Любовь Шетова
Занятие по ознакомлению с окружающим
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Одежда и обувь».
Задачи: через деятельность ребенка (предметную, игровую, речевую) раскрыть мотивы, потребности, цели, способности человека, формировать представление о том, что человек — творец хозяин рукотворного мира, расширение и уточнение представлений детей о человеке в истории и культуре, знакомство с историей возникновения одежды и обуви. Развивать мышление, память, творческое воображение. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к объектам рукотворного мира.
Публикация «Занятие по ознакомлению с окружающим» размещена в разделах
Оборудование: Предметные картинки с изображением птицы ткачика и её гнезда, мышки-малютки и её гнезда, веретена, прялки, современного пря-дильного станка, старинного и современного ткацкого станка, картинка с изображениями древних грека и гречанки в традиционной одежде — в хитоне и гиматии, образцы нитей и тканей, разнообразная обувь, сундук.
Ход
1. Организационный момент. Дети, у меня на столе лежат разные картинки, внимательно посмотрите на них и скажите, как бы вы их разделили на две группы. Почему вы так думаете? Правильно, вы разделили так потому, что это предметы живой природы, а это сделано руками человека, значит это предметы какого мира? Рукотворного.
А скажите, зачем они нужны? Правильно, они помогают нам жить, улучшают нашу жизнь, окружают нас повсюду, как добрые волшебники помогают нам везде, где только можно. Были времена, когда этих предметов совсем не было.
Как можно назвать человека, который придумывает что-то новое, дарит это людям? Да, это изобретатель.
Как вы думаете, любой человек может быть изобретателем? Каким человеком должен быть изобретатель? (Любознательным, наблюдательным, умным, добрым – а если наоборот) У таких людей золотые руки, золотые головы вы знаете про них пословицы, поговорки?
Каков мастер такая и работа.
Дерево дорого плодами, а человек – делами.
Умелые руки не знают скуки.
Дело мастера боится.
Как вы думаете, кто главный учитель человека, откуда он берёт свои самые интересные идеи? У природы.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на машине времени в те далекие времена, когда люди еще не знали, что такое одежда.
2. Беседа о происхождении одежды
— Закройте глаза и сосчитайте от 10 до1.
(Воспитатель выставляет картинку — птица ткачик у гнезда.)
Открывайте глаза. Представьте себе, что мы с вами оказались в древнем тропическом лесу. Идем мы по лесу, любуемся диковинными растениями и вдруг видим искусно сплетенное гнездышко птички. Посмотрите внимательно на картинку, где изображены птичка и ее гнездо. Вы узнали птичку? Что вы можете вспомнить и рассказать о ней?
(Это ткачик, африканский родственник нашего воробья. Он сплетает свое гнездо из тонких травинок).
Правильно, это действительно ткачик. Он сплетает — ткет свое гнездышко из травинок. Обратите внимание, как похожи слова ткать и ткачик. Птичка завязывает узлами травинки на тонких веточках, сплетает в кольцо их концы, а потом приплетает к кольцу все новые травинки.
Полюбовались мы гнездом ткачика и пошли дальше. Ой, кто это копошится в траве у своего гнезда? Посмотрите на картинку. Вы узнали животное?
— Это мышка-малютка.
— Верно. А вы помните, как она строит гнездо?
— Она разделяет острыми зубками листья и стебли на узкие полоски и из них сплетает гнездо.
— Мы с вами увидели два искусно сплетенных гнезда. Древние люди тоже видели такие гнезда и стали использовать опыт зверей и птиц в изготовлении различных предметов, Так они и научились плести циновки, корзины. Потом приемы плетения стали использоваться при изготовлении одежды. Какие детали одежды и сейчас изготавливают способом плетения?
— Воротники, манжеты.
— Конечно. В основе вязания тоже лежит способ плетения. Какую вязаную одежду все вы носите?
— Шапки, шарфы, кофты, рейтузы, платья, рукавички, носки.
— Молодцы! Как много названий вязаной одежды вы вспомнили. Ну а теперь давайте опять закроем глаза и перелетим в то время, когда люди научились делать для изготовления тканей нити — прясть. Закрывайте глаза и считайте от 10 до 1. (Выставляются иллюстрации — изображения прялки, веретена, ткацко-го станка.) Вот мы и на месте. Откройте глаза и ответьте на вопрос: а зачем нуж-но прясть нити?
— Люди стали прясть нити, чтобы делать из них мягкие ткани. Из травы и соломы получались очень грубые изделия.
—А кто может объяснить, что значит прясть?
— Это значит скручивать волокна, чтобы получилась длинная и прочная нить
— А какие орудия раньше помогали людям прясть?
— Сначала люди использовали веретено.
— Помните, в сказке Шарля Перро «Спящая красавица" принцесса укололась веретеном, когда захотела попробовать прясть?
Потам люди стали использовать прялку. Научившись прясть нити, люди стали ткать из них ткани на ткацких станках. Теперь на ткацких фабриках исполь-зуются современные ткацкие машины. Посмотрите внимательно на картинки.
(Показ воспитателем различных образцов нитей и тканей, дети определяют
льняные, шерстяные, шёлковые ткани).
Продолжаем наше путешествие, Закрываем глаза и считаем.
Мы оказались в Древней Греции. (На наборное полотно помещается картинка — грек и гречанка в традиционной одежде эпохи Древней Греции.) Здесь одежду просто сшивали из прямоугольного куска ткани. Одежда древних греков — хитон и гиматий.
Скажите, а сейчас почему люди носят ту или иную одежду?
Люди носят одежду, подходящую для их работы. Рыбаки носят водонепроницаемую одежду и сапоги, которые не скользят.
Для особых церемоний важные люди надевают одежду, которая показывает их силу, власть и положение.
А каким-то людям нравится одеваться так, чтобы привлекать внимание и выделяться в толпе.
Некоторые работники носят форму, чтобы их можно было узнать, если они понадобятся людям. (Приведите пример).
Спортивная одежда легкая, и в ней удобно двигаться. Игроки могут надевать одежду одинакового цвета в знак принадлежности к одной команде.
Люди одеваются по погоде. В жарких, влажных местах много одежды не требуется. В жарком, сухом климате люди носят длинные одежды, которые защищают их от солнечных лучей. В холодном климате людям надо много одежды. Тёплый воздух задерживается между её слоями и не пропускает холод.
Физминутка.
«Волшебные ворота». Через них можно пройти только тому, кто назовет какую-нибудь обувь.
(Образование относительных прилагательных). На доске выставляются предметные картинки с изображением обуви, уточняется, что все эти предметы можно назвать одним словом — «обувь». Воспитатель сообщает детям, что обувь изготавливается из различных материалов: кожи, войлока, замши, меха, резины. Показывает сапоги из кожи, задает вопрос; «Какие это сапоги?» — «Кожаные». Ботинки из войлока — войлочные. Тапочки из меха — меховые. Калоши из резины — резиновые. Кроссовки из замши — замшевые.
Игра «Загадочный сундук». В сундуке находится настоящая детская обувь. Дети должны, не доставая обувь из сундука, определить, что это и из какого материала сделано. Например: «Я достал меховой сапожок» и т. д.
Скажите, что можно делать с одеждой и обувью? («Носить, чистить, мыть, сушить, протирать, проветривать, надевать, снимать, переодевать, хранить, беречь.»).
Проводится соревнование двух команд «Кто быстрее зашнурует ботинки». На полу стоят по паре ботинок со шнурками. Дети разбиты на команды. По сигналу воспитателя по одному игроку бегут к своей паре ботинок, шнуруют на одну дырочку и бегут обратно. Получив эстафету, второй игрок повторяет те же самые действия. Результат подводится по времени и качеству исполнения задания.
Организация окончания занятия. Оценка работы детей
— Наше путешествие заканчивается. Садитесь на стульчики, закрывайте глаза и считайте от 1 до 10. Вот мы и вернулись в детский сад. Расскажите, что вы делали во время путешествия, о чем узнали, что вам понравилось.
(Дети рассказывают о том, что они видели и узнали.)