю, приглаживаю.
- Теперь беру оставшийся кусочек глины, раскатываю в валик, затем сплющиваю, придаю форму хвоста, защипываю пальцами в виде волны и прикрепляю к туловищу.
- Можно вылепить хвост и гриву другим способом: раскатываем глину в длинный жгут, складываем его пополам и скручиваем. Готовые хвост и гриву примазываем к туловищу и к шее, приглаживаем.
- Вот моя лошадка готова. Надо еще раз внимательно просмотреть все ли части лошадки хорошо приглажены, ведь вы знаете, что мы потом будем расписывать наши игрушки.
Воспитатель: Для того чтобы лучше нам лепилось надо размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Вот помощники мои
Их как хочешь, поверни.
По дорожке белой, гладкой,
Пальчиковая гимнастика:
Вот помощники мои
Их как хочешь, поверни.
По дорожке белой, гладкой,
Скачут пальцы, как лошадки,
Чок – чок - чок, чок – чок – чок,
Скачет резвый табунок.
Для работы нам понадобятся глина, вода и стеки. но прежде, чем начнем, давайте вспомним технику безопасности.
- Содержать рабочее место в чистоте.
- При работе с глиной избегать попадания крошек в глаза.
- надеть фартуки, чтобы не испачкаться.
- Стеки, кисти и стаканчик с водой должны лежать справа от работающего. Их нужно использовать только для нанесения линий и орнамента, не размахивать.
Самостоятельная работа детей.
Подведение итогов:
- Ребята, посмотрите на свои игрушки. Какие они красивые!
- А вам нравятся ваши работы?
- Какую игрушку мы сегодня мастерили?
- Из чего изготавливают игрушки?
- Какой конь вам понравился больше всех?
- Хотелось ли вам такие игрушки получить в подарок?
- А кому можно подарить такие игрушки?
(Подарок сделанный своими, руками самый дорогой подарок, потому что сделан с любовью)
Воспитатель: сегодня мы с вами были дымковскими мастерами и делали народные игрушки. Вы все старались и игрушки получились очень красивыми и аккуратными. Молодцы.