Марина Зарубина
Занятие по ознакомлению с окружающим «Путешествие в прошлое бумаги» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: дать детям знания о истории возникновения бумаги. познакомить с качеством бересты, берестяными изделиями.
Словарь: береста, берестяной, бумага, бумажные изделия, берестяные изделия, туески, лапти, корзина, крынка для молока,ведро, фляга для воды, берестяные узоры.
Оборудование:наглядные материалы и пособия, тарелочки с видами бумаги и берестой, берестяные изделия, наборное полотно, карточки, картинки с берестяными изделиями.
Публикация «Занятие по ознакомлению с окружающим „Путешествие в прошлое бумаги“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Ход занятия.
Дети посмотрите, что я держу в руках? Верно, это обыкновенный лист бумаги. А вы знаете, что раньше бумаги не было? Что же было вместо нее? Чтобы узнать это, ученые изучали древние рукописи и производили раскопки старых городов. Вы хотите разгадывать сложные загадки истории? Тогда сегодня мы с вами отправимся в путешествие в прошлое бумаги.
Итак, откуда появилась бумага? Должна вам сказать, что очень давно, в древности, люди писали на бересте. Давайте вместе повторим это слово. Может кто-то из вас знает, что такое береста?
Береста это наружная часть березовой коры. Береста, берестяной, берёста от слова берёза. (Показать детям березовую кору. Вот на этой бересте раньше и писали люди. Это были письма, летописи, повести, сказания, грамоты и другие документы. Буквы на которых были процарапаны особыми костяными инструментами. Но такой способ письма был неудобным, т. к. свитки бересты занимали много места.
А еще из бересты изготавливали разные предметы быта: туески, лапти, корзины, ведра, крынки для молока, сметаны и даже стаканы для чая (показать детям изделия из бересты на картинках и в живую, дать потрогать). Узоры на этих изделиях вырезали самые разнообразные (листики, ягодки, травка, животные). Но вскоре появился новый материал, который намного лучше и удобнее бересты. На нем очень просто писать. Вы догадались, что это может быть? (Бумага). Оказывается бумагу придумали в Китае. Она была очень дорогая. Её доставляли на кораблях по морю в другие страны.
Чтобы узнать, как делают бумагу, нам нужно отправиться на бумажную фабрику. Туда привозят из леса бревна - в основном сосновые и еловые. Из которых изготавливается бумага. Сначала отщипывают несколько слоев, и когда остался совсем тоненький слой, его трут, полируют. И она становится белая, гладкая. Но при этом быстро сокращается площадь лесов. чтобы не вырубать леса, бумагу уже пробуют изготовить из камня, стекла, синтетических волокон.
А какая бывает бумага? (бархатная, папиросная, картон, писчая)Обратить внимание детей на лежащие у них на столе виды бумаги.
Какие изделия из бумаги вы знаете? За правильные ответы детям выдаются фишки.
Теперь поиграет наоборот. Какие предметы нельзя сделать из бумаги? Я называю предметы, а дети должны хлопнуть на правильный ответ.
Игра "Парные картинки" Музей прошлого и Музей настоящего. Раздать детям парные картинки: ребенок должен взять карточку с изображением предмета, назвать его, рассказать когда он использовался (раньше или сейчас) и для чего. Повозмжности рассказать,что было до него. Предметы прошлого дети кладут в Музей прошлого, а предметы настоящего в Музей настоящего. После окончания игры с детьми проводится экскурсия по каждому музею.