Татьяна Дмитриевна Ковина
Занятие по ознакомлению с окружающим «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание : формировать представление об основных признаках каждого времени года, учить определять время года по сюжетным картинкам, учить отгадывать описательные загадки.
Материал: игрушка – петрушка, 4 сюжетных картинки, 4 кубика разного цвета: белого, красного, жёлтого, зелёного; 4 голых дерева, 4 маленьких подноса: один с зелёными листьями, другой с жёлтыми, красными листьями, третий с маленькими листочками и цветами, четвёртый со снежинками.
Публикация «Занятие по ознакомлению с окружающим „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Ход занятия
Дети сидят полукругом, у воспитателя в руках петрушка. Воспитатель сообщает детям, что петрушка пришёл в гости и интересуется тем, какие времена года знают дети. Воспитатель предлагает перечислить времена года ( ответы детей: лето, осень, зима, весна).
Воспитатель: У петрушки есть для вас загадка. Послушайте:
Скатерть бела,
Весь мир одела. (Зима)
О каком времени года идёт речь в этих загадках? Правильно, о зиме! Ребята, а знаете ли вы зимние месяцы? Назовите их ( ответы детей: декабрь, январь, февраль). А Петрушку интересуют признаки зимы. Давайте их перечислим ( ответы детей: на улице холодно, идёт снег, день становится коротким, солнце не греет и т. д.). Как вы думаете, ребята, какой краски больше всего у зимы? (Белой). Молодцы, ребята! Петрушка предлагает послушать ещё одну загадку:
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет. (Весна)
Ребята, о каком времени года идёт речь? Вспомните, какие признаки весны вы знаете ( ответы детей: день становится длиннее, солнце греет сильнее, тает снег, прилетают птицы, распускаются листья, появляются цветы). А какой краски больше у весны? (Зелёной). Петрушка просит назвать весенние месяца (март, апрель, май). Ребята, а когда дует сильный ветер и летит снег весной или зимой? Правильно, зимой.
Физкультминутка.
Петрушка предлагает поиграть в подвижную игру «ветер и снежинки». Покажите, как дует ветер! У-у-у. Когда дует ветер, снежинки опускаются на землю. Ветром будут мальчики, а снежинками девочки, затем воспитатель предлагает поменяться ролями.
После физкультминутки Петрушка предлагает ещё одну загадку:
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
"Купайтесь!" - приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я -. (Лето)
Ребята, перечислите летние месяца (июнь, июль, август). Как мы определяем, что наступило лето? Давайте перечислим признаки лета (становится тепло, люди на улицах ходят раздетыми, дни становятся длинными, а ночи короткими, на деревьях появляются плоды и т. д.). Лето – это прекрасная пора. Про лето говорят: «Лето красное пришло».
Воспитатель говорит о том, что Петрушка предлагает поиграть в дидактическую игру «Правильно – неправильно». «Ребята, я сейчас произнесу фразу» - говорит воспитатель, - «А вы скажите правильно это или неправильно».
Воспитатель:
1 Весной птицы улетают на юг (неправильно).
2 Летом мы любим купаться в реке (правильно).
3 Летом выпал снег (неправильно).
4 Весной наступает новый год (неправильно).
5 Летом дети загорают (правильно).
6 Летом всё кругом бело (неправильно).
7 Зимой дети получают подарки от Деда Мороза (правильно).
8 Осенью появляются подснежники (неправильно)
9 Весной появляются зелёные листочки (правильно).
Воспитатель: А сейчас послушайте ещё одну загадку о времени года :
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
Ребята, как вы думаете какой краски больше всего у осени? (Жёлтой). А какие осенние месяца вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь). А как вы догадаетесь, что пришла осень? (Листья пожелтели, птицы улетели на юг, листья опадают, небо серое, часто льют дожди). Молодцы, ребята, назвали все признаки времён года. Наше занятие подходит к концу, в заключение мы с вами поиграем в дидактические игры. Петрушка принёс нам четыре сюжетные картинки с временами года, просит помочь ему разложить картинки в правильной последовательности в соответствии со сменой времен года.
Вызванный ребёнок раскладывает картинки в нужной последовательности, дети активно помогают.
Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Найди кубик». У нас четыре сюжетных картинки с временами года. Надо найти кубик, соответствующий каждому времени года по цвету (белый – зима, зелёный – весна, красный – лето, жёлтый – осень).
Дети выполняют задание, после этой игры проводится дидактическая игра «Наряди деревья». Воспитатель просит детей нарядить деревья.
Воспитатель: Перед вами четыре одинаковых дерева, лишь ствол и ветки, но так было не всегда. Раньше они были разными, одно дерево было зимним, другое весенним, третье летним, четвёртое осенним. И вот налетел ураган и сорвал с деревьев зелёные, красные, жёлтые листья, снежинки и почки. Помогите, пожалуйста, нарядить деревья. ( Наводящие вопросы: что на деревьях зимой? (Снежинки). Что на деревьях весной? (Почки). Что на деревьях летом? (Зелёные листья). Что на деревьях осенью? (Красные и жёлтые листья).
Воспитатель благодарит детей, занятие окончено.