Наталия Кирюшкина
Занятие по обучению эрзянскому языку
▼ Скачать + Заказать документы
(ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: РЕЧЕВАЯ, СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ, ПОЗНОВАТЕЛЬНАЯ, ФИЗИЧЕСКАЯ, ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ)
Программное содержание: обучать детей эрзянской разговорной речи, добиться правильного произношения слов. Уточнить и обобщить знания детей о животных. Воспитывать интерес к языку, желание разговаривать, понимать.
Методические приемы: беседа о весне, чтение стихотворения, дидактические игры: «кодамо кудось?», «мезе аистя?», «кие мезе вечки?», «вирень ракшат?». Физкультминутка.
Публикация «Занятие по обучению эрзянскому языку» размещена в разделах
Материал: карточки с именами, сюжетные картинки по временам года, четыре домика для времен года, дикие животные, продукты питания.
Предварительная работа: беседа о родном крае, рассматривание альбомов, книг, иллюстраций о временах года. Разучивание игр, стихов. Участие детей в дидактических и подвижных играх.
В: - Сегодня, ребята, замечательный, чудесный день, ярко светит солнышко, в детском саду гости. И мы продолжаем разговаривать на эрзянском языке.
В: - Шумбрачи инжеть. Шумбрачи эйкакшт!
Поближе познакомимся и найдем свои имена. Мон лемем Наталия Николаевна, а тонь кода леметь?
В: - Озада.
В: - Ваня, тон тейтерне, цёрыне?
Д: - Мон цёрыне.
В:- Ловить зяро цёрынят озадыт?
В: - А тон, Ева, тейтерне, цёрыне?
Д: - Мон тейтерне.
В: - Ловить зяро тейтернят озадыт?
В: - А тон, Андрей, ловить весе вейсэ?
Д: - Вейке, кавто, колмо, ниле, вете, кото, сисем, кавксо, вейксэ.
В: - Вы любите слушать сказки?
Д: -Да.
В: - В некотором царстве, в некотором государстве жили-были времена года: какие?
Д: - Зима, весна, лето, осень.
В: - Назовем на эрзянском языке.
Д: - Теле, тундо, кизэ, сёксь.
В: - И не было там ни какого порядка. Каждый жил сам по себе. Времена года часто ссорились и запутали свои дома. Но однажды появились в том царстве появились добрые волшебники. Нужно помочь отнести дома к своему времени года. Дом по эрзянски - кудо.
В: - Миша, тон кодамо саят кудо?
Д: - Ашо кудоньть теленьте канса.
Д: - Пиже - тундонтень.
Д: - Якстере - кизэнтень.
Д: - Ожо - сёксентень.
В: - А сейчас какое время года?
Д: - Весна.
В: - Иень шкась - тундо.
В: - Сколько месяцев в весне?
Д: - Три. Март, апрель, май.
В: - Месяц на эрзянском языке - ков.
В: - Тундонть колмо ковонзо.
В: - Мезе а истя? Апрель, май, январь - весенние месяцы?
Д: - Январь - зимний месяц. Телень ков, омбоце телень ков.
В: - Давайте послушаем стихотворение.
Д: - Тундо, тундо, мазый тундо!
Мартон вастовинек минь
Эрьва валске кальбулосо
Моры цёковось монень
Моры, кода ютавтызе
Лия масторсо теленть
Кода мелезэ молекшнесь
Чачома тарканзо кис.
В: - О чём говорится в стихотворении?
В: - Птицы любят это время года, а животные, люди? За что?
Д: - (Ответы детей)
В: - На эрзянском языке: «Лембе, кувака чить, пиже тикше».
Физкульт минутка:
«Вейке, кавто, колмо, ниле,
Тон ёвтык тонь икелет кие?»
В: - У нас в гостях дикие животные. Эрзякс вирень ракшат.
В: - Ловнынк косо сёрмадось овто валось - медведь,
Сеель - ёж,
ур - белка,
ривезь - лиса,
вергиз - волк,
нумоло - заяц.
В: - Если они у нас в гостях, надо их после зимы вкусненьким угостить.
В: - Мезде каванясынек овтоньть - медь вечки,
сеелесь - умарь,
урось - пешть,
ривезесь - велькс,
вергизысь - кал,
нумолось - морков.
В: - Чем мы занимались на занятии?
Д: - (Ответы детей)
В: - Ребята, вы молодцы, были очень активны, хорошо отвечали, играли, спасибо Вам. Сюкпря. Вастомазонок.
Литература
1. О. А. Воронкович (Добро пожаловать в экологию).
2. Рассказы о природе М. М. Пришвина, К. Поустовского.
Чтение стихотворений по временам года.
3. Мордовские народные игры. Методические рекомендации для воспитателей детских и дошкольных учреждений. А. И. Исайкина. Саранск 1993г.
4. Валдоня (Светлячок). Программа и методические рекомендации для дошкольных учреждений республики Мордовия. Саранск 2001г.