Лучший педагог года

Конспект занятия по познавательной деятельности «Бачигоапу-здравствуй-человек «Земли!»

Любовь Чигатова
Конспект занятия по познавательной деятельности «Бачигоапу-здравствуй-человек «Земли!»

Тема: «БАЧИГОАПУ -ЗДРАВСТВУЙ- ЧЕЛОВЕК «ЗЕМЛИ!»

Цель: Ознакомление детей с коренными жителями Дальнего Востока нанайцами.

Задачи:

 Познакомить детей с жизнью и бытом коренных народов Дальнего Востока. Рассказать о промыслах и традициях нанайцев. Формировать чувства уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории  Дальнего Востока. Воспитывать чувства дружбы и взаимоотношения между представителями разных народностей. Воспитывать бережное отношение к народным традициям и любви к родному краю-малой Родине.

Оборудование и материалы: карта Приморского края, атлас «Люби и знай свой край», куклы коренных народов края, фотографии представителей коренных народов края, изображения орнаментов, нанайская сказка «Айога», карточки со словами для игры «Поле чудес».

Организационный момент : Дети подходят к карте Дальнего Востока.

-Как называется наш край, в котором мы живем?

-Почему наш край носит название Дальний Восток.

-Что на карте означает зеленый цвет? (тайга)

-Кого можно встретить в тайге?

- Кто был в тайге?

Воспитатель: А вы знаете, что раньше в тайге жил маленький, но очень добрый народ. познакомимся с его жителями. Они и сейчас там проживает, около берегов реки Амур, в Хабаровском крае. Это народ -нанайцы (показ куклы). Они немного отличаются от нас, но это очень добрый и трудолюбивый народ. На- это земля най- человек. А вместе получается нанаец- человек земли.

Хотите узнать, как живут эти люди,чем занимаются и даже выучить некоторые слова на их языке. Первых два слова вы уже выучили. На най

В тайге живут еще живут другие народы такие как: нивхи, ульчи, удэге и другие  жители Дальнего Востока, проживающие по берегам широкого и могучего Амура. Но сегодня я вам расскажу о нанайцах.

Живут в России разные народы с давних пор.

Одним тайга по нраву, другим – степной простор.

У каждого народа язык свой и наряд.

Один рубаху носит, другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,другой – оленевод,

Один уху готовит, другой готовит мед.

Одним милее осень,другим милей весна.

А Родина Россия,у нас у всех одна.

Рассказ воспитателя:

Нанайцы - коренной малочисленный народ Дальнего Востока  Общая численность – более 12 тыс. человек, но говорят и пишут в основном, по – русски. Очень жаль, что лишь маленький процент людей говорит на родном языке, ведь без прошлого, нет будущего!

 Нанайцы, как и многие другие народности очень любят предания, сказки, загадки и различные мифы. Но все свои сказки народ выдумывал на ходу, что видели о том и говорили. (показ книг)

Нанайцы - хорошие охотники и рыбаки. Охотились нанайцы только с целью получить пищу и шкуры для одежды. Зря животных никогда не убивали, никогда не трогали маму с детенышами. (показ иллюстраций)

Рыба для нанайцев, что для русских хлеб. Нет рыбы, нет жизни. Рыбу добывали круглогодично, при помощи различных сетей, неводов, удочек, острог.

Игра «Охотники и звери» - имитация охоты на зверей с помощью веревки и ловушки. Нанайская игра.

(Дети играют в игру под национальную музыку «Чирмальда»).

Мужчины охотились, а женщины оберегали дом, и огонь в жилище, потому что у них не было батарей и печки, а был только костер.

Игра : «Собери поленья для костра»

В середине жилища выкапывали яму, а в низ клали дрова и они постоянно горели - отапливали дом и варили на нем. (показ жилища)

Дети подходят к макету нанайской деревни.

Жилища они делали из дерева, шкур, кожи и тканей. Посмотрите, вот их дом, а назывался он - Аомга- шалаш, хоморан - это летнее жилье, де- постоянное жилье.

Женщины нанайки шили одежду. Показ куклы. А шили ее из ткани, меха и рыбьей кожи.

-А это рыбья кожа. Это кожа кеты. Из нее нанайцы  шьют одежду, обувь и головные уборы. А украшали одежду -орнаментами из ярких цветов. И каждый цвет - это цвет природы

- Давайте я вам буду показывать цветные карточки, а вы мне расскажете, что изображали цвета узора в нанайском орнаменте?

Желтый цвет — солнце (правильный ответ, лимон, пшеница;)

красный цвет — огонь (правильный ответ, закат, ягоды;)

синий цвет — река Амур (правильный ответ, небо, ягода жимолость, ягода голубика;)

зеленый цвет- вся природа (правильный ответ, один лист, одно дерево, одни сопки.)

Показ одежды с орнаментом

На что или на кого похожи узоры из нанайского орнамента? (Дети рассматривают рисунки узоров.   (волны, природа, рыбы, птицы. животные)

 Положите орнамент на соответствующую картинку. (картинку с изображением солнца, рыбки, лебедь, лягушки, черепаха, движение волн, плеск рыбы, дуновение ветра, полет птиц и бег зверя.)

Ребята, найдите предметы, на которых можно встретить орнамент.

Посмотрите орнаменты и найдите похожие на что-то или кого-то.

Воспитатель:

-Ребята, что мы сегодня нового, интересного узнали? Что вы сегодня делали? Что изображают в узорах и орнаментах нанайцы? Что вам понравилось?

Ребята, давайте сделаем необычный цветок, я приготовила стебель и сердцевину, а вы выбираете лепестки:

желтый – если вам было очень интересно, голубой – если вам понравилось, красный – если вы узнали много нового, фиолетовый – кому было скучно.  (Дети отвечают и приклеивают лепестки цветка на доску). Ребята, посмотрите, какой у нас получился красивый цветок

Публикации по теме:

Конспект занятия по познавательной деятельности «Чудеса на водоеме» Конспект занятия по познавательной деятельности. (Старшая группа) Тема: «Чудеса на водоёме». Цель: дать представление о весенних чудесах.

«Петрушка в гостях у ребят». Конспект занятия по познавательной деятельности с использованием ИКТ«Петрушка в гостях у ребят». Конспект занятия по познавательной деятельности с использованием ИКТ ЗАДАЧИ: Образовательные: 1. Закрепить понятие геометрические фигуры, умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник,.

Конспект занятия по познавательной деятельности «Весна в лесу» Конспект занятия по познавательной деятельности «Весна в лесу». (Старший дошкольный возраст). Цель: Дать представление о чудесах в весеннем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательной деятельности «Бачигоапу-здравствуй-человек «Земли!»
Опубликовано: 10 сентября 2024 в 12:37
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познавательной деятельности «Бачигоапу-здравствуй-человек «Земли!»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Чигатова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 сентября. День семейного общения. Передвижка «Общение с ребенком»

День семейного общения отмечается 12 сентября. Этот праздник посвящен налаживанию тесного контакта внутри семейного круга, ведь без общения нельзя построить крепкую, благополучную и счастливую семью.

11 сентября. День осенних прогулок. Передвижка «Осенняя прогулка»

 Осенние увлекательные прогулки можно проводить и в погожие, и в ненастные дни — отличное время, чтобы понаблюдать за изменениями природы.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД