Людмила Алдошина
Занятие по ознакомлению с окружающим миром: «Труженику медовые пышки, а лодырю еловые шишки», для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цели
Уточнить и расширить знания детей о труде людей. Продолжать формировать представления о том, что труд есть средство удовлетворения потребностей человека. Способствовать осознанию значимости трудовой деятельности в жизни человека.
Сформировать представления о трудолюбии, трудолюбивом человеке, лени.
Воспитывать уважение к труду, интерес к нему, формировать эмоционально положительное отношение к трудолюбию, отрицательное отношение к лени.
Публикация «Занятие по ознакомлению с окружающим миром: „Труженику медовые пышки, а лодырю еловые шишки“, для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Пчела. Все о пчёлах для детей
- Хвойные деревья. Изучаем ели, сосны, кедры
- Хвойные, ель, сосна. Конспекты занятий
- Шишки. Поделки из шишек, занятия, игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2012
Побуждать детей к труду, воспитывать стремление бережно относиться к результатам труда любого человека.
Побуждать детей к нравственно ценным поступкам, к активности в достижении общей цели, стремлению оказывать помощь.
Продолжать развивать интонационную выразительность речи, работать над выразительным исполнением ролей в играх – драматизациях.
Учить инсценировать содержание песен, хороводов.
Совершенствовать чёткость дикции при чтении стихотворений, рассказывании пословиц.
Закрепить умение отвечать на вопросы развёрнутыми предложениями.
Ввести в активный словарь детей следующие слова :
- существительные: труд, трудолюбие, труженик, лень, лентяй, лодырь, бездельник, лежебока;
- прилагательные: трудолюбивый, работящий, добросовестный, ленивый, нерадивый;
- глаголы: трудиться, уважать, благодарить, беречь, лениться, бездельничать.
Оборудование к занятию
Расписной домик, скамейка, большая ложка, кастрюля с кашей, аудио кассеты или диски с популярными детскими песенками «Антошка», «Помогите муравью», «Всегда найдётся дело»; спички или соломинки для муравейника.
Предварительная работа.
Знакомство с художественными произведениями и русским фольклором, разгадывание загадок по теме «Трудолюбие. Трудолюбивый человек. Уважаем труд людей», знакомство с профессиями сотрудников детского сада, беседы: «Маленькие помощники», «Кем быть?», «Кто не работает, тот не ест» «За труд говорят спасибо», самостоятельное выполнение дошкольниками трудовых поручений по собственному желанию, оказание помощи малышам в ясельных группах; игры, инсценировки по сказкам («Золушка», «Морозко», «Ленивица», «Колосок, побасёнкам («Проснулась Ульяна не поздно, не рано!», «Тит, а Тит, иди молотить», «Лень», «Ты что делаешь?»); просматривание мультсказок «Сказка про лень», «Пузырь, соломинка и лапоть»
Ход занятия
Воспитатель:
«Издавна русский народ добросовестно трудился на своей земле.
В прежние времена в крестьянских семьях детей рано приучали к труду, потому что родители понимали – тот, кто умеет и любит трудиться, никогда не пропадёт. Девочек всему тому, что умела сама, учила мать, а мальчиков – отец. На первых порах дети выполняли несложную работу, но без их помощи родителям пришлось бы туго. Мальчик пяти – шести лет учился ездить верхом и начинал гонять скот на водопой, а в 7 – 8 лет уже помогал на пашне – управлял лошадью. Девочка с шести лет начинала осваивать прялку, а в 10 – работала серпом и шила. С возрастом работы прибавлялось. В 15 лет дети на селе уже работали наравне со взрослыми. Когда же наступала пора создания семей, и парни, и девушки искали себе в пару трудолюбивых, умелых, а не ленивых и нерадивых, ведь не лень, а труд является источником счастья, достатка человека.
А вы знаете, чем лодыри отличаются от человека трудолюбивого?»
Дети:
«Трудолюбие представляет из себя склонность, любовь к труду. И если человек любит работать, приносить пользу окружающим, то его мы называем трудолюбивым, работящим.
Лень – отсутствие желания работать, нелюбовь к труду. Ленивец, лентяй, лодырь – ленивый человек, который ничего не хочет делать и ничего не делает»
Воспитатель:
«Правильно! Если трудолюбивый спешил работать и выполнял свою работу со старанием и любовью, лодырь отлынивал от труда, придумывая всяческие отговорки. Давайте сейчас с вами посмотрим, как лентяи «трудятся». Давайте пройдём вон к тому красивому домику и познакомимся с мальчиком Титом».
Дети с воспитателем идут к домику.
У домика на скамейке лежит мальчик. К нему подходят трое детей и говорят по очереди слова:
1 – й ребё нок:
«Не колода, не пень, а лежит целый день!»
2 – й ребё нок:
«Вот лодырь!»
3 – й ребё нок:
«Не жнёт и не косит, а обедать просит!»
1 - й ребё нок:
«Тит, а Тит, иди молотить!»
Тит:
«Живот болит…»
2 – й ребё нок:
«Тит, иди кашу есть!»
Тит:
«Где моя большая ложка?»
(Ищет ложку, находит за спиной и идёт есть кашу.)
Дети (убирают за спину кастрюлю с кашей, не дают Титу) :
«Хочешь есть калачи, не сиди на печи»
Воспитатель:
«Ребята, какого героя популярной детской песни, напоминает нам Тит?»
Дети:
«Антошку»
Воспитатель:
«Давайте споём эту весёлую песенку!»
Дошкольники вместе с воспитателем поют песню, одновременно выполняя движения под музыку. («Копают» лопатой землю, «играют» на гармошке», водят хоровод вокруг «Антошки»).
Воспитатель:
«Не любили в народе таких лентяев, как Антошка, смеялись над ними, говорили так: «Спишь, спишь, а отдохнуть некогда!» или так: «Люди – жать, а ты – на солнышке лежать!» Вспомните, какие ещё русские пословицы и поговорки о лени вы знаете».
Дети:
«Будешь лениться, придётся с сумой волочиться. Всей и удали у него, что за ложкой потеть. Где бы ни работать, лишь бы не работать. Где работа – там и густо, а в ленивом доме пусто. Дело учит и кормит, а праздность доброго человека (добра мужа) портит. Кто ничего не делает, тому всегда некогда.
Ленивый сидя спит, лёжа работает. Труд человека кормит, а лень портит.
У ленивого и крыша течёт и печь не печёт. У ленивого Федорки всегда отговорки»
Воспитатель:
«Дети, скажите, а какие из названных вами пословиц больше всего подходят к историям о Тите и Антошке?»
Дети:
«Всей и удали у него, что за ложкой потеть. У ленивого Федорки всегда отговорки.»
Воспитатель:
«Объясните эти пословицы».
Дети объясняют смысл пословиц.
Воспитатель:
«Правильно вы сказали, лентяи не хотели работать, зато есть были горазды. Поэтому к лодырям относились неодобрительно, презрительно, пренебрежительно, над ними смеялись. Про них говорили, что они бьют баклуши, валяют дурака, лежат на боку (на печи, плюют в потолок, считают ворон, гоняют лодыря, называли их лежебоками. Все эти слова означали бездельничать, понапрасну тратить время. А если человек ничего не делал, значит ничего не создал: ни еды, ни одежды ни чего – либо другого. Отсюда и народная мудрость: «Леность наводит на бедность. Труженику медовые пышки, а лодырю еловые шишки. Неумелого научи, а лодыря проучи».
В народе всегда понимали важность труда в жизни человека, знали о его полезности и значимости, поэтому ценили тех, кто умел и любил трудиться. Давайте вспомним с вами пословицы о радости труда, о трудолюбии, о том, что любой труд достоин одобрения и уважения людьми».
Дети:
«За что возьмёшься с трудолюбием, всё заблестит. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Кто хочет счастливо жить, тот должен труд любить.
Любовь к труду у людей на виду. На работу с радостью, а с работы с гордостью. Сер мужичок, да сердит на работу. Тит тащит – спина трещит. Трудолюбив как муравей. У ретивого с ленивым испокон веку вражда.
Кто труда не боится, того лень сторонится».
Воспитатель:
«Дети, объясните, пожалуйста, пословицу: «Трудолюбив как муравей».
Дети разъясняют смысл этой пословицы.
Воспитатель:
«Правильно вы всё сказали. Муравьи - очень трудолюбивые насекомые. Они много трудятся, чтобы построить свои дома – муравейники. Давайте мы с вами сейчас превратимся в муравьёв и сами убедимся, что эти насекомые - настоящие труженики. Ногами топ, руками хлоп, вокруг себя повернитесь, в муравьишек превратитесь!»
Дети, сейчас вы разделитесь на две команды, каждая из которых будет строить «Муравейники».
Проводится конкурс «Кто скорее построит муравейник». Дети по команде: «Раз – два – тра – начни!» строят муравейники из соломинок или спичек под музыку композитора Е. Тиличеевой и песню «Помогите муравью».
Воспитатель наблюдает, суетится, «болеет» за игроков, хвалит всех детей, подчёркивает значимость их совместных усилий. Когда задание будет выполнено, выходит ребё нок и читает стихотворение:
«Вырос дом на новом месте, Новоселье нынче там.
Хорошо трудиться вместе
Даже малым муравьям!»
Александрова З. Н.
Воспитатель:
«Молодцы, ребятки, вы построили замечательные муравейники! Когда мы с вами пойдём гулять, то обязательно захватим их с собой на улицу и оставим в месте проживания муравьёв. Так мы немного поможем им. Я вас благодарю за ваш труд. Вы все оказались умелыми, ловкими, работящими, быстрыми в работе. Давайте опять превратимся в дошколят и продолжим нашу беседу о труде. Ногами топ, руками хлоп, вокруг себя повернитесь, и в ребяток превратитесь!»
Дети садятся на стульчики.
«О труде, как главном содержании человеческой жизни, издавна говорилось в пословицах, пелось в народных песнях, сказывалось в сказках, загадывалось в загадках. Об этом писали русские писатели, поэты слагали стихи. Давайте вспомним хорошо всем нам знакомые стихотворения Степанова В. А., Лифшица В., Маршака С. Я.»
Дети читают стихи:
Днём весенним, летним днём,
Осенним днём,
Согреваем землю все мы
И любовью и трудом!
Степанов В. А. «Почему у пирога
зарумянились бока»
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь,
И каждый дом,
… Всё это создано трудом…
Лифшиц В. «И мы трудиться будем»
Сами вещи не растут.
Вещи сделать – нужен труд.
Маршак С. Я.
Воспитатель:
«Все люди понимают значимость труда в жизни человека, поэтому каждый из нас с пелёнок знает, что любая работа достойна уважения. Издавна на Руси считали, что «за труд говорят спасибо». И не зря говорится в пословице: «Кто любит труд, того люди чтут». Всегда на Руси труд был в почёте. Давайте вспомним с вами русские пословицы об уважительном отношении к труду на благо других людей».
Дети:
«В народе тот не забудется, кто честно трудится. Всякий труд достоин награды. Всякое дело человеком ставится, человеком и славится. Доброе дело без награды не останется. Живи своим умом, а честь расти трудом.
За труд не бьют, а награды дают. К славе ведё т один путь: труд. Каков трудовой счёт, таков и почёт. Какова заслуга, таково и уважение. По крыльям полёт, по делам почёт».
Воспитатель одобряет правильные ответы детей, подводит общий итог занятию, подчёркивает значимость совместных усилий.
«Молодцы, дети! Вы сегодня на занятии много поработали : инсценировали побасёнку про Тита, песенку про Антошку, назвали много пословиц и поговорок русского народа, стихов, построили муравейники. Главное, чтобы вы все запомнили простую истину: любой труд нужен, важен, заслуживает благодарности. Нужно поддерживать тех, кто хочет и любит работать, осуждать лодырей и лентяев, привлекать их к работе, потому что труд является правилом нашего существования».
Девочка:
«Русские люди издавна умели не только славно трудиться, но и отдыхать. Они отлично веселились, плясали, пели после работы».
Воспитатель:
«Пора и нам отдохнуть. Давайте споём все вместе ещё одну нашу любимую песенку: «Всегда найдётся дело» (сл. Ивенсен, муз. А Александрова). Дети встают около стульчиков и поют песню. Занятие заканчивается. Под музыку дети выходят из зала.