Наталья Соколова
Занятие по образовательной области «Речевое развитие». Пересказ рассказа по опорным схемам «Отчего у лисы длинный хвост?»
▼ Скачать + Заказать документы
Основная организованная деятельность по образовательной области «Речевое развитие»
Тема «Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?»»
Цель: Учить связно последовательно пересказывать рассказ с опорой на графические схемы, отображающие последовательность событий. Закреплять использование разнообразных речевых конструкций в формировании речевых высказываний. Развивать фразовую речь и навыки составления распространенных ответов на вопросы. Воспитывать отзывчивость, доброту к животным.
Публикация «Занятие по образовательной области „Речевое развитие“, Пересказ рассказа по опорным схемам „Отчего у лисы длинный хвост?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лиса, лисичка. Литература, сказки о лисе для детей
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Хвосты. Все про хвостики
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Предварительная работа: Чтение рассказа Н. Сладкова «От чего у лисы длинный хвост?», чтение сборника рассказов о животных «Кот – ворюга», рассматривание иллюстраций, повторение лексической темы «Дикие животные, отгадывание загадок. Дидактические игры «Кто больше подберет действий?», «Чья голова?», «Чей хвост?». Закрепление умения составлять сложные и распространенные предложения.
Оборудование: рассказ Н. Сладкова «Отчего у лисы длинный хвост?», графические схемы, свежий лимон, корзина с лисятами, фишки по количеству детей (с обратной стороны с цифрами 1 и 2, игра-презентация «Что делает лисёнок?».
Ход ООД
Этапы оод Деятельность воспитателя
1. Организационный момент.
Мотивационно-ориентировочный этап.
Лунтик загадывает загадку.
2. Подготовка к восприятию текста
Воспитатель показывает картинку к рассказу – лисята
3. Чтение рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?»
4. Беседа по содержанию.
На вопросы дети отвечают полным предложением.
5. Игра на уточнение значения слов «Трудные слова»
6. Лексико-грамматические упражнения а)Игра «Подбери признаки»
Обогащение словаря прилагательными.
Воспитатель вносит корзину с лисятами, дети разглядывают лисят, гладят
б) игра «Подбери слова – родственники»
в) Игра-презентация «Что делает лисенок?»
7. Повторное чтение рассказа.
8. Составление графического плана рассказа.
Воспитатель на столе беспорядочно выкладывает графические схемы.
9. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде графических схем.
Воспитатель предлагает детям взять цветные фишки, найти свою пару, по цветовой гамме фишки.
10. Итог. В гости к детям приходит Лунтик.
Лунтик: Здравствуйте, ребята! Вчера мне загадали новую загадку, я никак не могу отгадать, помогите мне.
Посмотри какая –
Вся горит, как золотая!
Ходит в шубе дорогой,
Хвост пушистый и большой.
(лиса)
Лунтик: - Я не знаю такого зверя!
В: Может расскажем Лунтику о лисе много интересного?
Лунтик, ребята, очень много написано сказок, стихов и рассказов, загадок о лисе. Сегодня мы вспомним рассказ Н. Сладкова «Отчего у лисы длинный хвост?»
Кто здесь главные герои? (лисята)
-Послушайте я вам прочту отрывок из этого рассказа. Чтение.
-Отчего же становится длинным лисий хвост? (Лисий хвост становится длинным от любопытства).
-В какую пору лисята становятся любопытными? (Лисята становятся любопытными в ту пору, когда прорежутся глаза).
- Что им там интересно? (Им интересно, что там шевелится, шумит и чем там пахнет)
- Лисята всего боятся им страшно, они еще маленькие. Поэтому лисята высовываются из норы только на длину своего хвостика. А страх у лисят пройдёт? Кто им поможет преодолеть этот страх? (Мама поможет лисятам преодолеть страх, ничего не боятся).
-Сейчас мы поиграем в игру «Трудные слова».
-что означает невиданное? Покажите (Дети закрывают руками глаза.) Невиданное – означает никогда не видели.
-что означает неслыханное? Покажите. (Дети закрывают уши руками). Неслыханное – означает никогда не слышали.
-Что означает нечуянное? (предположение детей). Закройте глаза и по запаху догадайтесь что у меня на блюдце? (Лимон).
-Правильно вам этот запах знаком, а если бы вы никогда не пробовали лимон, то не поняли бы что это.
Воспитатель достает из конверта схематическое изображение лисьей головы.
-Посмотрите на схему. Что означает перечеркнутый глаз, перечеркнутое ухо, перечеркнутый нос? (Невиданное, неслыханное, «нечуянное»).
-В нашем рассказе лисята любопытные. Что означает любопытство? (Это когда все хочется увидеть, услышать, потрогать, понюхать.)
-Ребята, а у меня ещё есть «трудные» слова. Что значит прорезались? Правильно, появились. Что может прорезаться? (Глаза, зубы, росток, голос.)
-Теперь встаньте на носочки, руки потяните вверх и потянитесь. Мы с вами сразу стали выше. Что значит вытягиваться? Правильно – становится длиннее.
-Повторите за мной трудные слова: невиданное, неслыханное, «нечуянное», любопытство, вытягиваться, прорезались.
-Какие лисята по характеру, по повадкам? (Шустрые, глупенькие, игривые, любопытные, трусливые, осторожные).
-У лисят какие ушки? (Чуткие, маленькие)
-Глазки какие? (Маленькие, узкие, блестящие)
-Лапки какие? (Тоненькие, слабенькие)
-А хвостик какой? (коротенький, рыженький, пушистеньки).
-Кто у нас в корзине? (Лисята).
-Воспитатель убирает двух лисят.
-А теперь кто сидит в корзине? (Один лисенок)
-Как зовут маму лисят? Папу? (Лиса, лис).
-Где они живут? (в норе) Чья нора? (Лисья нора).
Воспитатель показывает презентацию и спрашивает.
-Что делает лисенок? (Лисенок смотрит на дятла. Маленький лисенок нюхает цветок. Шустрый лисенок бегает за бабочкой. Труслиивый лисенок выглядывает из норы. Лисенок рассматривает пестрого жука. Маленький лисенок наблюдает за змеей.)
-Я прочитаю рассказ еще раз. Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить.
-Эти схемы помогут вам при рассказе. С чего начинается рассказ?
Воспитатель совместно с детьми составляет план рассказа с наглядной и вербально опорой. На наборное полотно дети по порядку выставляют графические схемы.
- Поиграем в игру «Расскажи с другом».
Дети парами пересказывают рассказ, один ребенок начинает пересказ, другой продолжает в зависимости от номера на фишке.)
- Чей рассказ понравился больше? Почему?
-Молодцы! Все справились!
Лунтик: Теперь я всё запомнил и передам своим друзьям, спасибо вам!