Тургунова Гулсара Нагашыбаевна
Конспект занятия с детьми старшей группы по теме «Капелька ходит по кругу»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети входят в зал. Приветствие «Ладошки». (Звучит музыка. Ребенок кладет ладошку на руку другого ребенка).
«Мы живем все на планете, называется Земля, и живут на той планете наши лучшие друзья».
Для того чтобы узнать, о чём сегодня пойдёт речь, отгадайте загадку.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос села клякса,
Кто тогда нам первый друг.
Снимет грязь с лица и рук
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтобы росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтобы варились кисели
Чтобы не было беды-
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Старшая группа
- Темочки
Жить нельзя нам без ….(воды).
Сегодня мы поговорим о воде. Мы вспомним что знаем, узнаем новое, будем рассуждать, играть, слушать сказку.
Проблема практики:
А для этого мы отправимся с вами в сказку.
Вы согласны? Тогда вперед!
А чтобы отправиться в сказку, мы превратимся все в капельки, и спустимся в этот волшебный колодец. (Включить звук, одеваем ободки «Капля»). Ритуал входа в сказку: «Волшебный колодец» (дети встают в обруч).
(На проекторе анимированное изображение подводного царства).
Вот мы с вами в сказке, а в сказке могут происходить любые чудеса.
Хочу я вам дети сказку рассказать. Слушайте внимательно (музыка)
Жил на белом свете Водяной, не простой, а самый главный. Водой руководил и неглавными водяными командовал. Решил он как-то раз проверить, вся ли вода в его царстве на месте. Недоверчивый он был, подозрительный. Боялся все, что вдруг вся вода пропадет.
- Ребята, а если вся вода пропадет, что будет?
(подвести детей к выводу, что без воды не будет жизни на земле, ничего не останется одна пустыня).
Надел главный Водяной очки, взял для точности счеты и стал воду из полной банки в пустые переливать. Как не считает, а воды не хватает, часть воды драгоценной от последнего дождя пропала. Ничего Водяной понять не может. Куда вода подевалась? Может, испарилась? А может сквозь землю провалилась? Нигде ни проливалась нигде, ни появлялась. Но куда-то же она подевалась?
- Ребята, а вы как думаете, где может быть потерянная вода? (гипотезы детей)
Нужно во всем этом разобраться. Ведь не шуточное дело - Вода пропала! Нужно Водяному помочь найти пропавшую водичку. Делать то, что будем?
(предложения детей)
Смотрите, а Водяной, то какой?
А почему он грустный сидит? Будем ему помогать воду потерянную искать? А как мы будем помогать ее искать?
Решение проблемы:
Опыт №1 Испарение воды.
Ребята, смотрите что там, на камушке стоит, скатертью волшебной прикрыто (дети поднимают скатерть, там термос). Откуда здесь термосу взяться? Наверное, Водяной нам помогает. Интересно, а что же в нем может быть?
Дети: Это термос и значит в нем что- то горячее. Сейчас откроем и проверим.
Вы сможете его сами открыть? (дети) Правильно!
Вы позволите мне его открыть?
(Воспитатель открывает термос, чтобы дети увидели пар).
А что это выходит из термоса? (дети отвечают)
Откуда пар в термосе? (дети отвечают)
(Вода при нагревании превратилась в пар)
Опыт №2 Капли на зеркале.
А вдруг это не вода? Как это можно проверить? У меня есть один способ это проверить.
(Воспитатель подносит к струе пара зеркало, держит некоторое время над паром).
(Предлагаю детям проверить, потрогать капли воды на зеркале)
Точно! Капельки воды. Значит в термосе вода. (ответы детей)
Горячая вода испаряется, в пар превращается.
Выходит, может вода испаряться?
Как вы думаете, во что превращается пар, когда поднимается вверх?
(гипотезы детей)
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу» Цель: дать элементарные понятия круговорота воды в природе. Я предлагаю вам поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь). Я – мама Тучка, а вы ребята – мои детки капельки, вам пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать. Полетели капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали- плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки л гкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.
Ребята! Пока мы с вами были маленькими каплями, Водяной зря время не теряет, да и нас подгоняет. Не терпится ему поскорей узнать, где его водица. Ребята, посмотрите, что это? (ответы детей). Вот он нам и стаканчики с землей доставил. А для чего, как вы думаете? Хочет узнать может ли вода сквозь землю просочиться. Сейчас мы это с вами проверим.
Опыт №3 (с землей)
Подходите к столу. У нас на столе стаканчики с землей и стаканчики с водой. Давайте, ребятки, потрогаем землю, какая она? (Сухая).
Польем землю водой. Смотрим, что же получается? Что происходит? (ответы детей). Вода просачивается, и земля становится влажной. А давайте, проверим?
(одновременно дети с воспитателем поливают землю и проверяют).
Ну и как, может вода сквозь землю просочиться?
(дети отвечают)
Вода сквозь землю просочилась. А дальше что? Так там под землей и останется?
(гипотезы детей)
– Ребята, давайте сейчас с вами поиграем
Игра «Скажи наоборот».
Из крана течёт горячая вода, а из другого
Река глубокая, а ручеёк ….
Река может бежать быстро, а может и ….
В океане волны большие, а в реке …
В ручейке вода бежит, а в пруду….
Из чайника мы пьём чистую воду, а в луже вода …
Опыт №4 (вода прозрачная)
Ребята, посмотрите, Водяной, еще, что-то нам приготовил? А для чего?
Перед детьми стоят 2 стаканчика : 1 с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить палочки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему?
Вывод: вода прозрачная, а молоко – нет. Подумайте, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказках: река молочная с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? (Нет. Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках, озерах не могут жить растения.) А если не будет растений, то что произойдет? Не будет рыб и других животных.
Ребята! Посмотрите на царство Водяного, какое оно? Мне рыбка, проплывающая, намекнула к этой раковине приглядеться, она не простая, а волшебная, там скрыта какая-то тайна (нажать на раковину и раковина увеличивается).
Что находится в раковине, кто знает?
Смотрите, какая большая жемчужина, да это же настоящая сказочная скрытая подводная фотокамера.
(нажать на жемчужину она увеличивается)
Все сняла, что с водой происходило. Целый фильм получился.
Сейчас мы с вами его посмотрим. Но сначала давайте договоримся – водить глазками за движущимися капельками воды и очень внимательно слушать.
(Усаживаю детей на стульчики)
(Мультимедийная зрительная гимнастика «Ходит капелька по кругу»)
(включить звук, затем кликнуть мышкой)
Воспитатель:
* Солнышко греет, вода нагревается, из реки испаряется, паром вверх поднимается.
* В облака собирается.
* Облака по небу плывут. Легкие воздушные.
* Ветерок их подгоняет.
* Облака в тучку собираются.
* Тучка дождик несет.
* А как станет тяжело нести, на землю прольет.
* Дождинки все польют и цветочки, и грибочки, а самые любопытные капельки сквозь землю просочатся.
* В реки подземные попадут и потекут не спеша.
* А как к земле пробьются, родником обернутся.
* Ручейками по земле потекут.
* А ручейки в озёра, реки впадают.
* Погуляет капелька, попутешествует по кругу да к Водяному вернется.
* А путешествие такое круговоротом называется. Кружится капелька по кругу как белка в колесе.
- Ребята как вы думаете, нашли мы пропавшую воду? (дети отвечают)
Осталось только отчет для Водяного составить, куда вода девается.
Будем работать в командах:
(дети делятся на команды)
- Ребята, посмотрите, что это?
Какие красивые конверты в раковине волшебной были.
Проходите каждая команда за свой стол.
(Воспитатель дает конверты с заданием)
Интересно, что в этих конвертах? Доставайте, посмотрим, что нам Жемчужина подарила.
С таким материалом любой отчет можно подготовить.
Смотрите внимательно на схеме номера стоят, выкладывайте последовательно, как капелька ходит по кругу. Не запутайтесь.
(дети работают в командах, воспитатель подходит по очереди к столам, при надобности, задаю наводящий вопрос, подвожу к последовательности).
Прекрасно все получилось, осталось только наклеить да Водяному подарить.
А как вы думаете, мы нашли пропавшую воду? (ответы детей)
Давайте и Водяного успокоим. Расскажем ему, что мы узнали. Что вода на месте не сидит, а по кругу путешествует.
(дети говорят теплые слова Водяному)
Не грусти больше Водяной и не переживай никуда твоя вода не денется, попутешествует, пробежит по кругу, да к тебе же и вернется.
Ребята! Водяной очень рад вашим отчетам, больше никогда воду не потеряет.
Творческая работа.
Дети оживляют капельки. (Рисуют лица)
- Какие вы молодцы, поднимите каждый свою капельку, посмотрите какой у нас обильный дождик идёт в нашем зале.
Мы неплохо потрудились, воду пропавшую нашли. Водяному помогли! А сейчас детвора нам в обратный путь пора!
(Включить звук)
Ритуал выхода из сказки: «Волшебный колодец». - Встали в круг, взялись за руки. Давайте возьмем с собой все важное, что было сегодня, все чему научились. Протягивают руки вперед, показывая, как будто, что-то берут с собой и прикладывают к сердцу). Все это останется вместе с вами.
- Вот мы оказались в нашем мире.
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лёд,
Растает – и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьётся,
Дождём обернётся,
Вокруг оглянитесь
Вас окружает везде и всегда
Это волшебница вода (все хором!