Любовь Чигатова
Конспект занятия по познавательной деятельности «Бачигоапу-здравствуй-человек «Земли!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «БАЧИГОАПУ -ЗДРАВСТВУЙ- ЧЕЛОВЕК «ЗЕМЛИ!»
Цель: Ознакомление детей с коренными жителями Дальнего Востока нанайцами.
Задачи:
Познакомить детей с жизнью и бытом коренных народов Дальнего Востока. Рассказать о промыслах и традициях нанайцев. Формировать чувства уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Дальнего Востока. Воспитывать чувства дружбы и взаимоотношения между представителями разных народностей. Воспитывать бережное отношение к народным традициям и любви к родному краю-малой Родине.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Природа, планета Земля, экология
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2024
Оборудование и материалы: карта Приморского края, атлас «Люби и знай свой край», куклы коренных народов края, фотографии представителей коренных народов края, изображения орнаментов, нанайская сказка «Айога», карточки со словами для игры «Поле чудес».
Организационный момент : Дети подходят к карте Дальнего Востока.
-Как называется наш край, в котором мы живем?
-Почему наш край носит название Дальний Восток.
-Что на карте означает зеленый цвет? (тайга)
-Кого можно встретить в тайге?
- Кто был в тайге?
Воспитатель: А вы знаете, что раньше в тайге жил маленький, но очень добрый народ. познакомимся с его жителями. Они и сейчас там проживает, около берегов реки Амур, в Хабаровском крае. Это народ -нанайцы (показ куклы). Они немного отличаются от нас, но это очень добрый и трудолюбивый народ. На- это земля най- человек. А вместе получается нанаец- человек земли.
Хотите узнать, как живут эти люди,чем занимаются и даже выучить некоторые слова на их языке. Первых два слова вы уже выучили. На най
В тайге живут еще живут другие народы такие как: нивхи, ульчи, удэге и другие жители Дальнего Востока, проживающие по берегам широкого и могучего Амура. Но сегодня я вам расскажу о нанайцах.
Живут в России разные народы с давних пор.
Одним тайга по нраву, другим – степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один рубаху носит, другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,другой – оленевод,
Один уху готовит, другой готовит мед.
Одним милее осень,другим милей весна.
А Родина Россия,у нас у всех одна.
Рассказ воспитателя:
Нанайцы - коренной малочисленный народ Дальнего Востока Общая численность – более 12 тыс. человек, но говорят и пишут в основном, по – русски. Очень жаль, что лишь маленький процент людей говорит на родном языке, ведь без прошлого, нет будущего!
Нанайцы, как и многие другие народности очень любят предания, сказки, загадки и различные мифы. Но все свои сказки народ выдумывал на ходу, что видели о том и говорили. (показ книг)
Нанайцы - хорошие охотники и рыбаки. Охотились нанайцы только с целью получить пищу и шкуры для одежды. Зря животных никогда не убивали, никогда не трогали маму с детенышами. (показ иллюстраций)
Рыба для нанайцев, что для русских хлеб. Нет рыбы, нет жизни. Рыбу добывали круглогодично, при помощи различных сетей, неводов, удочек, острог.
Игра «Охотники и звери» - имитация охоты на зверей с помощью веревки и ловушки. Нанайская игра.
(Дети играют в игру под национальную музыку «Чирмальда»).
Мужчины охотились, а женщины оберегали дом, и огонь в жилище, потому что у них не было батарей и печки, а был только костер.
Игра : «Собери поленья для костра»
В середине жилища выкапывали яму, а в низ клали дрова и они постоянно горели - отапливали дом и варили на нем. (показ жилища)
Дети подходят к макету нанайской деревни.
Жилища они делали из дерева, шкур, кожи и тканей. Посмотрите, вот их дом, а назывался он - Аомга- шалаш, хоморан - это летнее жилье, де- постоянное жилье.
Женщины нанайки шили одежду. Показ куклы. А шили ее из ткани, меха и рыбьей кожи.
-А это рыбья кожа. Это кожа кеты. Из нее нанайцы шьют одежду, обувь и головные уборы. А украшали одежду -орнаментами из ярких цветов. И каждый цвет - это цвет природы
- Давайте я вам буду показывать цветные карточки, а вы мне расскажете, что изображали цвета узора в нанайском орнаменте?
Желтый цвет — солнце (правильный ответ, лимон, пшеница;)
красный цвет — огонь (правильный ответ, закат, ягоды;)
синий цвет — река Амур (правильный ответ, небо, ягода жимолость, ягода голубика;)
зеленый цвет- вся природа (правильный ответ, один лист, одно дерево, одни сопки.)
Показ одежды с орнаментом
На что или на кого похожи узоры из нанайского орнамента? (Дети рассматривают рисунки узоров. (волны, природа, рыбы, птицы. животные)
Положите орнамент на соответствующую картинку. (картинку с изображением солнца, рыбки, лебедь, лягушки, черепаха, движение волн, плеск рыбы, дуновение ветра, полет птиц и бег зверя.)
Ребята, найдите предметы, на которых можно встретить орнамент.
Посмотрите орнаменты и найдите похожие на что-то или кого-то.
Воспитатель:
-Ребята, что мы сегодня нового, интересного узнали? Что вы сегодня делали? Что изображают в узорах и орнаментах нанайцы? Что вам понравилось?
Ребята, давайте сделаем необычный цветок, я приготовила стебель и сердцевину, а вы выбираете лепестки:
желтый – если вам было очень интересно, голубой – если вам понравилось, красный – если вы узнали много нового, фиолетовый – кому было скучно. (Дети отвечают и приклеивают лепестки цветка на доску). Ребята, посмотрите, какой у нас получился красивый цветок