Светлана Дайнеко
Занятие по обучению грамоте с элементами моделирования для детей с ОНР «Увлекательно играем — букву М изучаем»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте с элементами моделирования в старшей логопедической группе с ОНР
"Увлекательно играем - звуки [ М- М’]и букву М изучаем"
МБДОУ№125 г. Мурманска
Автор: учитель-логопед Светлана Евгеньевна Дайнеко
Цель: автоматизация звуков [ М-М’] в слогах, словах, фразах, знакомство с буквой М.
Задачи:
Публикация «Занятие по обучению грамоте с элементами моделирования для детей с ОНР „Увлекательно играем — букву М изучаем“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
Коррекционно-образовательные
Дифференцировать звуки[ М-М’] на слух и в произношении;
Формировать понятие «согласный звонкий звук».
Упражнять в дифференциации звуков: «твёрдые - мягкие»;
Учить определять место звуков: в начале, середине, конце слов;
Учить звуковому синтезу слогов и их чтению;
Усвоить навык образования сложных слов;
Коррекция оптической дисграфии: моделирование и «превращение» буквы М.
Коррекционно-развивающие
Развитие речевого слуха, внимания, мышления, зрительной памяти, темпо- ритмической стороны речи, мелкой моторики, пространственных представлений.
Коррекционно-воспитательные
Воспитывать мотивацию к обучению через межличностные отношения (ребенок-педагог, развивать навык работы в группе.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки "Маша и медведь", изучение лексической темы "Продукты", разучивание считалки «Мяч», создание "Музея букв" (проект: логопед - дети - родители).
Оборудование: сказочный домик с изображением в окнах Маши и медведя;
цветная вклейка – символы звуков (корова мычит : МММ и теленок: мь мь. ,
схема из чередующихся кружков синего и зеленого цвета, 2 сумки из картона синего и зеленого цвета, шапочки "Живые звуки", буква М из веселой азбуки, изображение буквы П и «превращение» в букву М.
Раздаточный материал: зеркала, звуковые птички, звуковые символы (кружки синего и зеленого цвета, предметные картинки (мороженое, морковь, мясо, помидор, малина, мяч молоко, коврики из бархатной бумаги, бросовый материал: монеты, семечки, макароны.
Ход занятия:
I. Организационный момент: Логопед и дети стоят на ковре.
Логопед:
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Ребята, я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение. Затем соединим ладошки с соседями и подарим капельку тепла друг другу.
Пройдут и сядут за столы девочки, затем мальчики.
Основная часть
II.Логопед: Чтобы узнать с какими звуками мы сегодня познакомимся, нам необходимо выполнить интересное задание.
Перед вами сказочный домик. Сколько в нем этажей?
Дети: Один этаж. Значит дом – одноэтажный.
Логопед: Хотите узнать, кто живет в этом домике? Для этого нужно правильно открыть окна. Дима, открой, пожалуйста, правое окно. Кого ты видишь?
Ребенок: Я вижу Машу.
Логопед: Поля, открой, пожалуйста, левое окно. Кого ты видишь в нем?
Ребенок: Я вижу медведя.
Логопед: Ребята, откуда эти герои к нам пришли?
Дети: Из сказки «Маша и медведь».
Логопед: Они хотят с нами изучать звуки.
Ребята, скажите в слове Маша, какой первый звук?
Ребенок: В слове Маша первый звук [М].
Логопед: Произнесите звук [М] и проследите, глядя в зеркало, за губами. Его можно пропеть?
Дети: звук [М] коротко произносится, губы построили преграду, его нельзя пропеть.
Логопед: Воздух не может пройти через рот, но он нашел другой путь. Подставьте ладонь к лицу и произнесите звук [М]. Откуда выходит воздух? (выходит через нос).
Логопед делает вывод: если при произнесении звука воздух встречает преграду, то такие звуки называются согласными. Мы его обозначаем синим кружком.
Маша и медведь кричали,
Свои звуки называли.
Место звука подскажи
И кружочек положи.
Где слышится звук [М] в слове Маша? Отметьте его на звуковой птичке синим кружком.
Логопед: Какой звук слышится в начале слова медведь?
Дети: Звук [М’].
Логопед: А этот звук можно пропеть? Он согласный, только мягкий. Его будем обозначать зеленым цветом. Отметьте на звуковой птичке позицию звука [М’].
Ребята, а в слове домик, слышится мягкий или твердый звук? Положите зеленый кружок на середину слова.
Ребята, а вы заметили, что у вас нарисованы колокольчики на кружках. Это говорит о том, что звуки [М - М’] звонкие. Приложите тыльную сторону ладони к горлышку. Там живет голос. Если горлышко дрожит, значит - звонкий звук бежит.
Предъявляю цветную вклейку с изображением коровы и теленка.
Логопед: Произнесем звуки, глядя на схему, по очереди и все вместе.
Игра «Камень-подушка». Я вам буду произносить слоги, а вы будите руками имитировать «бросать камень», если услышите твердый звук [ М] и «подкладывать под ушко мягкую подушку» на мягкий звук [М’]: МА-МЯ-МИ-МО-МЕ - МУ-МЭ- МЫ-МИ.
Логопед: Я принесла две сумки: синего и зеленого цвета. Как вы думаете, какая для Маши, а какая для медведя, почему?
Дети: для Маши синяя сумка, так как в слове Маша твердый звук [М],
а для медведя зеленая, так как медведь – слышится [ М’].
Логопед: А вы подарите им свои картинки. Дети раскладывают картинки в сумки, объясняя, почему.
Логопед: Одним словом как назовем все содержимое сумок?
Дети: Это все продукты.
Логопед: Но медведь в своей сумке нашел что-то лишнее. Что это?
Дети: У медведя в сумке лишняя картинка - мяч, это не продукт.
Логопед предлагает убрать лишнюю картинку.
Физкультминутка: Чтобы мяч не скучал, вспомним считалку с движениями: на каждую строчку – четыре удара мяча об пол.
Чуть ударишь этот мячик-
Начинает он скакать.
Скачет, скачет, скачет, скачет,
И не хочет перестать.
Логопед: У нас есть ребята, чьи имена начинаются на звуки [М - М’]?
Дети: Я - Матвей.
Игра «Живые звуки»
Логопед: Матвей, становись и в звук [М] превратись, надень шапочку со звуком [ М]. Часть детей надевают шапочки с гласными звуками и по очереди приходят в гости к звуку[ М ]все дружно читаем прямые и обратные слоги:
МА - АМ, МО - ОМ, МУ - УМ, МИ - ИМ, МЫ - ЫМ, МЭ-ЭМ.
Звуки [ М – М’] мы будем обозначать буквой М.
Палочка и палочка
Между ними галочка.
Предлагаю встать и взяться за руки.
Взявшись за руки мы встали и на М похожи стали (В. Степанов).
Логопед: Маша и медведь хотят вам рассказать сказку о том, как появилась буква М.
Стояла как-то в чистом поле буква П. Прилетела ворона и села на перекладину - верхнюю палочку. Ворона была тяжелая, перекладина переломилась.
М - М- М! -промычали все буквы. Увидев случившееся, решили не чинить бедняжку, а новую букву так и назвали: буква М. А теперь давайте с помощью наших помощников-пальчиков будем изображать сказку. Я буду рассказывать, а вы будете показывать.
Пальчиковая гимнастика:
Большие пальцы соединить, указательные опустить вниз, а остальные в кулак сжать.
Логопед: Сколько палочек у буквы М?
Дети: Четыре.
Предлагаю для Маши и медведя сделать сюрприз: выложить букву М из монет, семечек.
Наш музей пополниться буквой М
Логопед: Но Маша и медведь предлагают, чтобы вы превратили букву М в мяч.
Мяч какой формы?
Дети: Круглой.
III. Итог занятия. Маша и медведь любуются мячами, которые дети выполнили и угощают ребят медалями (шоколадными). Ребята делятся впечатлениями, что им понравилось на занятии.
Литература:
1. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Конспекты занятий. - М. : ТЦ Сфера, 2009.
2. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М. : Владос, 1998.
3. Парамонова Л. Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. -
С. -Пб: Детство-Пресс, 2006.