Светлана Клавкина
Занятие по познавательному развитию для детей старшей группы «Воспитание доброты»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: углублять представления детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека; совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей, побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и осознанию собственной внутренней позиции; развивать речь детей, умение формулировать свои мысли.
Темочки:
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Материал: выставка «Доброте учись у книг», карточки «Эмоции», зернышки, птичка (игрушка, живой цветок, сломанная игрушка, порванная книга, 2 конфеты, листы бумаги, карандаши, клей, цветная бумага, кукольное платье.
Ход занятия
Воспитатель. Дети, закройте, пожалуйста, глаза, а я возьму одну из книг на выставке «Доброте учитесь у книг» (воспитатель берет сказку В. Сутеева «Мешок яблок»). Открывайте, свои глазки и внимательно послушайте отрывок из книги.
«Зайчиха подбежала к двери; на пороге стоял Заяц, весь мокрый.
- Я ничего… совсем ничего вам не принес – прошептал он.
- Зайчик мой бедный! – воскликнула Зайчиха.
И вдруг страшный удар потряс дом.
- Это он! Волк! Заприте дверь! Прячьтесь все! – закричал Заяц.
Зазвенели стекла, распахнулось окно, и появилась голова Медведя.
- Вот. Держи от меня подарок, - прорычал Медведь.
- Мед настоящий, липовый…
Утром вся заячья семья собралась за столом. А столе чего только нет!
Грибы и орехи, свекла и капуста, мед и репа, морковь и картошка.
А злая Ворона удивляется:
- Никак ума не приложу: как могло из пустого мешка столько добра появиться?»
-Вы узнали сказку? (ответы детей).
- А, как бы вы, дети, ответили на вопрос Вороны? (ответы детей)
Воспитатель. Да, ребята, удивительное, волшебное слово – доброта! А как вы понимаете, что же такое «доброта»? (Ответы). Давайте хором произнесем это слово и внимательно вслушаемся – доброта. В древние времена, как рассказывают книги, это слово произносили мягко – «добротя», русский богатыря Добрыня. «Добро тебе, добро от тебя» - как это верно!
Подумайте, ребята, и скажите, о ком, или, о чем можно сказать «добрый»?
Дети. О человеке, поступке, дне, вечере.
Воспитатель. Добрый человек… А если добрый, значит, он еще какой?
Дети. Внимательный, заботливый, добродушный, щедрый, нежадный, щедрый, доброжелательный, хороший, добросердечный, дружелюбный.
Воспитатель. А если человек недобрый, он какой?
Дети. Жадный, злой, равнодушный, мрачный, жестокий, грубый, плохой, вредный, завистливый.
Воспитатель. Дети, как вы думаете, потрогать доброту можно? Есть ли у нее цвет, запах? (Ответы.) Вы правы.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Надо только добрым быть
И в беде друг друга не забыть. (И. Тулупова. Доброта)
Может быть, ее можно увидеть? А в чем ее можно увидеть?
Дети. В поступках, в разговоре, действиях человека.
Воспитатель. Вспомните, пожалуйста, свои добрые поступки и расскажите о них всем. (Ответы.) Легко ли быть добрым? (Ответы.)
А теперь давайте послушаем стихотворение. Его расскажет… (имя ребенка).
Я слабым помогать готов,
Попавшим вдруг беду,
Всегда приветлив и здоров
И правду говорю.
Не жадничаю никогда,
Жалею я других.
Ошибки всем прощу всегда –
Забуду я о них.
С улыбкой я всегда дружу,
Всегда гостям я рад.
Я дружбой верной дорожу,
Люблю я всех ребят.
Когда человек совершает добрые дела и поступки, какое лицо бывает у него в эту минуту? А хотите поиграть и одновременно ответить на этот вопрос?
(Ответ.)
(Проводится дидактическая игра «Поступки и эмоции»
Воспитатель называет действия, а дети определяют его выражение лица в эту минуту. «Приходит на помощь; заботится о близких; безразличен и равнодушен к окружающим; грубый; злой; всегда со всеми делится; обижает детей; грубит маме; делает вид, что не слышит бабушку; равнодушный; всегда веселый; строгий.)
Воспитатель. Дети, а сейчас, сию минуту, сможете вы друг другу подарить добро? Как это сделать?
Дети. Улыбнуться, поделиться игрушкой, сделать комплимент, посмотреть ласково, уступить место, предложить вместе поиграть, сказать с улыбкой: «Спасибо».
Воспитатель. Подойдите, пожалуйста, к столу. Посмотрите, сколько здесь разных предметов: зернышки, птичка, живой цветок, сломанная игрушка, 2 конфеты, порванная книга, клей и цветная бумага, ножницы, лист бумаги и карандаши, кукольное платьице. Как вы думаете, с помощью этих предметов можно совершить добрый поступок? (Дети разыгрывают ситуации добрых дел.)
Молодцы! Доброта – это, пожалуй, самое важное человеческое качество.
«Злой плачет от зависти, а добрый от радости», «Доброе слово – что дождь в засуху», «Не одежда красит человека, а его добрые дела» - гласят пословицы. Помните, об этом.