Оксана Рябова
Занятие по обучению грамоте в старшей группе «В поисках звука [П]»
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение грамоте в старшей группе
«В поисках звука «П».
Программное содержание. Учить детей находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении; произносить слова, выделяя голосом нужный звук; находить место звука в слове (первый, в середине, последний).
Познакомить со звуком «П»; Закрепить пройденный материал;
Публикация «Занятие по обучению грамоте в старшей группе „В поисках звука [П]“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Развивать артикуляционную моторику; Развивать умение слушать друг друга и воспитателя; Совершенствовать связную речь; Развивать слуховое внимание, память.
Ход
1. Организационный момент, приветствие. –. Дети собираются в круг.
Приветствие: Здравствуй, правая рука.
Здравствуй, левая рука. Здравствуй, друг, здравствуй, друг,
Здравствуй, весь наш дружный Круг.
Ребята, давайте улыбаться друг другу, И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в мир звуков. А отправимся мы туда для того, чтобы познакомиться с новым звуком и все – все про него узнать! А чтобы правильно произносить звуки мы должны размять наш язычок.
2. Артикуляционная гимнастика
«Рыбки»
«Вкусное варенье»
«Чистим зубки»
«Часики»
«Лопаточка»
«Лошадка»
3. Повторение пройденного материала
Что вы знаете о звуках? (слышим и произносим)
Какие бывают звуки? (Гласные и согласные)
Назовите звуки, которые вы уже знаете? (А, О, У, И, Э,) это гласные звуки. Мы их поем.
На прошлом занятии мы с вами выучили стихотворение про жука. (вспомнить стих-е). Мы учили это стихотворение, а потом искали в нем какой-то звук. Какой? Да, звук ж.
4. Сегодня мы познакомимся с новым звуком, а с каким вы скоро узнаете. (Посадить)
Сегодня я прочту вам еще одно маленькое стихотворение Самуила Яковлевича Маршака, стихотворение про паровоз.
Послушайте:
Паровоз пускает пар,
Топку топит кочегар.
Хорошее стихотворение? О чем в нем говорится?
Вася. О паровозе.
Воспитатель. Что же нам рассказал Самуил Яковлевич Маршак о паровозе?
Саша. Что он пар пускает.
Воспитатель. Да, паровоз пускает пар, а почему? Самуил Яковлевич Маршак нам объясняет: потому что кочегар топит в нем топку, т. е. такую большую печку, которая находится на паровозе. Я вам прочту это стихотворение еще, а вы попытайтесь его запомнить:
Паровоз пускает пар,
Топку топит кочегар.
Воспитатель прочитывает стихотворение еще раз, а затем вызывает 2-3 детей повторить его. Хором повторять стихотворение не нужно.
Воспитатель. В стихотворении Маршака про жука мы с вами искали звук ж. А в этом стихотворении мы поищем другой звук. Слушайте очень внимательно, как я прочту вам сейчас стихотворение, угадайте, какой звук надо в нем найти :
Паровоз пускает пар,
Топку топит кочегар.
Воспитатель. Вот я вижу, что некоторые дети уже догадались, какой звук часто в этом стихотворении встречается. Я прочту еще раз, чтобы все услышали:
Паровоз пускает пар,
Топку топит кочегар.
Поднимайте, поднимайте руки все, кто услышал звук, который мы здесь ищем. Я его хорошо произношу:
Паровоз пускает пар,
Топку топит кочегар.
Скажи, София, какой звук ты часто слышишь в этом стихотворении?
София. Звук п.
Воспитатель. А ты, Полина?
Полина. Тоже п.
Воспитатель спрашивает еще нескольких детей, убедившись, что все правильно определили нужный звук, говорит: «Молодцы!
А в этом стихотворении звук п было труднее найти, чем звук ж в стихотворении про жука. Но вы правильно нашли, никто не ошибся. Очень вы меня порадовали. А кто хочет прочитать это стихотворение так, чтобы мы услышали в нем звук п?»
(Вызывает нескольких детей, которые с помощью воспитателя или самостоятельно читают стихотворение, выделяя звук п. Особая помощь воспитателя нужна при произнесении слов топку и топит.)
Д/И «Поймай звук»
Произнести знакомые звуки, когда дети услышат звук «П» они должны его поймать, т. е. хлопнуть в ладоши. (А, П, У, И, П, О, П, Э, Ж, П.)
Воспитатель. В каких словах в этом стихотворении есть звук п?
Витя. В слове паровоз. (Назвать позицию. Звука в слове)
Воспитатель. Да, в слове паровоз есть звук п. Еще? Только постарайтесь отвечать так, как я вас учила: в слове паровоз ест звук п. Еще в каком слове есть звук п?
Таня. В слове пар есть звук п, и еще в слове пускает есть звук п.
Воспитатель. Какая умница Танюша! Целых два слова нашла со звуком п. А еще в каких-нибудь словах есть здесь звук п? Послушайте (воспитатель читает стихотворение только в том случае, если дети затрудняются в ответе) :
Топку топит кочегар.
Ну вот, я вижу — Андрюша услышал, и Саша, и Светочка, и Оля. Ну, скажи, Оля, где ты еще услышала звук п?
Оля. В топке.
Воспитатель. В слове топка ты услышала звук П. Правильно.
А ты, Игорь, в каком слове нашел этот звук?
Игорь. В слове топит.
Воспитатель. Молодец! Скажем с тобой это слово так, чтобы все услышали в нем
звук п. Топит.
А теперь давайте вот что сделаем: первый ряд детей скажет хором слово топка, чтобы я услышала в нем звук п, а потом второй ряд детей скажет так же слово топит. А я послушаю, какой ряд лучше сказал слово со звуком п. Пожалуйста, первый ряд хором: топка. Очень хорошо!
А теперь второй ряд хором: топит. Молодцы! Оба ряда сказали очень хорошо. А самое лучшее было то, что все дети говорили громко, четко, поэтому и получилось так хорошо!
Физкультминутка «Буратино»
Буратино потянулся,
Раз нагнулся,
Два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Д/И с игрушками.
Теперь посмотрите на мой стол. Видите, на нем лежат игрушки: кукла, машинка, паровоз, пирамидка, погремушка и попугай. Я буду вызывать вас к себе, и вы будете брать у меня со стола игрушки. Но брать можно только такую игрушку, в которой есть звук п. И назвать ее нужно так, чтобы мы этот звук услышали. Иди ко мне, Саша. Возьми себе игрушку. (Саша берет паровоз.) Саша, скажи, это слово так, чтобы мы услышали в нем звук п.
Саша. Паровоз.
Воспитатель. Хорошо! Правильно выбрал игрушку и очень хорошо произнес ее название. Теперь пойдет Таня. Посмотрим, что она возьмет. (Таня взяла куклу.) Таня, скажи это слово так, чтобы мы в нем услышали звук п.
Таня. Кукла.
Воспитатель. Кук-ла, к-у-к-ла. Есть в этом слове звук п, Таня?
Таня. Нет.
Воспитатель. Да, в слове кукла нет звука п. А Танюша куклу взяла, наверное, потому, что она уж очень ей понравилась, да? Но ведь кукле можно дать имя, в котором есть звук п. Назвать ее, например, Поля. В слове Поля, Танечка, есть звук п?
Таня. Да, есть.
Воспитатель. Давайте, ребята, разрешим Тане взять куклу, но только теперь будем ее звать не кукла, а как, Таня?
Таня. Поля.
Воспитатель. Хорошо! Теперь подойдет ко мне Костя. Кого ты хочешь взять, Костя?
Костя. Паровоз.
Воспитатель. Скажи нам это слово так, чтобы мы в нем услышали звук п.
Воспитатель. Очень хорошо! Следующую игрушку возьмет Светлана. Почему ты не берешь ничего, Света?
Светлана. Больше нет с п.
Воспитатель. Разве? Давай проверим. Машинка — есть в этом слове звук п?
Дети. Нет!
Воспитатель. Правильно, нет. Клоун - есть в этом слове звук п?
Дети. Нет!
Воспитатель. Пирамидка — есть здесь звук п?
Дети. Да, есть.
Воспитатель. Света, а ты как думаешь? Есть в слове пирамидка звук п? Давай вместе скажем это слово: пирамидка.
Светлана. Есть!
Воспитатель. Конечно, есть. Вот мы с вами и разобрали у меня со стола все игрушки, в названии которых есть звук п.
Можно предложить детям поискать в группе игрушки, в названии которых есть
звук «П».
Д/И «Хлопай, топай, не зевай»
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру и найти звук «П» в картинках.
Дети по очереди вытаскивают картинку, показывают ее. Если в названии картинки есть звук «П», то дети кружатся и хлопают. Если нет звука «П», то дети приседают и молчат.
Итог: Мы выучили стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Паровоз». Нашли в нем слова со звуком п. А потом мы искали звук п в других словах — в игрушках, в картинках. Все занимались хорошо, старались. Молодцы!»
Рефлексия «Светофор»