Татьяна Фомичева
Занятие по познавательному развитию «Путешествие в тундру»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: осуществлять патриотическое воспитание детей. Задачи:
- расширить знания о жизни коренных народов;
-развивать связную речь детей ;
-учить уважать национальную культуру Северных народов;
-воспитывать интерес к родной стране, желание узнать о людях разных национальностей.
-развивать творческие возможности детей.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, чум, национальный костюм.
Предварительная работа:
Публикация «Занятие по познавательному развитию „Путешествие в тундру“» размещена в разделах
Разучивание танца и песен, изготовление атрибутов, чтение корякских и ительменских легенд и сказок, рассматривание национальной одежды. Подготовка презентации.
Дети входят в зал.
Муз. руководитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня утром я получила письмо. Давайте откроем конверт и посмотрим, что в нем. Да это же приглашение: «Дорогие ребята, я- Хозяйка Тундры. Слышала, что вы веселые, смелые ребята, любите песни петь и танцевать, играть в игры, отгадывать загадки. Хочу с вами встретиться. Жду вас в тундре.»
-Ну что, ребята, отправимся в тундру? Только вот на чем бы нам добраться? Дети предлагают варианты.
-Давайте полетим на самолете. Занимаем места в салоне и отправляемся в полет. (Раздается звук заводящегося мотора) А чтобы было веселей, споем песню. (Поют песню
«Вся огромная страна»).
-Ну вот мы и прилетели. Наш самолет совершил посадку. Приглашаю вас на выход. Посмотрите, нас уже встречают.
Из чума выходит воспитатель-Хозяйка тундры в национальном костюме и 4 девочки помощницы в национальных костюмах.
В-ль: Амто, ребята! Амто, гости дорогие! Я хозяйка Тундры и мои маленькие помощницы рады вас приветствовать! Добро пожаловать!
Люди разных национальностей населяют нашу прекрасную землю. А какие национальности на Камчатке считаются коренными?
Дети: коряки. Ительмены, чукчи.
В-ль: правильно. А вы обратили внимание, какие необычные у них жилища? Как они называются?
Дети: Чумы.
В-ль: А из чего они сделаны? Дети: из жердей и оленьих шкур.
В-ль: Чем хорош чум и чем плох? (ответы детей0
В-ль: Ребята. Посмотрите, какая у них одежда. Расскажите о ней, как называется, из чего делают, чем украшают.
Рассказы детей.
В-ль: а кто расскажет, чем занимаются люди в тундре?
Ответы детей (оленеводством, рыболовством, охотой, выделкой шкур и шитьем одежды)
В-Ль: Северные народы трудолюбивые и веселые. Много сказок, песен, загадок сочинили они, в которых воспевают природу, птиц, животных. Послушайте и отгадайте загадки:
-Скачет по тундре взад и вперед, Воет, гудит и чумы трясет. (пypгa)
-Стоит в тундре кашалот, Люди сами входят в рот. А побыв немного в нем,
Говорят ему: «кайлем». (чую)
-Стоит гopa, молчит она,
А как только загудит,
Сверху вниз огонь бежит. (вулкан)
-Кто на своей голове лес носит? (олень)
В-ль: Я хозяйка тундры, все знаю о нашем крае, о тундре, и я могу вас превратить в маленьких олешек.
«Раз. Два. Три, повернись. И в оленя превратись!»
А сейчас мы станцуем танец маленьких оленят.
(Дети исполняют танец)
В-ль: Суровые условия сплачивают людей в тундре. По вечерам они собираются в чуме и начинают рассказывать друг другу сказки и легенды. Давайте и я расскажу вам одну легенду.
(Звучит музыка)
«Давным —давно это было. Так давно, что никто и не помнит, когда. Летел однажды ворон Кутх над большой водой- над морем. Летел-летел и устал. А где отдохнуть? Кругом вода. Тогда ворон Кутх сложил крылья и упал в море. Нырнул он глубоко-глубоко и вытащил со дна огромный камень. Сел на него, отдохнул. Осмотрелся. А что? Большую землю- камень вытянул Кутх из большой воды. решил Кутх остаться здесь навсегда. Стал он строить горы, русла для рек клювом долбить, леса насаживать, тундру разводить. Но какая же страна без рыб и зверей? Напустил Куткинияку красных рыб в реки, рассадил на прибрежные скалы чаек, в леса, в тундру- зверей и зверушек разных: медведей, волков, лис, росомах, соболей, баранов, оленей, Сел Кутх на самую высокую гopy, оглядел страну, зверей и птиц и решил, что можно и отдохнуть.
В-ль: Вам понравилась моя сказка-легенда? А о чем она. Кто догадался? Правильно, о том, как появилась наша Камчатка.
А какие есть красивые места у нас на Камчатке: «Три брата», вулканы, «Долина гейзеров». (Презентация)
Ребята, давайте пополним книгу легенд вашими сказками о прекрасном, замечательном крае Камчатке!
(Под тихую музыку дети думают)
Заслушиваются 3-4 сказки.
В-ль: Какие вы молодцы, какие интересные сказки-легенды я услышала! Очень жаль, но нам пора прощаться. А напоследок я хочу сыграть с вами в игру.
Игра «Белый шаман»
Под музыку дети на "упряжках" уезжают в детский сад.