Родькина Мария Ивановна
Занятие по обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова МАК»
▼ Скачать + Заказать документы
Звуковой анализ слова МАК.
Цель: учить детей проводить звуковой анализ слова
Программное содержание : учить детей проводить звуковой анализ слов. Закрепить умение называть первый звук в слове, учить называть слова с заданным звуком.
Публикация «Занятие по обучению грамоте в старшей группе „Звуковой анализ слова МАК“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мак, маки. Полевые цветы
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Демонстрационный материал: картинка-схема слова МАК, 4 серые фишки, мяч, мелкие игрушки, указка.
Раздаточный материал: картинки-схемы слова МАК, серые фишки (по 4 на ребенка, указка.
Ход занятия:
Игра «Назови первый звук».
Игра проводится в кругу с мячом. Воспитатель произносит слова с интонационным выделением первого звука (ррепа, ллес, вволк) и бросает мяч ребенку. Тот называет первый звук в слове ([р],[л],[в]) и перебрасывает мяч воспитателю. В игре должны принять участие все дети.
Сегодня мы будем учиться составлять звуковую модель слова, играть со звуками, придумывать предложения.
Но сначала вспомним наше правило, как нужно вести себя на занятии :
Один, два, три, четыре, пять
Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.
Для того чтобы внятно, чётко говорить, сделаем гимнастику для язычка.
Артикуляционная гимнастика.
Раз, два, три –
Язычок вверх подними.
Четыре, пять –
Опусти вниз опять.
Ты, язык не обижай,
На качелях покачай.
Подними его скорей
Ему станет веселей.
Снова вниз опусти
И немного отдохни.
(Дети проходят на свои места)
5. Знаю, знаю наперед
Вы смекалистый народ.
Отгадайте-ка, ребятки,
Интересную загадку.
Загадка. Длинный тонкий стебелёк,
Сверху — алый огонёк.
Не растенье, а маяк —
Это ярко-красный (мак)
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно!
Звуковой анализ слова «МАК»
Воспитатель: Переверните ваши листочки. На них тоже отгадка.
Скажите, что это за клеточки под картинкой? ( Ответы детей: домики для звуков)
Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько клеточек? (Ответы детей)
– Значит, сколько звуков в слове «мак»?
– Произнесём слово «мак» так, чтобы каждый звук очень точно попал в свой «домик» (клеточку).
Воспитатель ведет указкой вдоль схемы и одновременно произносит вместе с детьми: [мммм] – [аааа] – [к].
-Какой первый звук в слове «мак»? (м)
– Обозначаем его серой фишкой, в первую клеточку слева направо. (Дети выполняют у себя на схемах, а воспитатель на доске.)
-Произнесём слово «мак» снова (Произносим слово с интонационным выделением 2-го звука.).
– Какой второй звук в слове «мак»? (а)
-Как мы его произносим? (свободно, его можно петь, тянуть).
-Обозначаем второй звук фишкой, во вторую клеточку.
-Произнесём слово «мак» ещё раз (выделяя третий звук).
– Какой звук последний? (к – 3-ий звук в этом слове)
– Его тоже обозначим фишкой.
Воспитатель: Сколько звуков в слове «мак»?
Назовите первый звук. (м)
Назовите второй звук. (а)
Назовите третий звук (к)
(на доске показать указкой)
Воспитатель: В слове мак есть звук, который можно громко крикнуть, сказать тихо, шепотом, можно потянуть, спеть. Произнесению этого звука во рту ничего не мешает – ни губы, ни зубы, ни язык. Кто отгадает, какой это звук? (Ответы детей) Сравним с первым звуком. Назовите его. Спойте его. Не получается? А звук «а» поется? Звуки, которые мы произносим полным голосом, которые можно громко крикнуть, сказать тихо, шепотом, можно потянуть, спеть и при произношении, нет препятствия, называют гласные звуки. Эти звуки обозначают красными фишками. Давайте запомним это правило и обозначим звук «а» красной фишкой.
Воспитатель: Давайте с вами еще раз произнесем все звуки в слове «мак» : «м» – этот звук можно потянуть, спеть, но нельзя крикнуть. При произношении этого – звука мы смыкаем губы. (Повторить)
Звук «о» – можно пропеть, потянуть, крикнуть (предложить детям проверить, сказать тихо, шепотом (дети шепчут звук «о»).
Звук «к» – этот звук мы не можем потянуть и когда мы его произносим нам мешает язычок, он упирается в небо. Только звук произносится свободно, во рту ничего не мешает.
Воспитатель: Как называется звук, который мы говорим полным голосом, которому во рту ничего не мешает? (Ответы детей) Какой фишкой его обозначим? (Ответы детей)
Физминутка.
Маленький для маленьких (Показывают высоту от пола)
Мак поднялся аленький (Поднимаются на носочках)
Аленький поднялся (Руки подняты высоко вверх)
Таким и остался (Застыть в последней позе)
Огляделся, присмотрелся, (Крутят головой)
На солнышке согрелся. (Гладят плечи).
У меня для вас опять необычная загадка. Слушайте ее внимательно она очень занимательная. Ответ ее не нужно называть, а дружно подойти и показать.
«Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят (Осень)
Дети подходят к иллюстрации осень.
Воспитатель: Представьте себе, что сейчас светит осеннее солнце. Поднимите руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло и приятно (расслабление). Спряталось солнышко, начался дождь, подул ветер. Сожмитесь в комочек – холодно (напряжение). Опять засветилось солнышко (расслабление).
Воспитатель: о каком времени года мы сейчас с вами поговорим. (Ответы детей) Вспомните и назовите осенние месяцы. (Ответы детей)
Воспитатель: Какая бывает осень? (Ответы детей)
Воспитатель: Что вы сейчас говорили? (Слова)
Воспитатель: Осень – запасиха, а зима – прибериха. Почему так говорят об осени? (ответы детей) Что вы сейчас говорили? (Предложения)
Воспитатель: как вы думаете, чем отличается предложение от набора слов? (Ответы детей)
Воспитатель: Я предлагаю вам составить предложения из 2-3-4 слов об осени.
Итог. Встанем в кружок.
– Какое правило вы сегодня узнали?
– Про какое время года мы сегодня с вами говорили?
– Какое задание показалось трудным?
– Какое задание по вашему мнению было самым интересным?
– Вы хорошо справились со всеми заданиями. Оцените свою работу при помощи смайликов. Если вы справились со всеми заданиями возьмите улыбающийся смайлик; если были трудности – прямой рот; если вы чувствовали себя неуютно – грусть.