Галина Гамагина
Занятие по познавательному развитию «Что нужно растениям для роста»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим.
Влияние абиотических факторов на рост и развитие растений
Цель: Познакомить детей с влиянием абиотических факторов на рост и развитие растений на примере одуванчика.
Задачи:
Образовательные: Дать понятие об абиотических факторах, не называя термин.
Развивающие : Закрепить навык работы с дидактическими карточками.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход занятия:
Дети сидят за столами, на которых заранее разложены карточки.
Публикация «Занятие по познавательному развитию „Что нужно растениям для роста“» размещена в разделах
Воспитатель: В нашей жизни нас окружают различные растения. Какие растения знаете вы?
Ответы детей.
Воспитатель: Сегодня мы узнаем с вами, что же нужно растениям, чтобы они росли большими и красивыми. И что за добрый волшебник им помогает. А рассматривать мы будем… Давайте отгадаем, что за растение, что за цветок мы будем рассматривать. Попробуйте отгадать загадку:
Вспыхнул, озарив лужок,
Ярко-желтый огонек.
На ветру огонь не гаснет,
Все горит под небом ясным!
Погорит он огоньком,
Станет беленьким потом,
Дунешь – разлетится!
Что же это?
Выслушать ответы детей
Воспитатель: Правильно – это одуванчик. А теперь послушайте, какую сказку я вам расскажу про жизнь маленького одуванчика.
«Однажды весной мальчик Витя со своим папой приехал на дачу. Он помогал папе копать грядки. Потом Витя устал и решил отдохнуть, погулять на полянке рядом с дачей. Вышел Витя на полянку и увидел красивый желтый цветок. Догадались, что за цветок Витя увидел? Конечно же, это был одуванчик. Вите одуванчик очень понравился, и он решил поставить вокруг цветка заборчик. Вите очень хотелось, чтобы это было только его цветок. Так он и сделал.
А давайте вместе со мной дальше рассказывать сказку! У вас на столах лежат волшебные картинки, которые нам помогут. Возьмите карточку с цифрой 2 и 3. Вот у вас выросли одуванчики, такие же как одуванчик Вити. Можно рассказывать сказку дальше.
Каждое утро вставало солнышко. Давайте сделаем, так, чтобы и нашему одуванчику солнышко светило (карточка 11)
Над одуванчиком кружили пчелки (карточку 3 меняем на карточку 6).
Ребята, кто подскажет, а зачем пчелки кружат над одуванчиком?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, они собирают нектар и опыляют цветы.
Прошло несколько дней. Витя опять приехал на дачу и сразу же побежал посмотреть на свой одуванчик. Он очень удивился! (меняем карточку 6 на карточку 7) Что же так удивило Витю? Посмотрите внимательно! Конечно, одуванчик стал белым шариком. И вдруг налетел ветер (берем карточку 12, карточку 7 меняем на карточку 8)
Ой! Что же стало с нашим белым шариком – одуванчиком? Он разлетелся. Витя чуть не заплакал от обиды! Ему стало так жалко свой цветок! Но пришло время уезжать домой. Витя больше не видел свой одуванчик.
Наступила осень, солнышко уже не грело так сильно как летом. Листочки одуванчика пожелтели, пожухли (убрать карточки 2,8 взять 15, 10) А потом пошел снег – настала зима. Снег одел теплой шубкой землю и наш одуванчик тоже.
Но вот снова пришла весна, солнышко стало припекать, пригревать землю, снег растаял (убрать карточки 10, 15, взять 14, 9, 1)
А из тучи вместо снежинок на землю закапал дождь. Он напоил проснувшуюся землю. Из нее появились и потянулись к солнышку травинки, былинки. И у нашего одуванчика появились зеленые листочки. Вот они яркие и красивые.
Но ребята, ведь наш одуванчик засох. Откуда же он появился снова? Что же за волшебник ему помог? А ну-ка посмотрите внимательно – у нас одна карточка не использована осталась. Что на ней нарисовано? (Показать карточку 1) Конечно, это корень. Он всю зиму проспал в земле, укутанный теплой шубой из снега. А весной от корешка стали расти новые зеленые листочки. Значит это корешок, а не волшебник помог появиться на свет одуванчику весной. А кто еще помогал – ну-ка подскажите (солнышко, дождик)
Да, это корень, солнышко и дождик – добрые помощники растений, словно добрые волшебники (карточку 9 заменить на 2, 4)
Но мы с вами отвлеклись. А тем временем, посмотрите, что стало с нашим одуванчиком: у него появились стебелек и маленький бутон. А кто знает, что же прячется в этом бутоне?
(Ответы детей)
Воспитатель: Совершенно верно, в бутоне прячется цветок. Он постепенно растет (заменить карточку 4 на карточку 5) Видите, из бутона появились лепестки цветка. Наш цветок продолжает расти (карточку 5 заменить на карточку 3) и вот перед нами старый знакомый – желтый одуванчик.
И именно в этот день на дачу приехали Витя и его папа. Витя очень переживал, что бросил своего маленького друга – одуванчика в зиму и не укрыл его ничем. «Наверное, мой одуванчик замерз» - подумал Витя, выходя на знакомую полянку. Но тут он увидел такое, что просто потерял дар речи : вся полянка, словно желтым ковром, была покрыта желтыми цветами одуванчика.
«Папа, папа! – закричал Витя, - иди скорее сюда! Посмотри, это какое-то волшебство! Я в прошлом году загородил свой одуванчик заборчиком. И переживал, что мой маленький друг замерзнет, не переживет зиму, ведь я ничем не укрыл его. А теперь, весной – вся поляна в одуванчиках. Мой за забором вырос от корешка в земле. А остальные, откуда взялись?»
Что же ему ответил папа?
«Подожди, сынок, не шуми. Твой одуванчик выжил зимой, потому что землю укрыл снежок. Он был для земли как теплая шубка. И не дал замерзнуть ни твоему одуванчику, ни другим растениям. Давай, сынок, внимательно понаблюдаем за твоим одуванчиком. И тогда ты сам догадаешься, откуда взялись остальные одуванчики. Согласен? Витя согласился. А вы согласны понаблюдать вместе с ним за нашим одуванчиком? Но сначала давайте немного отдохнем
Физминутка
Дети выходят из-за столов. Встают в круг, приседают, имитируя нераскрывшиеся бутоны цветка. Педагог говорит
Раз, два, три, выросли цветы! Дети медленно приподнимаются,
поднимают руки вверх и раскрывают
ладони с растопыренными пальцами,
имитируя цветы.
К солнцу потянулись - Тянутся на носочках, смотрят вверх
Высоко.
Стало им приятно и тепло.
Ветерок пролетал, Воспитатель пробегает мимо детей,
Стебелёчки качал. наклоны в стороны попеременно
Влево качнулись,
Низко пригнулись.
Вправо качнулись
Низко пригнулись.
Ветерок, убегай!
Ты цветочки не сломай!
Пусть они цветут, растут! Руки на пояс, повороты туловища
Детям радость несут. в разные стороны.
А теперь мы продолжим дальше нашу сказку. (дети проходят на свои места)
Каждое утро вставало ласковое солнышко, согревая землю. Иногда шел дождик, поливая землю. Над полянкой кружили пчелы. Найдите у себя карточку с пчелами. Теперь и наши одуванчики накормят пчел нектаром, а пчелки опылят цветок, чтобы появились семена. И вот, наконец, настал день, когда наш одуванчик превратился в белый пушистый шарик. А у вас превратился? Помогите ему. Это значит, что семена уже созрели. А кто знает, зачем нужны семена? (Ответы детей)
Воспитатель: Конечно, семенами сажают новые растения. А теперь посмотрите внимательно: неожиданно налетел ветер (карточка 12, карточку 7 меняем на карточку 8) и что же случилось с нашим одуванчиком? Он разлетелся! А куда же полетели его семена? Ветер разнес их далеко по поляне. И теперь из этих семян вырастут новые одуванчики. А посмотрите внимательно на карточку, что же помогает ветру так легко разносить семена одуванчика? Догадались?
Что находится над семечком? Да, маленький парашютик, пушинка. Вот именно его подхватывает ветер (показать на примере перышка) Вот так и парашютик с семечкой полетит далеко – далеко.
Витя тоже догадался, откуда появились на поляне одуванчики. А вы догадались?
А теперь узнаем, кто самый внимательный. Кто мне подскажет, что за помощники были у одуванчика? Кто помогал ему расти и зимовать?
(Ответы детей – солнце, дождь, снег, ветер, пчелы, земля)
А теперь я вам предлагаю нарисовать такой одуванчик, который вам больше всего понравился.
Дети рисуют. Когда рисунки закончены, собирается полянка из них.
Воспитатель: Смотрите, какая красивая полянка у нас получилась.
Одуванчик молодой
Был как солнце золотой,
Не боялся никого,
Даже ветра самого!
Одуванчик золотой
Постарел и стал седой.
И как только поседел,
Вместе с ветром улетел.
.