Наташа Наумик
«Звук и буква А». Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Н. С. Наумик учитель — логопед
Фронтальное логопедическое занятие по обучению грамоте с воспитанниками старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с диагнозом ФФН, посещающими логопункт на базе МБДОУ ДС №1.
Время проведения занятия : вторая половина дня, в соответствии с графиком работы логопункта.
Педагогические технологии, применяемые на занятии :
Публикация «„Звук и буква А“, Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- здоровьесберегающие технологии для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма воспитанников (физ. минутка, чередование различных видов деятельности);
- коррекционно-развивающего обучения;
- проблемного обучения;
- поисковые;
- индивидуализированного воспитания.
Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация.
Тема: «Звук и буква А».
Цель: систематизировать знания воспитанников о гласном звуке и букве А.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Учить выделять гласный звук [А] и обозначать его буквой.
Коррекционно-развивающие:
- Формирование фонематического слуха и восприятия, звукослогового анализа и синтеза слогов.
- Закрепление понятия «гласный звук».
- Автоматизация звука [А] в слогах, словах, предложениях.
- Развитие мышления на основе отработки операций анализа и синтеза, внимания на основе формирования способности к распределению.
- Развитие кинестетических ощущений, общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Коррекционно-воспитательные:
- Формировать положительные установки на участие в занятии, усидчивость, умение слушать учителя-логопеда и детей.
- Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.
Оборудование:
Зеркала, палочки для спичечной мозаики, карточки с домашним заданием, карандаши, тетради, сюжетная картинка «Девочка качает куклу», карточки - символы звуков [А], [У] (большой красный круг и маленький красный круг, карточка с буквой «А», музыкальный центр, аудиозапись для физминутки.
Ход занятия
I. Организационный момент: обращение к личному опыту детей.
Логопед предлагает детям:
- вспомнить, с каким звуком и буквой они познакомились на прошлом занятии;
- дать характеристику этому звуку;
- вспомнить слова, которые начинаются на этот звук.
II. Основная часть занятия : знакомство с новым материалом.
1. Работа логопеда и детей у доски с предметными картинками.
Логопед выставляет картинки на доску, просит детей сказать, что изображено на картинках, какой звук чаще всего встречается в названии этих предметов.
Словарный материал: антенна, автобус, аист, арбуз, акробат, апельсин.
2. Артикуляция и характеристика звука [А].
Логопед показывает сюжетную картинку «Девочка качает куклу», читает стихотворение:
Широко рот открываем
Куклу ласково качаем:
«А-А-А-А-А-А».
Дети произносят звук [А] сначала хором, а затем индивидуально с разной силой голоса.
Работа детей с индивидуальными зеркалами: смотрят в зеркало, произносят звук [А] и делают вывод о том, что при произнесении звука [А] - рот широко открыт, язык лежит на дне ротовой полости, воздух во рту не встречает преграды.
Логопед даё т обобщающее понятие: «Гласные звуки - поют, танцуют, не встречают преград. Согласные - на все натыкаются, обо все спотыкаются. Согласные встречают преграду в виде губ, зубов, языка» (дети повторяют хором и по одному).
Дети вместе с логопедом делают вывод о том, что звук [А] – гласный звук, так как воздух во рту не встречает преграды, мы его можем пропеть. Символ звука [А] – большой красный круг.
3. Игровое упражнение «Светофор (выделение звука из ряда гласных звуков)».
Услышав гласный звук А, дети поднимают символ звука [А].
4. Дидактическая игра «Будь внимателен».
Логопед предлагает детям, отобрать картинки, в названии которых есть звук [А].
Словарный материал: аист, апельсин, кукла, пила, арбуз, автобус.
5. Дидактическая игра «Весёлый поезд».
В отобранных картинках, ребёнок определяет позицию (место) звука [А] в слове и помещает картинку в соответствующий вагончик (первый, последний, средний).
6. Физкультминутка
Дети угадывают звуки по беззвучной артикуляции, затем выполняют движения по тексту:
Хомка-хомка – хомячок - полосатенький бочок.
Хомка рано встает, щечки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка хочет сильным стать!
7. Дидактическая игра «Живые звуки».
Перед началом игры, детям раздаются карточки с символами звуков [А], [У].
Логопед произносит слог АУ. Дети отвечают на вопросы:
- Сколько звуков вы услышали?
- Какой первый звук вы услышали? Какой второй звук?
К доске выходят дети с карточками - символами звуков [А], [У], становятся так, чтобы получился слог АУ. Затем логопед просит детей поменяться местами и произнести новый слог.
8. Знакомство с буквой А.
Логопед демонстрирует иллюстрацию с изображением буквы А. Дети рассматривают её.
Логопед читает стихотворение про букву А :
Вот два столба наискосок,
Между ними поясок.
Далее дети выполняют задания:
- определяют на что похожа буква А,
- считают количество элементов её составляющих,
- прописывают букву А в воздухе,
- выкладывают букву А из счётных палочек,
- обводят трафарет буквы А, раскрашивают или заштриховывают красным карандашом,
- печатают в тетради строчку с буквой А.
III. Итог занятия. Оценка деятельности детей.
Логопед подводит итог занятия :
- дети вспоминают, с каким звуком и какой буквой они познакомились, дают характеристику звука [А].
- дети вспоминают, задания вызвавшие трудности, особый интерес и т. п.
Логопед благодарит детей и прощается с ними.