Наталья Сидорова
Занятие по поликультурному развитию детей старшего дошкольного возраста «Встреча в русской избе»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
«Познание» :
- формировать у детей потребность получать новые знания о национальном костюме, о народных промыслах Орловского края;
- познакомить детей с традиционной русской обувью – лаптями;
- познакомить детей с тем, что русский национальный костюм – это труд, творчество, мастерство русских женщин.
«Социализация» :
Публикация «Занятие по поликультурному развитию детей старшего дошкольного возраста „Встреча в русской избе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- продолжать развивать интерес детей к истории и культуре Орловского края, к народному быту на Руси;
- воспитывать уважительное отношение к творениям рук человеческих, желание создавать красивые вещи.
«Труд» :
- закреплять умения детей лепить из солёного теста;
- развивать мелкую моторику рук.
«Музыка» :
- использование народной музыки и элементов народного праздника в развитии поэтического слуха и поэтической речи.
«Физическая культура» :
- развивать физические качества и укреплять здоровье детей посредством народных игр.
Оборудование: интерьер русской горницы, русские народные костюмы, солёное тесто, стеки, салфетки, мука, скалки.
Ведущий: - Здравствуйте, детушки милые, гостюшки наши дорогие! Милости прошу! Проходите в горницу.
Дети стоят, осматривают горницу, потом присаживаются.
Ведущий: - Ну что ж, сядем рядком да поговорим ладком. О том, как жили люди русские, какой порядок был на Руси, на нашей Орловщине, как сейчас живём, какие правила соблюдаем.
Ведущий: - Вот я вас увидела и сказала: «Здравствуйте!». А что это за слово такое? Почему мы каждый день при встрече говорим его друг другу? Что же мы желаем, произнося это слово?
Ответы детей : Мы желаем друг другу здоровья
Ведущий: - Правильно, это слово наполнено заботой о родных и знакомых людях. Поэтому говорить его надо как?
Дети: - не торопясь, ласковым голосом и смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.
Ведущий: - Давайте поздороваемся с нашими гостями и пожелаем им здоровья.
Дети здороваются индивидуально и хором.
Ведущий: - А в горницу я вас пригласили словами: «Милости прошу!» Как вы понимаете эти слова?
Рассуждения детей.
Дети: быть добрыми, милыми, ласковыми, вежливыми.
Вывод: т. е. быть милостливыми по отношению к хозяйке и друг другу. Пусть в этой избе всем будет хорошо.
Ведущий: - Вот они какие умные и важные наши русские приветствия!
Ведущий: - У нас изба просторная. Все разместились!
Ведущий: - Такая изба была у моего прадедушки. А помогали ему строить соседи. Такое, было, правило на Руси, и на нашей Орловской земле. Традиция помогать друг другу называлась помочь.
Ведущий: - Давайте все вместе произнесём это слово «помочь».
Дети проговаривают слово.
Ведущий: и пословицы народ на Руси сложил, давайте вспомним?
Ответы детей : «Ум хорошо, а два лучше», «Другому, сколько можно помогай», «Одному хорошо, а вместе лучше».
Ведущий : - Вам здесь хорошо, (ответы детей) поэтому вы снова пришли к нам в гости. Как вы себя чувствуете в нашей избе?
Дети: Здесь тепло, уютно, приятно.
Ведущий: - Дети, вам, нравится мой костюм?
Дети: - Красивый, нарядный.
Ведущий: мне его подарила моя прабабушка, которая жила в Орловском крае.
Ведущий: - На мне рубаха белая, длинная. А вот рубаха ещё длиннее.
Показывает на другой костюм.
Ведущий: - Повторите дети.
Дети: - Одна рубаха длинная, а другая ещё длиннее или одна длинная, а другая покороче.
Ведущий: - Вот в таких подпоясанных рубахах и ходили девочки. Самое интересное, что и мальчики в старину бегали по деревне в таких же рубахах, и обязательно с поясом.
Посмотрите, и на рукавах, и на горловине, и на подоле – везде вышивка. Лиза, где ты видишь вышивку?
Ответы детей : - На рукавах, на горловине, на подоле.
Ведущий: - Как вы думаете, для чего?
Ответы детей : - для красоты, для украшения
Ведущий: - И не только для красоты, а для защиты от болезней, бед, несчастий.
Ведущий 1: - Посмотрите, какой формы рукав?
Обводит рукой, подчёркивает форму круга.
Ответы детей : - Напоминает форму круга.
Ведущий: - А горловина? А подол?
Ответы детей : - Всё представляет собой круг.
Ведущий: - В старину на Руси люди считали, что круг оберегает человека от бед, поэтому все вышивки, пояса как бы «идут» по кругу. Как идут?
Дети: - По кругу.
Ведущий: - Почему же именно круг? Да потому, что круг на солнце похож. А солнце, дети, - это великая сила, это жизнь.
Ведущий: - Давайте представим себе. Что будет, если солнышка не станет?
Дети: - Погибнут растения. Не будет корма для птиц и животных. Не будет еды для человека. Не из чего будет строить дом. Человек погибнет.
Ведущий: - Вот какая сила солнце. Поэтому в старину люди ему поклонялись. Круг считали оберегом, значит – оно что делает?
Дети: - Оберегает, защищает.
Ведущий: - Дети, давайте позовём солнышко. Пусть оно нас согревает и оберегает.
Закличка (пальчиковая гимнастика)
Солнышко, обогрей,
Малых деток пожалей,
Выйдут детки погулять,
Будут бегать и играть.
В лес пойдут грибы искать,
В саду яблоню трясти,
А ты, солнышко, святи!
Ведущий: - Когда девочка подрастала, ей мама или бабушка шили юбку. Толька юбка в те времена называлась панева. Дети, давайте вместе скажем – панева.
Отвечают индивидуально и хором.
Ведущий 1: - Носили женщины и передники, или его ещё называют фартуком, а в старину – занавеской. Давайте повторим.
Дети говорят – «занавеска».
Ведущий 1: - На нём много интересной вышивки. Эта вышивка не простая – она специальным рисунком рассказывает, всё о женщине: из какой она деревни, сколько ей лет, сколько у неё детей. Например, если в рисунке есть кони – значит, у неё сыночки, если птички – значит, дочки. И мы знаем с вами, как называется эта вышивка.
Ведущий обращает внимание детей на Орловский спис.
Ведущий: на голову девочкам надевали разные головные уборы или ёё подвязывали ленточкой. А когда девочки подрастали, им разрешалось надеть кокошник. Повторите – «кокошник».
Дети говорят – «кокошник».
Ведущий: - А мальчикам, когда они подрастали, шили порты. Так раньше назывались штаны. Давайте вместе скажем – порты.
Дети говорят индивидуально и хором.
Ведущий: - Рубаха, порты и пояс – вот старинный мужской костюм.
Ведущий: - А как вы думаете, что обували?
Ответы детей : лапти.
Ведущий: - В таком красивом наряде наши прабабушки и прадедушки ездили в праздничные дни на ярмарку. Вы знаете, что это такое?
Ответы детей
Ведущий: Да, это праздничные рынки, базары, которые устраивали на Руси и на Орловской земле. Здесь можно было не только все купить, но и продать что надо. На ярмарке можно было повеселиться и театр Петрушки посмотреть, и на каруселях покататься, и бродячих музыкантов послушать.
Ведущий: - Гости в доме – это праздник. Так давайте поиграем.
- Собирайся детвора
Нас ждёт весёлая игра.
Игра.
Здесь собрал нас в кружок
Старинный, русский лапоток.
С лаптем по кругу пойду
Место для него найду
Кто круг сумеет обежать
И первым лапоть в руки взять.
Меня (Софью) выручил Максим,
Смог он первым добежать.
Вместе: Родилась у нас забава
Дружно с лапатком играть.
Ведущий: - Об одежде на Руси сегодня мы узнали.
Дети: - И в кругу, шутя, смеясь, в лапоток играли.
А теперь в мастерской готовы потрудиться.
Вы увидите Орловский спис и сможете удивиться.
Сделаем птиц яркими, глаз не оторвать,
Узором Орловского списа будем каждую украшать.
Ведущий 1: - Дети, поиграли, порезвились, пора и поработать. Давайте вспомним, как Орловские мастерицы и мастера придумывали узор.
Дети: - Орловские мастерицы списывали узоры с окон.
Ведущий 1: - Правильно, поэтому узор и называется – Орловский спис. Какие элементы узоров Орловского списа вы знаете?
Дети: - Дробнушка, толстая и тонкая линии, сосна, сосна с дробнушкой, ломаная линия, волнистая линия, цветы, древо.
Ведущий 1: - Назовите основные цвета Орловского списа.
Дети: - Красный, синий, жёлтый, зелёный.
Ведущий 1: - Молодцы, ребятки. А с чего же мы начнём нашу работу?
Дети: - Сначала разомнём тесто в руках, затем раскатаем тесто скалкой, вырежем поделку и украсим. А когда высохнет, разрисуем узором Орловского списа
Работа детей.
Воспитатель помогает, спрашивает: «Каким узором ты украсил поделку?»
Ответы детей.
Ведущий 2: - Что ж мы про блины то забыли. Пора бы мастерам и подкрепиться.
Угощенье русское,
Горячие блины.
Со всех сторон румяные
Как солнышко они!
Дети уходят на чаепитие.