Получи документы

Занятие по поликультурному развитию детей старшего дошкольного возраста «Встреча в русской избе»

Наталья Сидорова
Занятие по поликультурному развитию детей старшего дошкольного возраста «Встреча в русской избе»
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи:

«Познание» :

- формировать у детей потребность получать новые знания о национальном костюме, о народных промыслах Орловского края;

- познакомить детей с традиционной русской обувью – лаптями;

- познакомить детей с тем, что русский национальный костюм – это труд, творчество, мастерство русских женщин.

«Социализация» :

Публикация «Занятие по поликультурному развитию детей старшего дошкольного возраста „Встреча в русской избе“» размещена в разделах

- продолжать развивать интерес детей к истории и культуре Орловского края, к народному быту на Руси;

- воспитывать уважительное отношение к творениям рук человеческих, желание создавать красивые вещи.

«Труд» :

- закреплять умения детей лепить из солёного теста;

- развивать мелкую моторику рук.

«Музыка» :

- использование народной музыки и элементов народного праздника в развитии поэтического слуха и поэтической речи.

«Физическая культура» :

- развивать физические качества и укреплять здоровье детей посредством народных игр.

Оборудование: интерьер русской горницы, русские народные костюмы, солёное тесто, стеки, салфетки, мука, скалки.

Ведущий: - Здравствуйте, детушки милые, гостюшки наши дорогие! Милости прошу! Проходите в горницу.

Дети стоят, осматривают горницу, потом присаживаются.

Ведущий: - Ну что ж, сядем рядком да поговорим ладком. О том, как жили люди русские, какой порядок был на Руси, на нашей Орловщине, как сейчас живём, какие правила соблюдаем.

Ведущий: - Вот я вас увидела и сказала: «Здравствуйте!». А что это за слово такое? Почему мы каждый день при встрече говорим его друг другу? Что же мы желаем, произнося это слово?

Ответы детей : Мы желаем друг другу здоровья

Ведущий: - Правильно, это слово наполнено заботой о родных и знакомых людях. Поэтому говорить его надо как?

Дети: - не торопясь, ласковым голосом и смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.

Ведущий: - Давайте поздороваемся с нашими гостями и пожелаем им здоровья.

Дети здороваются индивидуально и хором.

Ведущий: - А в горницу я вас пригласили словами: «Милости прошу!» Как вы понимаете эти слова?

Рассуждения детей.

Дети: быть добрыми, милыми, ласковыми, вежливыми.

Вывод: т. е. быть милостливыми по отношению к хозяйке и друг другу. Пусть в этой избе всем будет хорошо.

Ведущий: - Вот они какие умные и важные наши русские приветствия!

Ведущий: - У нас изба просторная. Все разместились!

Ведущий: - Такая изба была у моего прадедушки. А помогали ему строить соседи. Такое, было, правило на Руси, и на нашей Орловской земле. Традиция помогать друг другу называлась помочь.

Ведущий: - Давайте все вместе произнесём это слово «помочь».

Дети проговаривают слово.

Ведущий: и пословицы народ на Руси сложил, давайте вспомним?

Ответы детей : «Ум хорошо, а два лучше», «Другому, сколько можно помогай», «Одному хорошо, а вместе лучше».

Ведущий : - Вам здесь хорошо, (ответы детей) поэтому вы снова пришли к нам в гости. Как вы себя чувствуете в нашей избе?

Дети: Здесь тепло, уютно, приятно.

Ведущий: - Дети, вам, нравится мой костюм?

Дети: - Красивый, нарядный.

Ведущий: мне его подарила моя прабабушка, которая жила в Орловском крае.

Ведущий: - На мне рубаха белая, длинная. А вот рубаха ещё длиннее.

Показывает на другой костюм.

Ведущий: - Повторите дети.

Дети: - Одна рубаха длинная, а другая ещё длиннее или одна длинная, а другая покороче.

Ведущий: - Вот в таких подпоясанных рубахах и ходили девочки. Самое интересное, что и мальчики в старину бегали по деревне в таких же рубахах, и обязательно с поясом.

Посмотрите, и на рукавах, и на горловине, и на подоле – везде вышивка. Лиза, где ты видишь вышивку?

Ответы детей : - На рукавах, на горловине, на подоле.

Ведущий: - Как вы думаете, для чего?

Ответы детей : - для красоты, для украшения

Ведущий: - И не только для красоты, а для защиты от болезней, бед, несчастий.

Ведущий 1: - Посмотрите, какой формы рукав?

Обводит рукой, подчёркивает форму круга.

Ответы детей : - Напоминает форму круга.

Ведущий: - А горловина? А подол?

Ответы детей : - Всё представляет собой круг.

Ведущий: - В старину на Руси люди считали, что круг оберегает человека от бед, поэтому все вышивки, пояса как бы «идут» по кругу. Как идут?

Дети: - По кругу.

Ведущий: - Почему же именно круг? Да потому, что круг на солнце похож. А солнце, дети, - это великая сила, это жизнь.

Ведущий: - Давайте представим себе. Что будет, если солнышка не станет?

Дети: - Погибнут растения. Не будет корма для птиц и животных. Не будет еды для человека. Не из чего будет строить дом. Человек погибнет.

Ведущий: - Вот какая сила солнце. Поэтому в старину люди ему поклонялись. Круг считали оберегом, значит – оно что делает?

Дети: - Оберегает, защищает.

Ведущий: - Дети, давайте позовём солнышко. Пусть оно нас согревает и оберегает.

Закличка (пальчиковая гимнастика)

Солнышко, обогрей,

Малых деток пожалей,

Выйдут детки погулять,

Будут бегать и играть.

В лес пойдут грибы искать,

В саду яблоню трясти,

А ты, солнышко, святи!

Ведущий: - Когда девочка подрастала, ей мама или бабушка шили юбку. Толька юбка в те времена называлась панева. Дети, давайте вместе скажем – панева.

Отвечают индивидуально и хором.

Ведущий 1: - Носили женщины и передники, или его ещё называют фартуком, а в старину – занавеской. Давайте повторим.

Дети говорят – «занавеска».

Ведущий 1: - На нём много интересной вышивки. Эта вышивка не простая – она специальным рисунком рассказывает, всё о женщине: из какой она деревни, сколько ей лет, сколько у неё детей. Например, если в рисунке есть кони – значит, у неё сыночки, если птички – значит, дочки. И мы знаем с вами, как называется эта вышивка.

Ведущий обращает внимание детей на Орловский спис.

Ведущий: на голову девочкам надевали разные головные уборы или ёё подвязывали ленточкой. А когда девочки подрастали, им разрешалось надеть кокошник. Повторите – «кокошник».

Дети говорят – «кокошник».

Ведущий: - А мальчикам, когда они подрастали, шили порты. Так раньше назывались штаны. Давайте вместе скажем – порты.

Дети говорят индивидуально и хором.

Ведущий: - Рубаха, порты и пояс – вот старинный мужской костюм.

Ведущий: - А как вы думаете, что обували?

Ответы детей : лапти.

Ведущий: - В таком красивом наряде наши прабабушки и прадедушки ездили в праздничные дни на ярмарку. Вы знаете, что это такое?

Ответы детей

Ведущий: Да, это праздничные рынки, базары, которые устраивали на Руси и на Орловской земле. Здесь можно было не только все купить, но и продать что надо. На ярмарке можно было повеселиться и театр Петрушки посмотреть, и на каруселях покататься, и бродячих музыкантов послушать.

Ведущий: - Гости в доме – это праздник. Так давайте поиграем.

- Собирайся детвора

Нас ждёт весёлая игра.

Игра.

Здесь собрал нас в кружок

Старинный, русский лапоток.

С лаптем по кругу пойду

Место для него найду

Кто круг сумеет обежать

И первым лапоть в руки взять.

Меня (Софью) выручил Максим,

Смог он первым добежать.

Вместе: Родилась у нас забава

Дружно с лапатком играть.

Ведущий: - Об одежде на Руси сегодня мы узнали.

Дети: - И в кругу, шутя, смеясь, в лапоток играли.

А теперь в мастерской готовы потрудиться.

Вы увидите Орловский спис и сможете удивиться.

Сделаем птиц яркими, глаз не оторвать,

Узором Орловского списа будем каждую украшать.

Ведущий 1: - Дети, поиграли, порезвились, пора и поработать. Давайте вспомним, как Орловские мастерицы и мастера придумывали узор.

Дети: - Орловские мастерицы списывали узоры с окон.

Ведущий 1: - Правильно, поэтому узор и называется – Орловский спис. Какие элементы узоров Орловского списа вы знаете?

Дети: - Дробнушка, толстая и тонкая линии, сосна, сосна с дробнушкой, ломаная линия, волнистая линия, цветы, древо.

Ведущий 1: - Назовите основные цвета Орловского списа.

Дети: - Красный, синий, жёлтый, зелёный.

Ведущий 1: - Молодцы, ребятки. А с чего же мы начнём нашу работу?

Дети: - Сначала разомнём тесто в руках, затем раскатаем тесто скалкой, вырежем поделку и украсим. А когда высохнет, разрисуем узором Орловского списа

Работа детей.

Воспитатель помогает, спрашивает: «Каким узором ты украсил поделку?»

Ответы детей.

Ведущий 2: - Что ж мы про блины то забыли. Пора бы мастерам и подкрепиться.

Угощенье русское,

Горячие блины.

Со всех сторон румяные

Как солнышко они!

Дети уходят на чаепитие.

Публикации по теме:

Занятие по познавательному развитию «Природа и рукотворный мир» для старшего дошкольного возрастаЗанятие по познавательному развитию «Природа и рукотворный мир» для старшего дошкольного возраста Цель: выявить и расширить представление детей о природе и рукотворном мире Задачи: 1. Образовательные: формировать первичные представления.

«Встреча весны». Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста«Встреча весны». Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста Под веселую музыку дети входят в зал и садятся на стульчики. Ведущий- Дружно мы весну встречаем И с поклоном приглашаем Всех, кто любит.

Инсценизация русской народной сказки «Теремок» для детей старшего дошкольного возраста Инсценизация русской народной сказки Теремок для детей старшего возрастаю ЦЕЛЬ: Приобщение детей к произведениям русского народного творчества.

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста «День рождения каравая» по физическому развитиюИнтегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста «День рождения каравая» по физическому развитию Интегрированное занятие в старшей группе «День рождения каравая».Цель: закрепление представлений детей о выращивании хлеба; формирование.

Интегрированное занятие по познавательному развитию «Эмоциональное состояние людей» для детей старшего дошкольного возрастаИнтегрированное занятие по познавательному развитию «Эмоциональное состояние людей» для детей старшего дошкольного возраста Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Виды детской.

Конспект НОД «Встреча на полянке обиды» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Тема: «Встреча на полянке обиды»Цель: создание социальной ситуации развития в процессе совместной деятельности: «Встреча на полянке обиды».

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской культуре «Посиделки в русской избе»Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской культуре «Посиделки в русской избе» Современное общество стремится понять и познать историю и культуру своего народа. Ибо сохранение и возрождение культурного наследия играет.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре» Познавательно-исследовательский проект «Приобщение детей к русской народной культуре». Автор проекта: Голоева Р. Т. Продолжительность проекта:.

Занятие по развитию речи «К нам весна шагает» для детей старшего дошкольного возрастаЗанятие по развитию речи «К нам весна шагает» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Обобщить представления о весне и весенних явлениях в живой и неживой природе. Задачи: Образовательные: - Углубить представления.

Занятие по развитию речи «Лесная прогулка» для детей старшего дошкольного возраста ко Дню леса на МAAMЗанятие по развитию речи «Лесная прогулка» для детей старшего дошкольного возраста ко Дню леса на МAAM Цель: Активизировать и расширять словарный запас по теме. Задачи: 1. Учить различать на слух слова с определенным звуком. Упражнять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по поликультурному развитию детей старшего дошкольного возраста «Встреча в русской избе»
Опубликовано: 5 февраля 2022 в 19:10
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по поликультурному развитию детей старшего дошкольного возраста «Встреча в русской избе»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Сидорова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД