Хамитова Ольга Станиславовна
Занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Вот я какой! Тело человека»
Пояснительная записка
Данное занятие разработано для детей 5 – 7 лет, целью которого является ознакомление дошкольников со своим организмом. Мы все знаем, какую огромную роль в жизни каждого человека играет здоровье. Когда человек здоров у него множество планов, желаний, надежд. Заботиться о своём здоровье надо учить детей с самого раннего детства. И не только заботиться, но и знать свой организм. Своё тело дошкольники должны знать хорошо. В своем занятии я хотела в доступной форме познакомить дошкольников со строением своего тела, расширить представления об организме, о внутреннем строении человека.
Публикация «Занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе „Вот я какой! Тело человека“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
План занятия
1. Органихационный момент
2. Основная часть
Игра «Что, где?»
Показ фильма «А что у нас внутри?»
Знакомство с внешним и внутренним строением человека с применением демонстрационного материала
3. Итог
Закрепление полученных знаний в Д/И «Внутренние органы человека»
4. Используемая литература
Дата проведения:18. 10. 2019г.
Образовательные области: Социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физкультурное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие.
Цель: Формировать представление детей, как устроен человеческий организм.
Задачи:
Образовательные: Закрепить знания детей о внешнем строении человека и познакомить с внутренним строением человека, с функциями внутренних органов; продолжать формировать способности анализировать результаты наблюдений и экспериментов:
Развивающие: развивать интерес к познанию своего тела.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к своему организму.
Вид занятия : комплексное.
Планируемый результат: проявить любознательность, обладать начальными знаниями о себе.
Предварительная работа: рассматривание книги «Моя первая энциклопедия» (9. 10, прослушивание фонендоскопом внутренних органов (сердца, легких, кишечника) (9. 10, беседа «Страна Витаминия» (16. 10)
Словарная работа: пополнить словарный запас детей словами: скелет, ребра, череп, легкие, пищевод, желудок, кишечник, печень, почки, мочевой пузырь, осязание.
Методические приемы:
Игровой – игра «Что, где?». Показ частей тела-на своем теле.
Д/И «Внутренние органы человека»
Практический: показ фильма.
Словесный: беседа - диалог
Наглядный: рассматривание демонстрационного материала «Тело человека».
Материалы и оборудование: презентация фильма «А что у нас внутри?», демонстрационный материал «Тело человека», воздушные шарики, макет человека, шаблоны с изображенными внутренними органами, половинки грецкого ореха, модель пищеварительной системы на ковровом покрытии, ноутбук.
Ход образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам по электронной почте пришло письмо от профессора Познанского, который приглашает нас в Институт Здоровья. Как вы думаете, почему у Института такое название?
Дети: (дети высказывают свои предположения) Потому что Институт занимается здоровьем человека.
Воспитатель: Правильно, потому что он изучает здоровье человека. А здоровье зависит от того, как работают различные органы нашего организма. Вы хотите познакомиться с работой внутренних органов человека?
Дети: Да!
Воспитатель: Но, чтобы попасть в институт, нам необходим пропуск. А пропуск мы получим только в том случае, если расскажем что мы знаем о себе. Для этого встаньте, пожалуйста, на ноги и выберите себе пару. Разойдитесь по кругу и повернитесь лицом друг к другу. Посмотрите, какие части тела вы видите друг у друга? Называть и показывать части тела будем сверху вниз.
Практические упражнения:
Дети называют и показывают части тела друг у друга: голова, туловище, руки, ноги
Воспитатель: А сейчас я буду вам задавать вопросы, а ответ вы будите показывать на себе.
Практические упражнения:
Игра «Что, где?»
(Воспитатель читает, дети показывают на себе части тела)
Есть на пальцах наших ногти
На руках - запястья, локти.
Темя, шея, плечи, грудь.
Есть колени, есть спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щеки, нос и две ноздри,
Губы, зубы - посмотри!
Подбородок под губой,
Вот что знаем мы с тобой!
2. Основная часть.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот мы и попали в Институт Здоровья. Перед нами волшебный экран. Он нам поможет увидеть внутреннее строение человека.
(Показ фильма «А что у нас внутри?»)
(После просмотра фильма воспитатель предлагает дет)
Воспитатель: А теперь я вам предлагаю узнать свой организм. (Воспитатель приглашает детей на «заседание». Дети вместе с воспитателем располагаются на ковре, на котором разложены перевернутые картинки. В соответствии с рассказом воспитатель постепенно переворачивает картинки для просмотра и обсуждения)
Кожа
Послушайте загадку:
Тело сверху прикрываю,
Защищаю и дышу,
Пот наружу выделяю,
Температуру поддержу
Дети: Кожа
Воспитатель: Правильно, кожа. Потрогайте свою кожу, какая она?
Дети: Мягкая, теплая, светлая.
Воспитатель: Кожа - наружный покров тела человека, орган осязания. Кожа позволяет нам осязать прикосновение, боль; чувствовать свойства предметов: холодных и теплых, мягких или жестких, пушистых или гладки. Кроме того, она защищает тело от воздействия микробов, излучений и незначительных травм, помогает сохранить температуру и водный баланс тела, участвует в дыхании и обмене витаминов, выделяет вредные для организма вещества. (Рассказ воспитателя сопровождается показом картинок).
Мышцы
Воспитатель: А теперь давайте проверим, есть ли у нас мышцы?
Эксперимент: Пальцами правой руки обхватываем левую руку пониже плеча. Сгибаем левую руку в локте. Что вы чувствуете? Правильно, вы чувствуете как напрягаются мышцы.
Скелет
Воспитатель: А теперь встаньте парами. Покажите у своего товарища левую руку; правое плечо; левую коленку, нос, правое ухо…
Эксперимент: А теперь проведите пальцами посередине спины от головы вниз.
Что вы почувствовали?
Что же это такое?
Попробуйте у себя руки, ноги…
Что вы почувствовали?
Дети: Кости.
Воспитатель: Правильно, под мышцами находятся кости
Позвоночник и все косточки человека вместе называется – скелет человека.
Повторите – скелет. Дети, посмотрите; это скелет тела человека (рассматривают картинку).
А как вы думаете, почему наш скелет такой прочный? Зачем он нужен?
Дети: Чтобы мы могли ходить, двигаться, выполнять различные упражнения, чтобы оберегать мозг, который находится внутри черепа.
Головной мозг
Воспитатель: Головной мозг очень сложно устроен, но самая главная его часть - это кора.
Практические упражнения:
На что она похожа? (Воспитатель показывает половинку грецкого ореха и предлагает сравнить ее с извилистыми, спутанными морщинками, бороздками). Сложный узор у извилин головного мозга.
Воспитатель: У каждого человека извилины разные. Головной мозг получает информацию о том, как работают все органы человека и отдает им приказы, контролирует работу всего организма.
Желудок
Воспитатель: А теперь отгадайте загадку:
1. Не трави меня напрасно.
Это больно и опасно!
Буду долго я болеть,
Невозможно станет есть. (Желудок)
2. Очень длинный, как змея,
Но на ветке не висит.
Пищу, не пройдет и дня,
Переварит, выведет. (Кишечник)
Я вам предлагаю отправиться в путешествие по пищеварительной системе. Представьте, что мы - бутерброды. Итак, в путь!
Игровое упражнение «Путешествие бутербродов»
На ковровом покрытии выложена модель пищеварительной системы, по которой дети - бутерброды путешествуют вместе с воспитателем, который во время «путешествия» ведет рассказ
Воспитатель: Когда вы начинаете кушать, что первым делом вы делаете? (откусываем еду). Да, сначала пища попадает в рот, и мы начинаем жевать. Для чего пережевывать пищу? (чтобы измельчить). Во время жевания пища не просто измельчается, она еще и смачивается слюной, и поэтому ее легче глотать. Дальше пища спускается по трубочке-пищеводу прямо в желудок (показ карточки из демонстрационного материала «Тело человека»). В желудке есть специальная жидкость – желудочный сок. Он помогает растворить пищу. В желудке пища «переваривается». Сам желудок похож на мячик. И чем больше мы съедим, тем больше мячик раздувается. Но вот желудок справился со своей работой – переварил пищу. Дальше пища, уже похожая на пюре, продвигается в кишечник. Это такая длинная трубочка. Как же кишечник помещается внутри нас? (дети высказывают свои предположения). А все дело в том, что наш кишечник плотно свернут внутри нашего живота, вот так! (показ на веревке). Переваренная пища двигается по кишечнику, и во время своего путешествия отдает полезные вещества и витамины разным органам. А от того, что остается и нам не нужно, мы избавляемся в туалете.
(Дети проходят за столы, на которых лежат воздушные шарики)
Легкие
Воспитатель: Как вы думаете, может ли человек прожить без воздуха?
Дети: Нет!
Воспитатель:
Эксперимент: Закройте рот, сделайте глубокий-глубокий вдох через нос, почувствуйте, куда проходит воздух. Выдохните! Еще вдох! Еще выдох! Куда сначала попадает воздух? (в нос). Может ли воздух попасть в рот? Давайте, проверим.
Зажмите нос и сделайте вдох через рот. Выдохните! Еще вдох… выдох… Так можно или нет дышать через рот? (да).
Воспитатель: Итак, воздух попал в нос или в рот (показ карточки из демонстрационного материала «Тело человека», там он согрелся, а дальше – уже теплый – идет по специальной трубке. Эта трубка называется «дыхательная», потому что она помогает дышать. По дыхательной трубке воздух попадает в легкие. Они прячутся вот здесь, за ребрами. Обратите внимание: сколько всего легких? Да, их два: левое и правое. В них воздух то заходит, то выходит из них.
Эксперимент:
1. Возьмите воздушные шарики, сделайте глубокий вдох, а выдохните воздух прямо в шарик.
Что произошло? Да, шарик надулся. Когда воздух наполняет легкое, оно расширяется, как этот шарик.
2. Выпустите воздух из шарика. Что произошло? И когда воздух выходит из легкого, оно тоже как бы сдувается (опыт с шариком проводится несколько раз).
3. Положите руки на свою грудную клетку, вот так (показать на себе).
Воспитатель: Когда мы вдыхаем, грудная клетка поднимается. Почему? А когда выдыхаем - ?
Выдыхается воздух, который уже не нужен нашему организму, он уже не может принести пользу.
Почки
Воспитатель: Послушайте стихотворение:
Наши почки - две подружки-
На деревьях не растут.
Неустанно в нашем теле
Работу важную ведут:
Соль и шлаки собирают-
Организм наш очищают!
Почки отфильтровывают из крови и выводят из организма все вредные вещества. Мочевой пузырь также является органом мочевыделительной системы. Располагается в нижней части живота.
Практические упражнения:
Положите руки себе на ту часть живота, где находится мочевой пузырь (дети выполняют). А теперь, кто сможет определить где находятся почки (дети показывают).
Печень
Еще один важный орган - печень. Одна из главных функций печени - выделение желчи, которая содержит кислоты, помогающие переваривать жиры. Другая важная функция - обезвреживание и удаление из организма вредных веществ.
Практические упражнения:
Давайте попробуем найти печень в своем организме (дети показывают на своем теле место, где расположена печень).
Сердце
Воспитатель: А сейчас мы с вами поговорим об очень важном органе – о сердце. Именно сердце заставляет течь по специальным трубочкам-сосудам нашу кровь.
Практические упражнения:
Сожмите кулак, посмотрите: вот такого размера ваше сердечко. А у меня сердце больше вашего, вот такое (показ). Вы растете, и ваше сердце растет вместе с вами.
Посмотрите на картинку, вот в этом месте сердце человека. Можете показать на себе, где ваше сердце?Приложите ладонь к этому месту.
Сожмите кулачок… расслабьте… еще сожмите…снова расслабьте… Сожмется сердце – вытолкнет кровь,и она бежит по сосудам. Опять сожмется – опять вытолкнет…
Воспитатель: Сердце можно услышать. Помните, мы его уже слушали специальным прибором – фонендоскопом. Но можно обойтись и без него.
Эксперимент: Прислоните свое ухо к груди своего товарища, к тому месту, где находится сердце. Теперь поменяйтесь местами. Услышали? Почему говорят, что «сердце – стучит»? Давайте, немного разомнемся?
Физкультминутка.
Дружно, весело, все вместе – (дети выполняют движения в соответствии с текстом).
Начинаем шаг на месте!
А теперь – прыжки на месте!
А теперь – и бег на месте!
1-2-3-4-5- никому нас не догнать!
1-2-3- на нас посмотри!
А 4-5 и 6 –надо всем на место сесть!
Воспитатель: Послушайте теперь, как стало биться сердце? Слышите разницу? Если человек занимается спортом, его сердце работает быстрее, оно тренируется и становится более выносливым. Наше сердце никогда не останавливается. Поэтому его в шутку называют «мотором» нашего организма. Но даже такому выносливому мотору нужна наша поддержка. Сердце любит, когда его хозяин занимается физкультурой, запомните это!
3. Итог
Воспитатель: А сейчас мы подведем итог тому, что мы с вами узнали в Институте Здоровья. Вы познакомились с внутренними органами человека, вы узнали, где они расположены. А сейчас я предлагаю вам наклеить их на силуэт человека.
Д/И «Внутренние органы человека»
(Дети берут нарисованные внутренние органы и выкладывают их на макет человека)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы побывали на экскурсии в Институте Здоровья и многое узнали. Человеческий организм - очень сложная система, в нем все взаимосвязано. Чтобы наш организм был здоров, рос и развивался - нужно очень много факторов. Но самое главное, что вы должны усвоить и сказать сами себе: «Я - человек! Вот я какой!»
Используемая литература:
А. В. Аджи «Открытые мероприятия для детей. (Образовательная область «Познавательное развитие») – Воронеж, 2014, с. 104 – 107
Винченцо Гуиди «Анатомия человека»
К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» - Мозайка – Синтез, Москва, 2019, с. 30 - 31
Демонстрационные картинки «Тело человека»
Собственная разработка НОД воспитателя Хамитовой О. С.