Елена Аносова
Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром «Наш город — Коркино»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить знания детей о родном городе, полученные в средней группе: название города, название центральных улиц города, основные достопримечательности. Познакомить детей с историей возникновения города, с его главной достопримечательностью - «Коркинский угольный разрез». Воспитывать интерес к истории города, гордость за шахтеров, добывавших уголь для всей страны.
Наглядный материал: иллюстрации, фото с видами города (его старых, новых построек, вида «Коркинского угольного разреза».
Публикация «Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром „Наш город — Коркино“» размещена в разделах
Ход занятия
1. Организационный момент:
- На стульчик сядет тот, кто скажет свой полный домашний адрес.
2. Беседа о городе.
- Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о городе, в котором мы с вами живем. Кто скажет? Как называется наш город? (Коркино)
- Что вы можете рассказать о своем родном городе? Какой он? Давайте, рассмотрим наш город на фото. (Воспитатель обращает внимание детей на стенд, на котором виды современного города). А теперь, обратите внимание на другие фото (виды старого города). Ответьте, какой город, изображен на этих фотографиях? (Предположения детей)
Правильно! Про город можно сказать, что старый, древний город. А древний - это какой? (Предположения детей)
- Древний город - это значит, что он возник очень давно.
- Когда- то давным-давно русские люди поставили свои первые дома. Сейчас трудно представить, что когда – то там, где мы живем, не было домов и улиц, а шумели дремучие леса, степной ковыль; не было площадей, улиц, а были лесные поляны, болото.
- И вот сюда пришли люди. Посмотрели вокруг, места им понравились, и они здесь поселились.
Первым поселился беглый каторжник Афанасий Коркин. Он поселился в брошенной башкирами старой юрте.
- Как вы думаете, что могло привлечь сюда людей? Почему, они именно здесь поставили свои первые дома? (Предположения детей)
- Люди селились там, где была вода – источник жизни, которая нужна для питья, приготовления пищи. А где можно найти воду? (Предположения детей)
Да, вода – это реки. Наша река Чумляк течет рядом, в ней было много рыбы.
- Люди селились там, где можно было найти еду - это леса. В лесу много птицы, ягод, грибов, мелких животных. И около реки Чумляк шумели дремучие леса.
- И земля здесь тоже была хорошей, плодородной. Можно было заниматься земледелием, то есть, выращивать пшеницу, рожь, овощи, фрукты. Вот поэтому люди и выбрали это место.
А еще это место славилось богатейшими запасами каменного угля в округе. С годами на берегу реки Чумляк образовалось небольшое поселение, жители которого назвали его в честь первопоселенца – Коркино.
Народная память сохранила эпизод, когда коркинцы были на пороге открытия, но так и не смогли перешагнуть через этот порог.
Физ минутка:
Тепловоз, тепловоз (имитация)
Уголь снизу вверх повез (поднять руки вверх)
Горняки его добыли (ударять кулачками)
И в вагоны погрузили (руки ковшиком)
Нам известно всем давно (хлопки)
Дарит свет он и тепло (ладони вместе, пальцы развести, потереть ладони)
3. Рассказ воспитателя об истории открытия каменного угля.
… Неподалеку, от деревни, среди пашен, находился неглубокий колодец. Весной и летом крестьяне, когда велись сельскохозяйственные работы, собирались у колодца с лошадьми для водопоя. В один из летних дней у колодца скопилась большая группа селян. Вода в колодце заметно убывала. Вдруг один из крестьян, взглянув в поднятую из колодца бадью, удивленно воскликнул:
- Смотрите – ка, братцы, вода в бадье черная!
Ей богу, черная!
К нему подошли другие деревенские, с удивлением и страхом смотрели на черную, смолянистую воду.
Старый крестьянин вспомнил:
- От отцов и дедов слышал, что вода здесь в разные годы черной бывает, а почему – никто не знает. Не иначе – напасть какая-нибудь. Поговорили между собой крестьяне и решили колодец засыпать – от греха подальше. А ведь «темная вода» - одна из примет залегания на небольшой глубине каменного угля.
Давайте рассмотрим с вами фотографии «Коркинского угольного разреза», шахтеров, специальную технику, которая помогала людям добывать каменный уголь (Подвести детей к стенду с фотографиями главной городской достопримечательностью)
- Само слово город произошло от слова городить, то есть огораживать, ставить ограду, стену. Вспомните, для чего люди огораживали свои поселения? (Предположения детей) (От нападения врагов)
- Как вы думаете, из чего можно было сделать стену в те давние – давние времена, из какого материала? (Предположения детей)
- Сначала, дома были деревянными. (Показать картинку с деревянными избами)
- Но деревянные дома часто горели, поэтому через много сотен лет дома стали строить из кирпича. (Показать иллюстрацию)
-Как вы думаете, почему они сохранились? (Предположения детей)
- С большой любовью строили люди свои дома, очень старались. Уже давным – давно никого нет в живых, а мы помним о них до сих пор.
Вот какой наш город Коркино старый. Все, кто в нем жил и живут, его любили и любят. Наши поэты написали о нем стихи, есть у нашего города свой герб, гимн. В городе есть много памятников людям прославивших наш город.
Сейчас нам дети (4 ребенка) расскажут в стихах гимн города, который написал поэт, врач - офтальмолог В. Ф. Тюнькин.
Мой город
1 ребенок: Город Коркино – это начало
Это – зрелость и это – судьба.
Самоцветом большого Урала,
Называют по праву тебя.
2 ребенок: Ты способен высвечивать грани
На поверку - не хуже других,
Это значит твои горожане-
Мастера не последней руки.
3 ребенок: Ты способен теплом поделиться,
А душа твоя, знаю – чиста
Я на зависть лукавым столицам
Своего не покину гнезда.
4 ребенок: У родного до боли порога.
Неспокойному сердцу теплей.
Город Коркино – малая Родина-
Плот от плоти России моей.
4. Работа в книжном уголке
Воспитатель вносит в книжный уголок иллюстрации или фото с изображением старого и современного города Коркино. Иллюстрации с изображением природы Урала: леса, реки, озера, горы, степи. Рассмотреть их, и подвести детей к выводу, что Урал очень большой край. Обратить внимание детей на красоту природы, стремясь вызвать чувство восхищения, гордости.
Дети, если вас попросят рассказать о своей малой Родине, что вы расскажете? (Ответы детей)